ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-128/2016 от 19.01.2016 Выселковского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-2026/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2016 года ст. Выселки

Судья Выселковского районного суда Краснодарского края Кальчевский А.Н.,

при секретаре Ересько Е.С.,

с участием представителя административного истца Джабаровой Ю.М.,

представителя административных ответчиков -

УИК №832 и ТИК Выселковская по доверенностям – Мурадовой О.К.,

помощника прокурора Выселковского района Коломиец М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску представителя кандидата на должность губернатора Краснодарского края Руденко А.В. по доверенности Джабаровой Ю.М. к Участковой избирательной комиссии №832, Территориальной избирательной комиссии Выселковская о понуждении проведения повторного подсчета голосов, признании результатов голосования по выборам губернатора Краснодарского края 13 сентября 2015 года на избирательном участке №832 недействительными и отмене решения (протокола) участковой избирательной комиссии №832 об итогах голосования, отмене решения Территориальной избирательной комиссии Выселковская о результатах голосования по выборам губернатора Краснодарского края 13 сентября 2015 года, понуждении Территориальной избирательной комиссии Выселковская внесения изменений в итоговый протокол и сводную таблицу результатов голосования по выборам губернатора Краснодарского края 13 сентября 2015 года,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Руденко А.В. по доверенности Джабарова Ю.М., действуя в интересах указанного лица, обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя исковые требования тем, что (__)____ года Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края ... Руденко А.В. был зарегистрирован кандидатом на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края, о чем ему было выдано соответствующее удостоверение. Всего было зарегистрировано 5 кандидатов: К.В.И. - ..., ...; О.Н.И. - ...; Ф.С.Д. - ...; П.В.Н. - ... и Руденко А.В. - .... 13 сентября 2015 года в Краснодарском крае состоялись выборы на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края, в которых Руденко А.В. принял участие в качестве кандидата. Ознакомившись с официальными данными итогов голосования, обнаружил, что в результатах голосования на избирательном участке №832 за кандидата К.В.И. было отдано 703 голоса или 88,32 %; за кандидата О.Н.И. - 85 голосов или 10,68 %; за кандидата П.В.Н. - 5 голосов или 0,63 %; за кандидата Руденко А.В. - 1 голос или 0,13 %; за кандидата Ф.С.Д. - 2 голоса или 0,25 %.Число недействительных бюллетеней - 0. Число избирателей, включенных в списки - 884 человека. Явка избирателей составила 90,05 %. По результатам голосования на избирательном участке был составлен протокол участковой комиссии об итогах голосования, первый экземпляр которого с соответствующей документацией передан в ТИК Выселковская для подготовки сводной таблицы и протокола об итогах голосования. Соответствующие данные были переданы в вышестоящую избирательную комиссию Краснодарского края для подведения итогов выборов по краю и их официального опубликования. Он не согласен с результатами голосования на избирательном участке №832 по следующим основаниям. Руденко А.В. в период проведения предвыборной агитации, была проведена активная работа. Так, на территории края им были организованы штабы, занимающиеся предвыборной агитацией; он принял участие во всех бесплатных теле- и радио дебатах, использовал 510 минут телевизионного эфира и 180 минут радиоэфира; выпустил в эфир суммарно 494 одноминутных видеороликов и 240 тридцатисекундных аудиороликов; опубликовал свою предвыборную информацию во всех печатных СМИ городов и районов края в количестве 46 изданий, общим тиражом 531 152 экземпляров. В том числе информация о нем, как о кандидате была размещена в газете «Власть Советов» от 11 августа 2015 года и распространена на территории Выселковского района общим тиражом 6000 экземпляров; распространил сотни тысяч листовок и календарей, а также 900 000 тираж информационного бюллетеня. На проведение указанной работы им из избирательного фонда было израсходовано 3 375 780 рублей 80 копеек. При общем проценте явки избирателей по краю, составляющем 46,33 %, на данном избирательном участке явка составила 90,05 %. Данное обстоятельство вызывает сомнения, поскольку, априори, в этот день граждане могли болеть, выезжать за пределы края, находиться на лечении, подверглись влиянию погодных условий (в этот день на территории Краснодарского края шли ливневые дожди практически весь день, в том числе и по Выселковскому району). Более того, по результатам голосования на данном избирательном участке по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2011 года, за «Справедливую Россию» было отдано 48 голосов или 6,20 %, за ЛДПР - 99 голосов – 12,79%, за КПРФ - 97 голосов или 12,53% за Единую Россию - 513 голосов – 66,28%. Полагает, что позиция избирателей не могла настолько измениться. Считает, что участковой избирательной комиссией №832 были допущены нарушения порядка голосования, в том числе подсчета голосов, и установления итогов голосования на участке, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, проживающих на данном участке. На основании этих некорректных данных допущены нарушения ТИК Выселковская, внесены в сводную таблицу по территориальному округу, что в совокупности нарушило активное и пассивное избирательное право граждан Российской Федерации, гарантированное ст.32 Конституции Российской Федерации. В связи с чем, просит суд обязать УИК №832, в присутствии сторон административного дела провести повторный подсчет голосов и внести соответствующие изменения в протокол комиссии об итогах голосования; признать результаты голосования по выборам главы администрации (губернатора) Краснодарского края 13 сентября 2015 года на избирательном участке №832 ст. Крупская Выселковского района Краснодарского края, - недействительными и отменить решение (протокол) УИК №832 об итогах голосования; отменить решение ТИК Выселковская о результатах голосования по выборам главы администрации (губернатора) Краснодарского края 13 сентября 2015 года; обязать ТИК Выселковская внести соответствующие изменения в итоговый протокол и сводную таблицу результатов голосования по выборам главы администрации (губернатора) Краснодарского края 13 сентября 2015 года.

Представитель административного истца – Джабарова Ю.М. - настаивала на удовлетворении административного иска в полном объеме. Полагает, что ТИК Выселковская были опубликованы результаты выборов, которые кандидат вправе обжаловать в трехмесячный срок. Данные результаты содержатся на сайте Избирательной комиссии Краснодарского края. Полагает, что при разрешении спора необходимо руководствоваться положениями ст.70, ст.72 и ст.45 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Считает доводы возражений несостоятельными.

Представитель административных ответчиков – Участковой избирательной комиссия №832 и Территориальной избирательной комиссии Выселковская по доверенностям – Мурадова О.К. - в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательного участка №08-32 подписан членами комиссии 13 сентября 2015 года, протокол территориальной избирательной комиссии Выселковская об итогах голосования по выборам главы администрации (губернатора) Краснодарского края подписан членами комиссии 14 сентября 2015 года. Заявление административным истцом подано 10 декабря 2015 года. Таким образом, на дату подачи административного искового заявления истек 10-дневный срок обжалования решений участковой избирательной комиссии избирательного участка №08-32 об итогах голосования и территориальной избирательной комиссии Выселковская об итогах голосования по выборам главы администрации (губернатора) Краснодарского края 13 сентября 2015 года. Кроме того, протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательного участка №08-32 и протокол территориальной избирательной комиссии Выселковская об итогах голосования по выборам главы администрации (губернатора) Краснодарского края 13 сентября 2015 года не содержат указаний на наличие каких-либо особых мнений членов комиссий, например, связанных с сомнениями по поводу законности голосования на участках. В состав участковой комиссии избирательного участка № 08-32 входит член с правом решающего голоса от политической партии «Справедливая Россия». Жалоб на действия участковой избирательной комиссии избирательного участка №08-32 по организации голосования и подсчета голосов избирателей в указанную комиссию, а также в территориальную избирательную комиссию Выселковская не поступало. Административный истец в своем заявлении в суд также не указывает на какие-либо нарушения избирательного законодательства, а выдвигает лишь предположения, ничем не подтвержденные. Полагает, что доводы административного истца противоречат положениям ст.70 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.62-ст.64 Закона Краснодарского края №2519-КЗ «О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края». При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска нет.

Помощник прокурора Выселковского района Коломиец М.А. полагал необходимым оставить административное исковое заявление без удовлетворения, так как административным истцом пропущен процессуальный срок обжалования. Нарушений избирательных прав, влекущих отмену обжалуемых решений, не установлено.

Суд, выслушав стороны, заключение помощника прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований административного истца необходимо отказать по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ч.2 ст.46 Конституции РФ следует, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ч.2 ст.75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

На основании ч.15 ст.239 КАС РФ следует, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

На основании постановления избирательной комиссии Краснодарского края ... от (__)____ (л.д.7-9), Руденко А.В. - ..., был зарегистрирован кандидатом на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края (__)____ года и ему было выдано удостоверение зарегистрированного кандидата на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края ... от (__)____ (л.д.10), действительное до (__)____.

В судебном заседании установлено, что в настоящем административном исковом заявлении, направленном в адрес Выселковского районного суда 10 декабря 2015 года, подписанном представителем административного истца Джабаровой Ю.М. по доверенности серии ... от (__)____ (л.д.27), имеющим диплом негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (л.д.26), содержатся требования о признании итогов голосования по выборам главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 сентября 2015 года на избирательном участке №832 ст. Крупская, - недействительными, отмене решения (протокола) УИК №832 об итогах голосования, отмене решения Территориальной избирательной комиссии Выселковская о результатах голосования по выборам губернатора Краснодарского края 13 сентября 2015 года.

В соответствии с ч.1 ст.70 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом.

Согласно ч.1 ст.64 Закона Краснодарского края от 03 июля 2012 года №2519-КЗ «О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края» следует, что на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из территориальных избирательных комиссий, избирательная комиссия Краснодарского края после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

То есть, участковая и территориальная избирательные комиссии не определяют результаты выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края, а только лишь подводят итоги голосования на соответствующих территориях.

Согласно с ч.2 ст.240 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования, аналогичные положения закреплены и в п.3 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Как следует из п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных, прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 31 и 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращенные), продолжительность которых зависит от стадии избирательной кампании, кампании референдума и от характера предъявленных требований.

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательного участка №08-32 подписан членами комиссии 13 сентября 2015 года, протокол территориальной избирательной комиссии Выселковская об итогах голосования подписан членами комиссии 14 сентября 2015 года, при этом оба документа не содержат указаний на наличие каких-либо особых мнений членов комиссий, в том числе, связанных с сомнениями по поводу законности голосования на участках.

То есть, указанные выше протоколы соответствуют требованиям ст.68, ст.69, ст.67, Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Нарушений избирательных прав, определенных п.1.2 ст.77 вышеуказанного Федерального закона, в административном иске не указано, доказательств наличия нарушений не представлено.

Согласно ч.7 ст.240 КАС РФ следует, что сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

В соответствии с ч.10 ст.240 КАС РФ вышеуказанной статьи следует, что пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

На основании ч.5 ст.138 и ч.5 ст.180 КАС РФ, при установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.

Таким образом, с учетом пропуска процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об отмене итогов голосования и не возможностью восстановления данного срока, у суда имеются достаточные основания для отказа в удовлетворении данных административных исковых требований.

А поскольку исковые требования о понуждении проведения повторного подсчета голосов, о понуждении Территориальной избирательной комиссии Выселковская внесения изменений в итоговый протокол и сводную таблицу итогов голосования по выборам губернатора Краснодарского края 13 сентября 2015 года производны от требований о признании итогов голосования по выборам главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 сентября 2015 года на избирательном участке №832 недействительными и отмене решения (протокола) УИК №832 об итогах голосования, отмене решения Территориальной избирательной комиссии Выселковская об итогах голосования по выборам губернатора Краснодарского края 13 сентября 2015 года, а также нарушений избирательного законодательства в ходе судебного заседания не выявлено, то иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ч.10 ст.240, ч.5 ст.138, ч.5 ст.180 ст.ст.179-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований представителя кандидата на должность губернатора Краснодарского края Руденко А.В. по доверенности Джабаровой Ю.М. к Участковой избирательной комиссии №832, Территориальной избирательной комиссии Выселковская о понуждении проведения повторного подсчета голосов, признании результатов голосования по выборам губернатора Краснодарского края 13 сентября 2015 года на избирательном участке №832 недействительными и отмене решения (протокола) участковой избирательной комиссии №832 об итогах голосования, отмене решения Территориальной избирательной комиссии Выселковская о результатах голосования по выборам губернатора Краснодарского края 13 сентября 2015 года, понуждении Территориальной избирательной комиссии Выселковская внесения изменений в итоговый протокол и сводную таблицу результатов голосования по выборам губернатора Краснодарского края 13 сентября 2015 года, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: