ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1290/20 от 14.07.2020 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

26RS0035-01-2020-002223-10

Дело № 2а-1290/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 14 июля 2020 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,

при секретаре Кубрак М.С.,

с участием старшего помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Писаренко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о возложении обязанности провести межевание земельных участков под газораспределительными сетями, произвести кадастровый учет газораспределительных сетей, о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на газораспределительные сети,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Шпаковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о возложении обязанности провести межевание земельных участков под газораспределительными сетями, произвести кадастровый учет газораспределительных сетей, о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на газораспределительные сети.

В обоснование заявленных требований прокурор Шпаковского района Ставропольского края указал, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края программ, в рамках которых за счет средств бюджетов предусмотрено строительство (реконструкция) объектов капитального строительства (незавершенного строительства).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.

Согласно Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 (далее – Порядок № 424) определен порядок ведения реестра муниципальной собственности, который в соответствии с пунктом 3 Порядка № 424 возложен на Администрацию.

В Реестре должны учитываться муниципальные организации, недвижимое имущество (жилые и нежилые помещения, строения, здания и сооружения, инженерные сооружения и сети, земельные участки и прочее имущество), движимое имущество (транспортные средства, движимое имущество, остаточная стоимость которого превышает 200,0 тыс. рублей, находящиеся в муниципальной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, нематериальные активы) и незавершенное строительство.

Установлено, что в нарушение требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Закона № 131-ФЗ, Закон № 218-ФЗ, Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», Порядка № 424, реестр муниципального имущества не содержит в себе все обязательные сведения, подлежащие отражению.

Так, в частности, в реестре подлежат отражению сведения о кадастровых номерах муниципального недвижимого имущества; площади, протяженности и (или) иных параметрах, характеризующих физические свойства недвижимого имущества; о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); о кадастровой стоимости недвижимого имущества; об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения, которые не нашли своего отражения в отношении шести объектов незавершенного строительства - газораспределительных сетей, которые возводились за счет бюджетных средств.

Согласно п. 6 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

На основании ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Учитывая, что газораспределительные и водопроводные сети относятся к объектам недвижимости, на них распространяются положения ст. 130 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Государственная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. В силу закона только государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.

Отвод земельного участка для размещения газораспределительных сетей осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Ранее прокуратурой района установлено, что на территории муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края расположено 5 (пять) объектов незавершенного строительства – газораспределительных сетей, которые возводились за счет бюджетных средств, а именно: газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 9,8 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 0,466 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 2,965 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженность 3,183 км; газораспределительные сети нечетной стороны <адрес>, протяженностью 4,481 км.

Указанные объекты являются объектами, по которым администрацией муниципального образования работы по межеванию земельных участков не проведены. Кроме того, в отношении указанных газораспределительных сетей кадастровый учет не проведен, собственник не установлен.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования Татарского сельсовета внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, которое рассмотрено. Вместе с тем, до настоящего времени администрацией МО Татарского сельсовета меры по межеванию земельных участков и постановке их на кадастровый учет, под указанными газораспределительными сетями не приняты.

Бездействием администрации муниципального образования Татарского сельсовета нарушаются права неопределенного круга граждан на безопасность жизни и здоровья.

Согласно п. 3 ст. 17 Закона № 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Из анализа приведенных норм следует, что право собственности на земельные участки подлежат государственной регистрации за органом местного самоуправления, в границах которых находятся указанные газораспределительные сети. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, расположенные в границах муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием газораспределительных сетей, и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния указанных сетей, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного просит суд обязать администрацию муниципального образования Татарского сельсовета <адрес> в течение 12 месяцев провести межевание земельных участков под следующими газораспределительными сетями газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 9,8 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 0,466 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 2,965 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженность 3,183 км; газораспределительные сети нечетной стороны <адрес>, протяженностью 4,481 км., обязать администрацию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в течение 12 месяцев в отношении следующих объектов произвести кадастровый учет: газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 9,8 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 0,466 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 2,965 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженность 3,183 км; газораспределительные сети нечетной стороны <адрес>, протяженностью 4,481 км., обязать администрацию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в течение 12 месяцев зарегистрировать право собственности на следующие газораспределительные сети в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю: газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 9,8 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 0,466 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 2,965 км; газораспределительные сети <адрес>, протяженность 3,183 км; газораспределительные сети нечетной стороны <адрес>, протяженностью 4,481 км.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шпаковского района Ставропольского края Писаренко Т.Н. заявленные требования поддержала и просила суд их удовлетворить, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского в судебное заседание не явился, глава муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского Р.В. Демченко представил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также указал о признании административного искового заявления в полном объеме, последствия принятия судом признания административным ответчиком административных исковых требований, разъяснены и понятны.

Суд, с учетом мнения помощника прокурора, а также руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, полагает исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 46 КАС РФ).

Согласно статье 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями.

На основании части 2 статьи 157 КАС РФ при допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

По настоящему административному делу признание исковых требований представителем административного ответчика, имеющим на это полномочия, не нарушает права иных лиц, обстоятельств, препятствующих принятию судом данного признания административных исковых требований, не установлено.

Согласно статье 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

То обстоятельство, что администрацией муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края не проведены работы по межеванию земельных участков под газораспределительными сетями, указанными в административном исковом заявлении, не проведен кадастровый учет газораспределительных сетей, их собственник не установлен, не проведена государственная регистрация права собственности, признаны и удостоверены главой муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского Р.В. Демченко, приняты судом и не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.

На основании изложенного, суд принимает признание исковых требований административного ответчика, поскольку обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении признаны стороной, в связи с чем, административные требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о возложении обязанности провести межевание земельных участков под газораспределительными сетями, произвести кадастровый учет газораспределительных сетей, о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на газораспределительные сети, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в течение 12 месяцев провести межевание земельных участков под газораспределительными сетями:

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 9,8 км;

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 0, 466 км;

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 2, 965 км;

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 3, 183 км;

- газораспределительные сети нечетной стороны <адрес>, протяженностью 4,481 км.

Обязать администрацию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в течение 12 месяцев в отношении следующих объектов произвести кадастровый учет:

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 9,8 км;

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 0, 466 км;

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 2, 965 км;

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 3, 183 км;

- газораспределительные сети нечетной стороны <адрес>, протяженностью 4,481 км.

Обязать администрацию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в течение 12 месяцев зарегистрировать право собственности на следующие газораспределительные сети в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю:

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 9,8 км;

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 0, 466 км;

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 2, 965 км;

- газораспределительные сети <адрес>, протяженностью 3, 183 км;

- газораспределительные сети нечетной стороны <адрес>, протяженностью 4,481 км.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Шпаковский районный суд Ставропольского края.

Судья М.И. Гедыгушев

Мотивированное решение составлено 21 июля 2020 года.