ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1292/2022 от 18.10.2022 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Именем Российской Федерации

г.Тамбов 18 октября 2022 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1292/2022 по административному иску ИФНС России по г.Тамбову к Коневичу Владимиру Муминовичу о взыскании транспортного налога, налога на доходы физических лиц и пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г.Тамбову обратилась с административным иском в суд с требованием о взыскании с Коневича В.М. задолженности по транспортному налогу за 2019 год в сумме 7000 руб., пени по транспортному налогу в сумме 821, 58 руб., налогу на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 113761 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 398, 16 руб.

В административном иске указано, что в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Коневича В.М. направлены налоговые уведомления: от 02.07.2017 № 3763509 на уплату транспортного налога за 2016 год в сумме 7 000 руб.; от 23.06.2018 № 2804037 на уплату транспортного налога за 2017 год в сумме 7 000 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 401 руб.; от 04.07.2019 № 12737434 на уплату транспортного налога за 2018 год в сумме 7000 руб.; от 03.08.2020 № 18932706 на уплату транспортного налога за 2019 год в сумме 7000 руб.; от 01.09.2021 № 84831281 на уплату налога на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 113761 руб.

В связи с неоплатой суммы налогов Коневичу В.М. на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени и в соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлены требования.

В настоящее время за Коневичем В.М. числится задолженность:

- по требованию от 29.06.2020 № 32976 пени по транспортному налогу в сумме 539, 59 руб., начисленные на недоимку 7000 руб. за 2017 год за период с 03.07.2019 по 28.06.2020; пени по транспортному налогу в сумме 204, 52 руб., начисленные на недоимку 7000 руб. за 2018 год за период с 29.01.2020 по 28.06.2020;

- по требованию от 30.06.2020 № 43050 пени по транспортному налогу в сумме 1, 05 руб., начисленные на недоимку 7000 руб. за 2017 год за период с 29.06.2020 по 29.06.2020; пени по транспортному налогу в сумме 1, 05 руб., начисленные на недоимку 7000 руб. за 2018 год за период с 29.06.2020 по 29.06.2020;

- по требованию от 16.02.2021 № 6406 транспортный налог за 2019 год в сумме 7000 руб.; пени по транспортному налогу в сумме 75, 37 руб., начисленные на недоимку 7000 руб. за 2019 год за период с 02.12.2020 по 15.02.2021;

- по требованию от 16.12.2021 № 48753 налог на доходы физических лиц в сумме 113761 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 398, 16 руб., начисленные на недоимку 113 761 руб. за 2020 год за период с 02.12.2020 по 15.02.2021.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мухин Д.С. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик Коневич В.М. в судебном заседании возражал против требований административного иска, поскольку транспортный налог за 2019 год в сумме 7000 руб. уплачен своевременно 27.11.2020 по ***. В этой связи нет оснований не только для взыскания этой недоимки, но и пени в размере 75, 37 руб.

Сумма транспортного налога за 2017 год с начисленными пени (всего 8111, 36 руб.) погашена в рамках исполнительного производства № 28797/19/68033 по исполнению судебного приказа мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г.Тамбова от 15.07.2019 № 2а-427/2019, вынесенного по требованию ИФНС России по г.Тамбову от 04.02.2019 № 4860. Постановление об окончании исполнительного производства № 28797/19/68033 вынесено 24.10.2019.

Недоимка по транспортному налогу за 2018 год, в том числе пени погашены в рамках административного дела № 2а-1836/2020, в связи с чем ИФНС России по г.Тамбову представлено заявление в суд об отказе от требований административного иска.

Требование о взыскании налога на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 113761 руб. и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 398, 16 руб. также необоснованны, поскольку такого дохода Коневич В.М. не получал. Данный налог исчислен ПАО «Промсвязьбанк» в связи с направленной 20.08.2019 офертой, предусматривающей прощение долга заемщику по кредитному договору от 16.09.2013 № 135824513. Коневич В.М. считает, что в данном случае истек срок трехлетний срок исковой давности по ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представители ПАО «Промсвязьбанк», УФНС России по Тамбовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 359Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 362Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силуп. 3 ст. 363Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Из материалов дела следует, что Коневич В.И. имеет в собственности транспортное средство.

В его адрес в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации направлены налоговые уведомления: от 02.07.2017 № 3763509 на уплату транспортного налога за 2016 год в сумме 7 000 руб.; от 23.06.2018 № 2804037 на уплату транспортного налога за 2017 год в сумме 7 000 руб.; от 04.07.2019 № 12737434 на уплату транспортного налога за 2018 год в сумме 7000 руб.; от 03.08.2020 № 18932706 на уплату транспортного налога за 2019 год в сумме 7000 руб.

В связи с неоплатой суммы транспортного налога Коневичу В.И. начислены пени и направлены требования.

В настоящее время за Коневичем В.М. числится задолженность:

- по требованию от 29.06.2020 № 32976 пени по транспортному налогу в сумме 539, 59 руб., начисленные на недоимку 7000 руб. за 2017 год за период с 03.07.2019 по 28.06.2020; пени по транспортному налогу в сумме 204, 52 руб., начисленные на недоимку 7000 руб. за 2018 год за период с 29.01.2020 по 28.06.2020;

- по требованию от 30.06.2020 № 43050 пени по транспортному налогу в сумме 1, 05 руб., начисленные на недоимку 7000 руб. за 2017 год за период с 29.06.2020 по 29.06.2020; пени по транспортному налогу в сумме 1, 05 руб., начисленные на недоимку 7000 руб. за 2018 год за период с 29.06.2020 по 29.06.2020;

- по требованию от 16.02.2021 № 6406 транспортный налог за 2019 год в сумме 7000 руб.; пени по транспортному налогу в сумме 75, 37 руб., начисленные на недоимку 7000 руб. за 2019 год за период с 02.12.2020 по 15.02.2021.

Указанные суммы налоговый орган просит взыскать в судебном порядке.

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства установлено, что транспортный налог за 2019 год в сумме 7000 руб. уплачен своевременно 27.11.2020 по УИН *** что подтверждается сведениями ПАО Сбербанк.

В этой связи нет оснований для взыскания не только этой недоимки, но и пени в размере 75, 37 руб.

Задолженность по транспортному налогу за 2017 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г.Тамбова от 15.07.2019 № 2а-427/2019.

На основании данного судебного приказа в Ленинском РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области возбуждено исполнительное производство № 28797/19/68033-ИП, которое окончено в связи с фактическим исполнением постановлением судебного пристава исполнителя от 24.10.2019.

В административном иске ИФНС России по г.Тамбову просит взыскать с Коневича В.М. начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 год пени в сумме 539, 59 руб. и 1, 05 руб. за периоды после 24.10.2019.

Таким образом, оснований для взыскания данных пеней не имеется.

Недоимка по транспортному налогу за 2018 год, в том числе пени погашены в рамках административного дела № 2а-1836/2020, в связи с чем ИФНС России по г.Тамбову представлено заявление в суд об отказе от требований административного иска.

Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 26.11.2020 прекращено производство по административному делу № 2а-1836/2020 по административному иску ИФНС России по г.Тамбову о взыскании с Коневича В.М. задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 7000 руб. и пени в общей сумме 2269, 56 руб., начисленные на недоимки по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 и 2017 годы.

В настоящем деле налоговый орган просит взыскать пени по транспортному налогу за 2018 год за периоды с 29.01.2020 по 28.06.2020 (в сумме 204, 52 руб.) и с 29.06.2020 по 29.06.2020 (в сумме 1, 05 руб.).

С учетом установленных обстоятельств суд находит данные требования административного истца обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В силупункта 1 статьи 38Налогового кодекса Российской Федерации доход является одним из видов объектов налогообложения, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Согласностатье 41Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с настоящимКодексомдоходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящегоКодекса.

Пунктом 1 ст. 207Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Из положенийст. 209Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации следует, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210Налогового кодекса Российской Федерации).

В силуст. 226Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты, в том числе российские организации от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии сост. 224настоящего Кодекса.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии сост. 214.7настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренныхст. 227.1настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

По общему правилу налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226Налогового кодекса Российской Федерации).

Из положенийп. 6 ст. 228Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленномп. 5 ст. 226ип. 14 ст. 226.1настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии сп. 72 ст. 217настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в адрес Коневича В.М. направлено налоговое уведомление от 01.09.2021 № 84831281 на уплату налога на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 113761 руб.

Данное уведомление сформировано в связи с подачей ПАО «Промсвязьбанк» в отношении Коневича В.М. справки о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год от 08.02.2021 № 253.

По сообщению ПАО «Промсвязьбанк» от 22.09.2022 Коневич В.М. направлено предложение о заключении договоров об изменении условий исполнения обязательств (оферта), предусматривающее прощение долга заемщику по кредитному договору от 16.09.2013 № 135824513 при частичном погашении задолженности в установленном размере и с соблюдением установленных сроков.

На момент направления оферты 20.08.2019 задолженность заемщика по кредитному договору, в том числе просроченная составила 1116528, 40 руб., в том числе:

- задолженность по основному долгу 603593, 03 руб.;

- задолженность по процентам 512935, 37 руб.

06.03.2020 Коневич В.М. выполнил условия оферты.

В свою очередь ПАО «Промсвязьбанк» прекратило обязательства по кредитному договору путем прощения долга и списания задолженности.

Размер прощенной задолженности составил 875088, 40 руб., в том числе:

- просроченная задолженность по основному долгу 496590, 91 руб.;

- просроченные проценты 378497, 49 руб.

Прощение долга состоялось 17.03.2020, исчисленная сумма налога составила 113761 руб.

В соответствии с п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации ПАО «Промсвязьбанк» проинформировало Коневича В.М. о необходимости уплаты налога за 2020 год путем направления почтой «справки о доходах и суммах налогов физического лица за 2020 год».

В судебном заседании административный ответчик считал, что ПАО «Промсвязьбанк» не вправе выдавать указанную справку, поскольку Коневич В.М. не является сотрудником банка, а справка 2-НДФЛ фиксирует информацию о доходах физического лица, полученных от работодателя, и суммах удержанного им налога.

Данная позиция является ошибочной. Такая справка предоставлена ПАО «Промсвязьбанк» в силу требований п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации и действующего на период возникновения спорных правоотношений приказа ФНС России от 02.10.2018 NММВ-7-11/566@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц».

С учетом изложенного суд находит требования ИФНС России по г.Тамбову в части взыскания налога на доходы физических лиц за 2020 год и пени обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.

Вопреки доводам административного ответчика в настоящем споре сроки давности по гражданскому законодательству не применимы.

КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, необходимо учитывать положения абзаца 4 п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имеет приоритетное значение.

Размер государственной пошлины подлежит определению в соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу данных законоположений с Коневича В.М. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3487, 29 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ИФНС России по г.Тамбову удовлетворить частично.

Взыскать с Коневича Владимира Муминовича, проживающего по адресу: ***, в доход бюджета Тамбовской области пени по транспортному налогу за 2018 год за периоды с 29.01.2020 по 28.06.2020 в сумме 204, 52 руб. и с 29.06.2020 по 29.06.2020 в сумме 1, 05 руб., в доход федерального бюджета налог на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 113761 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 398, 16 руб.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Коневича Владимира Муминовича государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования – г. Тамбова в сумме 3487, 29 руб.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме изготовлено ***

Судья Е.С. Воронцова