ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-128/2021 от 02.03.2022 Вашкинского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-4/2022

УИД 35RS0005-01-2021-000271-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Липин Бор Вологодской области 02 марта 2022 года

Вашкинский районный суд Вологодской области в составе судьи Васильевой Е.Э., при секретаре Захаровой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области к станичному казачьему обществу «Станица Вашкинская» о ликвидации и исключении из государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л :

административный истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее – управление) обратился с административным исковым заявлением о ликвидации станичного казачьего общества «Станица Вашкинская» ( далее - общество) и исключении его из государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе плановой документальной проверки станичного казачьего общества «Станица Вашкинская», проводимой в период с 14.01.2020 по 10.02.2020 на основании распоряжения начальника Управления Минюста России по Вологодской области от 10.12.2019 № 736 –р, были выявлены нарушения обществом действующего законодательства Российской Федерации и положений устава, которые не были устранены обществом, несмотря на неоднократные предупреждения и исчерпывающие меры воздействия, предпринятые административным истцом.

Определением суда от 02.02.2022 к участию в деле в соответствии с частью 5 статьи 41 КАС РФ в качестве административных соответчиков привлечены учредители станичного казачьего общества «Станица Вашкинская» ФИО1, ФИО2, ФИО3

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - станичного казачьего общества "Станица Вашкинская " в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, возражений на заявление не представил.

Административные ответчики – учредители казачьего общества ФИО1,, ФИО2, ФИО3 извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Заинтересованные лица – межрайонная ИФНС № 11 России по Вологодской области, межрайонная ИФНС № 5 России по Вологодской области о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Суд, исследовав материалы дела, изучив доводы административного истца, установил следующее.

Решение о государственной регистрации Станичного казачьего общества «Станица Вашкинская» принято Управлением Минюста Российской Федерации по Вологодской области ( далее - управление ) при его создании 28.01.2014 года.

07.02.2014 года Управлением ФНС по Вологодской области в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации общества, организации присвоен основной государственный регистрационный номер (ОГРН) <***>.

12.04.2014 общество включено в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций управления за учетным номером 3515010021.

Атаманом казачьего общества согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на дату рассмотрения дела является ФИО1

В соответствии с п.1.1 устава Станичное казачье общество «Станица Вашкинская» является некоммерческой организацией, в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях, федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», иными нормативно-правовыми актами, уставом.

В ходе проводимой управлением в период с 14.01.2020 по 10.02.2020 проверки станичного казачьего общества «Станица Вашкинская» было установлено нарушение обществом действующего законодательства Российской Федерации и положений устава., заключающиеся в следующем.

Казачьим обществом не были представлены сведения о среднесписочной численности за 2017 год, в связи с чем Межрайонной ИФНС России № 5 по Вологодской области было вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пункт 1.6 устава, предусматривающий регистрацию эмблемы организации, не соответствует пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях», согласно которому описание символики должно содержаться в ее уставе.

В нарушение пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции круга (общего собрания членов казачьего общества), содержащегося в п.4.3. Устава, не содержит вопросов об утверждении устава, об определении порядка приема в состав общества казаков, об утверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности, о принятии решений о создании организацией других юридических лиц и участии в других юридических лицах, о создании филиалов и представительств, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), утверждении ликвидационного баланса, о назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора казачьего общества. Решение иных вопросов, не относящихся к компетенции круга, предусмотрено как в полномочиях правления ( п.4.6. устава), так и в полномочиях атамана ( п.4.7. устава), конкретного распределения вопросов, не относящихся к компетенции круга, уставом не закреплено.

В п.9.6.устава имеется ссылка на утратившую силу ч.2 п.2 ст.61 ГК РФ.

Пунктом 4.6. устава казачьего общества предусмотрена периодичность проведения заседаний Правления казачьего общества не реже, чем один раз в месяц. Протоколов заседания Правления казачьего общества за 2017,2018 и 2019 годы на проверку не представлено, в связи с чем невозможно было установить соблюдение требований п.4.6. устава общества.

В нарушение статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» в обществе не сформирована учетная политика, что не позволяет установить соответствие деятельности казачьего общества по расходованию средств и использованию иного имущества.

Отсутствие в уставе положений о порядке приема в состав общества его членов (казаков) не позволяет достоверно определить его численность.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 03.02.2020 список членов станичного казачьего общества составлял 20 человек, при подведении итогов за 2019 год на общем собрании (круге) присутствовало 57 человек, 21.12.2018 года на общем собрании присутствовало 34 человека, по состоянию на 19.12.2017 года список членов казачьего общества составлял 105 человек.

Кроме того, в течение всего срока проверки, проводимой управлением, атаман казачьего общества «Станица Вашкинская» ФИО1 не представил на проверку должностному лицу управления требуемые документы.

По данному факту 17.03.2020 постановлением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 45 он как должностное лицо признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1. КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.

24.09.2020 общество уведомило административного истца о том, что атаманом общества избран ФИО3, ФИО1 сложил с себя полномочия атамана казачьего общества.

В связи с получением данного уведомления обществу 02.10.2020 было направлено разъяснение о порядке внесения изменений в ЕГРЮЛ в части смены руководителя казачьего общества, которое было получено адресатом, однако до настоящего времени сведения в ЕГРЮЛ о лице, которое является единоличным исполнительным органом казачьего общества, не внесены.

Непредставление документов, которые необходимы для внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, в нарушение статьи 23, пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» является грубым нарушением порядка осуществления деятельности.

В нарушение требований статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 281-ФЗ « О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона « О государственной службе российского казачества» до настоящего времени устав общества не приведен в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» управлением в адрес казачьего общества были вынесены четыре письменных предупреждения: № 35/03-784 от 10.02.2020, № 35/03-3037 от 15.06.2020, № 35/03-5132 от 28.09.2020, № 35/03-6791 от 17.12.2020 о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации. Все предупреждения получены обществом, в установленном порядке не обжалованы, указанные нарушения законодательства устранены в предложенные сроки не были.

Каких-либо обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии объективных препятствий для выполнения обществом требований о приведении устава общества в соответствие с требованиями законодательства, о внесении в ЕГРЮЛ сведений о лице, являющимся единоличным исполнительным органом казачьего общества, о формировании учетной политики общества, судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком – казачьим обществом допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, допущены в течение длительного времени, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

Согласно пункту 1 статьи 18 ФЗ № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ", такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, пунктами 2,3,5 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, пункта 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранные некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года № 456, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области наделено полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением некоммерческими организациями требований действующего законодательства и по обращению в суд с административным иском об их ликвидации.

Учитывая изложенное, требования административного истца о ликвидации станичного казачьего общества «Станица Вашкинская» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 61 Гражданским кодексом Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Согласно отзыва на исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Вологодской области в настоящее время у общества имеются неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на общую сумму 450 рублей, в том числе доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01.01.2020, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, по состоянию на 10.01.2022 на сумму 200 рублей, штраф за непредоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на сумму 250 рублей.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом законом закреплена необходимость проведения процедуры ликвидации юридического лица, направленная, в том числе, на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица, после завершения которой становится возможным внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица.

Пунктом 5 статьи 61 ГК РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица.

Учитывая наличие у казачьего общества задолженности перед налоговым органом, отсутствие в уставе общества положений, регламентирующих порядок ликвидации общества, суд считает целесообразным применить к спорным правоотношениям положения п. 5 ст. 61 ГК РФ, возложив обязанность по ликвидации на учредителей, сведения о которых на момент рассмотрения спора содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

требования административного истца удовлетворить частично.

Ликвидировать станичное казачье общество «Станица Вашкинская», зарегистрированное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, ОГРН <***>.

Возложить обязанности по осуществлению процедуры ликвидации станичного казачьего общества «Станица Вашкинская» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу на учредителей – ФИО2, ФИО1, ФИО3.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2022 года.

Судья Е.Э. Васильева

<данные изъяты>

<данные изъяты>