ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1291/2018 от 19.04.2018 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-1291/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2018 г.

Дзержинский районный суд г. Ярославля

в составе судьи Ловецкой М.П.,

при секретаре Гавриловой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области, государственному жилищному инспектору Ярославской области ФИО2 о признании предписания незаконным, об обжаловании действий,

установил:

Истец обратился с требованиями о признании предписания Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. незаконным, отказ Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области в ознакомлении с материалами проверки, по результатам которой выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ г. В обоснование иска указано, что на 4 этаже в тамбуре дома <адрес>, где расположены квартиры 22, 23, 24 установлена металлическая перегородка, которая не предусмотрена технической документацией на дом. Истец в обоснование доводов указал, что в тамбуре имеется металлическая арка, не препятствующая доступу к общедомовому имуществу, загромождение лестничной клетки, препятствующее подходу к пожарному оборудованию и инвентарю, отсутствует. В предписании не указан какой именно пункт договора управления многоквартирным домом нарушен ООО «ПИК-Комфорт». Предписание Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. нарушает права истца как собственника, поскольку ООО «ПИК-Комфорт» на основании указанного предписания в адрес собственников квартир № 22, 23 и 24 направлены уведомления о необходимости демонтировать металлическую перегородку. Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области отказано в предоставлении истцу материалов проверки, поскольку истец не является заявителем и проверка проводилась в отношении иного лица.

Истец ФИО1 требования поддержала в полном объеме.

Представитель Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области по доверенности ФИО3 просила отказать в удовлетворении требований, указав, что Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области предписание вынесено уполномоченным лицом с соблюдением установленного законом порядка, проверка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает. Предписание не предполагает демонтаж перегородки, возможно получение согласия собственников на использование общедомового имущества, а также узаконение и сохранение переустройства тамбура в установленном законом порядке.

Соответчики, заинтересованные лица извещены о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

08.12.2017 г. государственным жилищным инспектором Ярославской области ФИО2 на основании приказа Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области о проведении внеплановой выездной проверки от 06.12.2017 г. вынесено предписание за № от ДД.ММ.ГГГГ г., сроком исполнения до 15.03.2018 г., согласно которому возложена обязанность на ООО «ПИК-Комфорт» привести тамбур на 4 этаже дома, где расположены квартиры 22, 23, 24, в соответствии с технической документацией на дом. В ходе проведения проверки соблюдения обязательных требований к использованию общего имущества собственников помещений дома Департаментом установлено, что на 4 этаже дома в тамбуре, где расположены квартиры 22, 23, 24 установлена металлическая перегородка, которая не предусмотрена технической документацией на дом, что является нарушением:

- лицензионных требований, установленных пп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, выразившееся в нарушение исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- п. 3.2.16 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170;

- пп. «в» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491;

- Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

На административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, установлено, что управляющая организация несет ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества.

Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «ПИК-Комфорт».

Постановлением Правительства ЯО от 15.10.2014 N 1030-п утверждено Положение о департаменте государственного жилищного надзора Ярославской области, согласно п. 2.1, 2.2 департамент осуществляет следующие полномочия:

2.1. Осуществление регионального государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Ярославской области, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

2.2. Осуществление регионального государственного жилищного надзора, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований:

- к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;

- к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;

- к формированию фондов капитального ремонта;

- к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

- к созданию и деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют функции, направленные на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор);

- по недопущению повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области, утвержденных Губернатором области (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований);

- к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);

- к энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;

- к обеспечению условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом с соблюдением установленного законом порядка, проверка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании приказа органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля, предписание вынесено в отношении ООО «ПИК-Комфот», в связи с чем прав и законных интересов административного истца не нарушает. Металлическая перегородка возведена в тамбуре дома, в местах общего пользования. Ответчиком предоставлен поэтажный план тамбура 4 этажа на шесть квартир, из которого усматривается, что в тамбуре многоквартирного дома не предусмотрено наличие каких-либо перегородок. Суд принимает во внимание доводы ответчика в той части, что перегородка имеет петли, собственники квартир могут установить дверь и ограничить доступ в места общего пользования.

На основании п, 2 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

Действия Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области по непредоставлению административному истцу для ознакомления материалов проверки соответствуют требованиям федерального закона, предусматривающего, что при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц. Проверка проводилась в отношении ООО «ПИК-Комфорт», заявителем являлось иное лицо.

Руководствуясь ст.ст.175-186 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении требований ФИО1 к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области, государственному жилищному инспектору Ярославской области ФИО2 о признании предписания незаконным, об обжаловании действий.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля.

Решение изготовлено в окончательной форме 15.05.2018 г.

Судья М.П.Ловецкая