РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тулун 16 августа 2023 года
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гвоздевской А.А., при секретаре Корневой А.Е.,
с участием представителя административного истца старшего помощника Тулунского межрайонного прокурора Ильенковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1294/2023 УИД 38RS0023-01-2023-001510-11 по административному иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Едогонского сельского поселения с административными требованиями об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скважин,
установил:
административный истец Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Едогонского сельского поселения с административными требованиями об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – скважин. В обоснование административного искового заявления указано, что на территории Едогонского сельского поселения населением эксплуатируется 7 скважин под водонапорными башнями, расположенными по адресам: ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***.
Вместе с тем, при фактической эксплуатации скважин, не имеющих собственника, который обеспечивает их надлежащее состояние в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического благополучия населения, может привести к неблагоприятным последствиям. Отсутствие у скважин собственника влечет невозможность обеспечения сохранности и безопасности гидротехнических сооружений, которые расположены в границах муниципального образования, в связи с чем обязанность по поставке его на учет как бесхозяйного имущества должна быть возложена на органы местного самоуправления, на территории которого имущество находится, то есть на административного ответчика. Указанная процедура является, в том числе мерой, направленной на обеспечение прав лиц, полагающих себя собственниками спорных вещей, но не извещенных о возможности обращения их в муниципальную собственность. Таким образом, отсутствие определенного собственника у скважин, расположенных по адресам: ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, *** препятствует администрации Едогонского сельского поселения организовать мероприятия по приведению скважин в безопасное состояние.
Просит суд обязать Администрацию Едогонского сельского поселения в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – скважин, расположенных по адресам: ****, ***, ****, ***, ****, *******, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***
Представитель административного истца старший помощник Тулунского межрайонного прокурора И.А.В. в судебном заседании обстоятельства, изложенных в иске подтвердил, на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Администрации Едогонского сельского поселения в судебное заседание не явился, согласно поступившему в адрес суда заявлению от главы Писаревского сельского поселения К.О.Н. просила суд рассмотреть административное дело в отсутствие их представителя, с исковыми требованиями прокурора согласна.
Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ).
Суд, выслушав прокурора, изучив административное исковое заявление, материалы дела, оценив все доказательства по делу в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны административного ответчика, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании положений Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В силу п.1,3,4 ч.1 ст.14 названного Федерального закона к вопросам местного значения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; вопросы по владению, пользованию и распоряжению имуществом находящимся в муниципальной собственности поселения; организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
По смыслу ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям администрации поселения относится организация водоснабжения населения, в том числе качественной питьевой водой.
В соответствии с п.23 и п.31 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
В соответствии со ст.3 Федерального закона №117-ФЗ от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся: - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Статья 8 Федерального закона №117-ФЗ от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Согласно ст.9 Федерального закона №117-ФЗ от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию возлагается обязанность обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
В соответствии со ст.14 названного Федерального закона, при обнаружении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, проверка такого гидротехнического сооружения осуществляется органами государственного надзора в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации
Статьей 225 ГК РФ предусмотрено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как установлено судом в судебном заседании, подтверждается материалами дела, на территории Едогонского сельского поселения эксплуатируется 7 скважин под водонапорными башнями, расположенными по адресам: ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, *******, ***, ****, ***.
Согласно материалам дела имеется паспорт разведочно-эксплуатационной скважины на воду б/н ****, паспорт разведочно-эксплуатационной скважины на воду б/н ****, уч.122б, паспорт разведочно-эксплуатационной скважины на воду *******, паспорт разведочно-эксплуатационной скважины на воду *******, паспорт разведочно-эксплуатационной скважины на воду б/н д.Изегол, ****, паспорт разведочно-эксплуатационной скважины на воду *** д.Изегол, ****, паспорт разведочно-эксплуатационной скважины на воду *******.
В материалы дела представлен ответ заместителю прокурора Главы Едогонского сельского поселения, из которого следует, что на территории Едогонского сельского поселения установлено 7 водонапорных башен: вода используется в технических целях, водой из водонапорной башни по **** пользуется население. Здание водонапорных башен и земельные участки под ними оформлены в собственность, паспорта разведочно-эксплуатационной скважины на воду оформлены, технические планы на сооружения (скважины) оформлены, право собственности на скважины не зарегистрированы. В данное время выделена субсидия из областного бюджета для постановки на кадастровый учет скважин, как бесхозяйных объектов. После постановки на кадастровый учет бесхозяйных объектов, согласно законодательства по истечении одного года, скважины будут приняты в муниципальную собственность.
Сведения о нахождении в муниципальной собственности Едогонского сельского поселения скважин, расположенных по адресам: ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, ***, ****, *** в реестре муниципального имущества Едогонского сельского поселения отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что у спорных объектов недвижимости отсутствует определенный собственник, то есть скважины, расположенные по адресам: ****, *******, *******, ***, ****, *******, *******, ***, ****, *** являются бесхозяйными, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Отсутствие собственника спорных гидротехнических сооружений влечет невозможность исполнения предусмотренной ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений » обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Учитывая, что данные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными, надлежащий контроль за их состоянием не осуществляется, меры по обеспечению безопасности не принимаются, то в соответствии со ст.225 ГК РФ они должно быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.3 ст. 225ГК РФ).
С учетом приведенных норм закона, установленных по делу юридически значимых обстоятельств, суд приходит к выводу, что административный ответчик администрация Едогонского сельского поселения является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества - скважин, расположенных по адресам: ****, *******, *******, *******, ***, ****, ***, ****, *******, *** на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, в связи с чем находит требования административного иска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Указанный административным истцом срок для обращения в установленном федеральным законодательством порядке в структурное подразделение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, судом признается разумным и достаточным для выполнения ответчиком требований административного иска в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Едогонского сельского поселения с административными требованиями об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скважин – удовлетворить.
Обязать Администрацию Едогонского сельского поселения в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – скважин, расположенных по адресам: ****, *******, *******, ***, ****, ***, ****, *******, ***, ****, ***
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Гвоздевская
Мотивированное решение суда составлено 30.08.2023
Судья А.А. Гвоздевская