ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1292/2021КОПИ от 30.09.2021 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-1292/2021 копия

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«30» сентября 2021 года г.Краснокамск

Краснокамский городской суд Пермского края, в составе

председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

при секретаре Мельник Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к общественной организации «Краснокамский правозащитный центр», о ликвидации данной общественной организации, исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту - Управление) обратилась в суд с административным иском к общественной организации «Краснокамский правозащитный центр», о ликвидации данной общественной организации, исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

В обоснование заявленных требований указано, что решение о государственной регистрации общественной организации «Краснокамский правозащитный центр» принято Управлением ДД.ММ.ГГГГ г., сведения об организации внесены в Единый государственный реестр Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН 1025900002611. В ходе проверки, проведенной Управлением в отношении общественной организации «Краснокамский правозащитный центр» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что организация в проверяемый период не осуществляла уставную деятельность, направленную на достижение целей, указанных в уставе, собрание членов организации не реализовало свои полномочия в проверяемый период, правление организации не избрано и не реализовало свои полномочия в проверяемый период, контрольно-ревизионная комиссия не избрана и не реализовала свои полномочия в проверяемый период, полномочия директора недействительны; организация не исполняла обязанность по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества или обеспечении доступности ознакомления с указанным отчетом в 2018, 2019, 2020 г.г. В ходе проведения проверки было установлено, что общественная организация не выполняет требования Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», фактически деятельность организации прекращена. Общественной организацией «Краснокамский правозащитный центр» допущены грубые нарушения действующего законодательства, которые не могут быть устранены, и являются основанием для её ликвидации.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители общественной организации «Краснокамский правозащитный центр»: Сергеев О.С., Бушуев А.С., Шахтина Т.И., Малых И.Ю., Реутов В.Е., Кадочников Е.В., Койков О.Г.

Административный истец представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Административный ответчик и заинтересованные лица, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом были извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, уважительных причин неявки суду не представили, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Общественные объединения могут создаваться в форме общественных организаций (статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ).

В соответствии с абзацем 1 статьи 8 Закона об общественных объединениях, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии со статьей 20 Закона об общественных объединениях в Уставе некоммерческой организации должны быть определены цели и предмет (виды) деятельности организации.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Решение о государственной регистрации общественной организации «Краснокамский правозащитный центр» принято Управлением ДД.ММ.ГГГГ

Сведения об организации, внесены в Единый государственный реестр Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН 1025900002611.

В пункте 2.1 Устава общественной организации «Краснокамский правозащитный центр» определены цели деятельности организации, к которым относится защита прав граждан, закрепленных в международно-правовых актах и в законодательстве Российской Федерации. Центр оказывает помощь гражданам в защите их прав вне зависимости от их политических взглядов, социального положения, национальной и политический принадлежности.

На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю -р от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой документарной проверки юридического лица – общественного объединения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка общественной организации «Краснокамский правозащитный центр».

В ходе проверки общественной организации «Краснокамский правозащитный центр» были выявлены следующие нарушения:

- в нарушение абз.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», организация в проверяемый период не осуществляла уставную деятельность, направленную на достижение целей, указанных в Уставе;

- в нарушение абз.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п.5.2 Устава организации, собрание членов не реализовало свои полномочия в проверяемый период;

- в нарушение абз.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п.5.4 Устава организации, правление не избрано и не реализовало свои полномочия в проверяемый период;

- в нарушение абз.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п.5.9 Устава организации, контрольно-ревизионная комиссия не избрана и не реализовала свои полномочия в проверяемый период;

- в нарушение абз.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п.5.8 полномочия директора недействительны;

- в нарушение абз.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не исполняла обязанность по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества или обеспечении доступности ознакомления с указанным отчетом в 2018, 2019, 2020 г.г.

Данные нарушения подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и письмом директора общественной организации «Краснокамский правозащитный центр» Сергеева О.Е. от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств иного суду не представлено.

Ликвидация общественной организации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с пунктом 2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (пункт 1).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3).

В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9).

Абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Судом установлено, что общественная организация «Краснокамский правозащитный центр» нарушила принцип образования и деятельности общественной организации, она не основана на членстве добровольного объединения граждан, созданного для совместной деятельности, для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Отсутствие в организации членов, за исключением Сергеева О.Е. не позволяет сформировать органы управления организации и осуществлять деятельность в установленном законом и уставом порядке. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о допущенных общественной организации «Краснокамский правозащитный центр» грубых нарушениях порядка формирования органов управления организации, что является неустранимым и достаточным основанием для ликвидации общественной организации «Краснокамский правозащитный центр».

Таким образом, суд считает административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю о ликвидации общественной организации «Краснокамский правозащитный центр» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, подлежащим удовлетворению.

Данное решение является основанием для внесения сведений об исключении общественной организации «Краснокамский правозащитный центр» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст.ст. 262-264 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Ликвидировать Общественную организацию «Краснокамский правозащитный центр» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Общественную организацию «Краснокамский правозащитный центр» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий: подпись С.И.Плешивцев

Копия верна:

Судья С.И.Плешивцев