Дело №2а-1295/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2018 года г. ФИО1
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.
при секретаре Тимофеевой Л. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГУП «Водоканал Ленинградской области» к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим со дня принятия постановления от 18 декабря 2017 г № ****** и взыскании судебных расходов по оплате госпошлины,
у с т а н о в и л:
ГУП «Водоканал Ленинградской области» обратилось в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, административный истец просил:
признать не действующим полностью со дня его принятия Постановление Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г № ****** «Об отмене Постановлений администрации муниципального образования город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010г. № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1»; от 19 октября 2010г. № ****** «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. ФИО1 № ****** от 16 августа 2010г.»;
взыскать оплаченную при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 4 500,00 рублей.
Административный истец в обоснование требований указал, что 18 декабря 2017 года Администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области вынесено Постановление № ****** «Об отмене Постановлений администрации муниципального образования город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010г. № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1»; от 19 октября 2010г. № ****** «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. ФИО1 № ****** от 16 августа 2010г.» - далее именуемое «Постановление № ******».
Документ опубликован в газете «Волховские огни», издание № ****** от 29.12.2017 года.
Также, Постановление № ****** от 18.12.2017, но в другой редакции опубликовано на официальном сайте по электронному адресу www.volkhov-raion.ru.
Государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской области» (далее ГУП «Леноблводоканал», «Организация ВКХ», «Предприятие») считает Постановление № ****** не соответствующим закону, имеющему большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.
Пунктом 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № ****** (далее по тексту - Постановление № ******) предусмотрено, что именно органы местного самоуправления или уполномоченная ими организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее также - организация ВКХ) обязаны устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Такие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а именно перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах Абонентов на территории ****** были утверждены Постановлением администрации МО город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской от 16.08.2010 г. № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1» (далее Постановление № ******).
Указанное Постановление № ****** от 16.08.2010 было вынесено в установленном законом порядке, уполномоченным на то органом местного самоуправления, соответствовало требованиям законодательства, действующим на дату его вынесения.
Оснований для его отмены не имелось. Постановление № ****** от 16.08.2010 позволяло ГУП «Леноблводоканал», как организации ВКХ осуществлять контроль сбрасываемых сточных вод абонентами через централизованные сети водоотведения в водный объект - реку ФИО1, что в свою обеспечивало принципы платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде и стимулировало Абонентов к недопущению несанкционированных сбросов загрязняющих веществ.
Однако, оспариваемым Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18.12.2017 № 4069.
Постановление № ****** признано утратившим силу.
При этом, согласно редакции Постановления № ******, размещенной на сайте административного ответчика, Постановление № ****** отменяется с даты его официального опубликования, то есть с 18.12.2017 года, а в редакции, размещенной в газете «Волховские огни» - со 02.11.2016 года (отмена с приданием обратной силы).
Административный истец считает, что Постановление от 18.12.2017 г. № ******, отменившее предельно допустимые нормативы сбросов, вынесено Администрацией необоснованно и с нарушением процедуры отмены нормативно-правовых актов, предусмотренной ст.48 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
По вопросу возможности отмены органом местного самоуправления принятого им ранее ненормативного правового акта в правоприменительной практике сформировался единообразный подход, заключающийся в том, что реализация органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных ст. 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЭ, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных субъектов. Орган местного самоуправления должен в самом отменяющем акте обосновать, что отмененный нормативный правовой акт не соответствовал нормам действовавшего на момент его принятия законодательства, а отменяющий акт соответствует закону и не нарушает законные права и интересы заинтересованных лип (Постановление ФАС Уральского округа, от 19 августа 2013 г. N Ф09-7687/13, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 N 3094-0 и др.).
Исходя из вводной части Постановления № ******, Постановление № ****** подлежит отмене по единственному основанию - в связи с перераспределением полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения на территории МО г. ФИО1 на основании областного закона от 29.12.2015 г. № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (далее - 03 № 153-оз).
Между тем, перераспределение полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения в 2016 году не являлось законным основанием для отмены Постановление № ****** ввиду следующего.
Исходя из буквального толкования областного закона от № 153-оз, в пользу органов государственной власти Ленинградской области перераспределены только полномочия, установленные ФЗ №416-ФЗ. Полномочия же органов местного самоуправления по установлению нормативов водоотведения (сброса) предусмотрены Постановлением № ****** и Постановлением № ******, соответственно, такие полномочия остались в ведении органов местного самоуправления, в том числе в ведении администрации Волховского муниципального района Ленинградской области.
В отмененном Постановлении № ****** было четко указано, что последнее выносится в соответствии с Постановлением № ****** и Постановлением № ******.
Согласно п.1 Постановления № ******, последнее разработано в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", от 12 февраля 1999 года N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
То есть предметом регулирования пункта 61 Правил № ****** и Правил 326 является не водоснабжение и водоотведение, а охрана окружающей среды.
В то же время, если следовать логике Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области об изъятии у нее Областным законом № 153-оз полномочий в данной сфере в пользу органов государственной власти Ленинградской области, то и полномочий по отмене действующих нормативов в сфере водоотведения также по состоянию на 18.12.2017 у Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области не имелось (если у последнего нет полномочий на установление нормативов, то и не может быть полномочий на их отмену). По таким основаниям, Постановление № ****** вынесено также с нарушением компетенции органа местного самоуправления.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента.
Ввиду того, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Постановление № ******), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы местного самоуправления обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям ВКХ.
Исходя из смысла вышеуказанных норм, Постановление № ****** об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод не могло быть признано утратившим силу без одновременного принятия нового акта, устанавливающего нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованную систему водоотведения на территории Волховского муниципального района, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ и принципа платности природопользования, установленного Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды».
Иные органы государственной власти и местного самоуправления на установление предельных концентраций загрязняющих веществ, отводимых в сети канализации законом не уполномочены.
В силу ошибочного толкования административным ответчиком норм областного закона № 153-оз, сложилась ситуация, при которой единственный субъект, уполномоченный и обязанный на установление нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в системы канализации на территории Волховского муниципального района их отменил, отрицая наличие у последнего полномочий на установление нормативов.
Таким образом, Постановление № ****** от 18.12.2017, не соответствует следующим нормативно - правовым актам, имеющим большую юридическую силу:
Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
«Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № ******;
Областному закону Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области";
Постановлению Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области".
ГУП «Леноблводоканал» является организацией водоснабжения и водоотведения, в том числе на территории Волховского района Ленинградской области.
Согласно статье 16 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ).
Плата вносится природопользователями, те есть лицами, непосредственно осуществляющими сбросы сточных вод в водный объект. Поскольку конечный сброс в водный объект сточных вод, отводимых от Абонентов осуществляет после очистки ГУП «Леноблводоканал», последнее вносит плату за негативное воздействие на водный объект. При этом, следует отметить, что Административный истец сам по себе не является источником загрязнения отводимых сточных вод, а только осуществляет их очистку. Загрязнение сточных вод осуществляется Абонентами ГУП «Леноблводоканал».
Бесконтрольный сброс Абонентами сточных вод в системы канализации Организации ВКХ увеличивает нагрузку на очистные сооружения Административного истца, увеличивает стоимость очистки, а в случае невозможности достижения требуемых результатов очистки - увеличение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как указывалось, выше, Постановление № ****** от 16.08.2010 позволяло ГУП «Леноблводоканал», как организации ВКХ осуществлять контроль сбрасываемых сточных вод абонентами через централизованные сети водоотведения в водный объект - реку ФИО1, возмещать повышенные затраты на очистку сточных вод, сбрасываемых с превышением ПДК, что в свою обеспечивало принципы платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде и стимулировало Абонентов к недопущению несанкционированных сбросов загрязняющих веществ.
Таким образом, неопределенность даты, с которой надлежит применять Постановление № ******, отсутствие условий или оснований для принятия данного нормативного акта, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, несоответствие его нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, дает основания для признания Постановления № ****** от 18.12.2017 не действующим.
Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности № ****** от 28.02.2018 (том 1 л.д. 135-137), требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности № ****** от 03.09.2018, в судебном заседании требования истца не признал, полагал, что оспариваемое постановления является законным, обоснованным и вынесено в пределах полномочий, предоставленных Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области.
Представитель заинтересованного лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области ФИО4, действующая на основании доверенности № ****** от 12.02.2018 (том 1 л.д. 171-172), в судебном заседании требования административного истца поддержала, полагала, что они обоснованны и подлежат удовлетворению, представила отзыв на иск (том 1 л.д. 167-170, 230-232).
Волховский городской прокурор Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии прокурора, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4, приходит к следующему.
Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В пунктах 17, 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Установлено, что 18 декабря 2017 года Администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области вынесено Постановление № ****** «Об отмене Постановлений администрации муниципального образования город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010г. № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1»; от 19 октября 2010г. № ****** «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. ФИО1 № ****** от 16 августа 2010г.» - далее именуемое «Постановление № ******» (том 1 л.д. 164-165).
Документ опубликован в газете «Волховские огни», издание № ****** от 29.12.2017 года (том 1 л.д. 24).
Также, Постановление № ****** от 18.12.2017, но в другой редакции опубликовано на официальном сайте по электронному адресу www.volkhov-raion.ru (том 1 л.д. 18-23).
Установлено, что Пунктом 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № ****** (далее по тексту - Постановление № ******) предусмотрено, что органы местного самоуправления или уполномоченная ими организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее также - организация ВКХ) обязаны устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Такие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а именно перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах Абонентов на территории г.ФИО1 были утверждены Постановлением администрации МО город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской от 16.08.2010 г. № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1» (том 1 л.д. 99-134).
Постановление № ****** от 16.08.2010 позволяло ГУП «Леноблводоканал», как организации ВКХ осуществлять контроль сбрасываемых сточных вод абонентами через централизованные сети водоотведения в водный объект - реку ФИО1, что в свою обеспечивало принципы платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде и стимулировало абонентов к недопущению несанкционированных сбросов загрязняющих веществ.
Оспариваемым Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18.12.2017 № ******, Постановление № ****** признано утратившим силу.
При этом, согласно редакции Постановления № ******, размещенной на сайте Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, Постановление № ****** отменяется с даты его официального опубликования, то есть с 18.12.2017 года, а в редакции, размещенной в газете «Волховские огни» - со 02.11.2016 года.
Исходя из вводной части Постановления № ******, Постановление № ****** подлежит отмене в связи с перераспределением полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения на территории МО г. ФИО1 на основании областного закона от 29.12.2015 г. № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (далее - ОЗ № 153-оз).
Согласно статье 16 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ).
Плата вносится природопользователями, те есть лицами, непосредственно осуществляющими сбросы сточных вод в водный объект.
В разъяснениях Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 со ссылкой на Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее Правила N 644), Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее Правила N 167), Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее Постановление N 1310), указано, что в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Названные требования имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса); платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Поскольку нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании права на установление таких нормативов организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами указанных нормативов, принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Правила N 167, Постановление N 1310), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка исчисления и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект, а органы местного самоуправления - наличие действующих в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям ВКХ.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление организациям ВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами N 167 и Постановлением N 1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод, оказываемые организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения, в том числе плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, должны оплачиваться всеми абонентами таких систем организациям водопроводно-канализационного хозяйства.
Следовательно, отмена Администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области постановлений администрации муниципального образования город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010г. № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1»; от 19 октября 2010г. № ****** «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. ФИО1 № ****** от 16 августа 2010г.» с принятием оспариваемого постановления от 18.12.2017 № ****** без принятия нормативного правового акта, регулирующего данный вопрос, действительно привела к правовому вакууму в сфере взаиморасчетов между ВКХ и абонентами по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, фактически лишив организации ВКХ возможности взимать соответствующую плату, что свидетельствует о допущенном нарушении прав последних.
Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и экономические интересы административного истца, в связи с чем ГУП «Водоканал Ленинградской области» правомерно обратилось в суд с настоящим административным иском.
Учитывая изложенное, оспариваемым постановлением Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области признан утратившим силу изданный ранее нормативный правовой акт в силу прямого указания закона, имеющего большую юридическую силу, затрагивающего права и свободы административного истца. Вместе с тем новые нормы, в данном случае по определению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с абонентов, не установлены, что привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, предоставленных им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При указанных обстоятельствах административные исковые требования ГУП «Водоканал Ленинградской области» подлежат удовлетворению.
Постановление Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18.12.2017 № ****** следует признать недействующим в полном объеме со дня его принятия.
Поскольку административные исковые требования удовлетворены, в силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в пользу ГУП «Водоканал Ленинградской области» подлежат возмещению судебные расходы в сумме 4500 руб. по уплате госпошлины за рассмотрение административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
признать не действующим полностью со дня его принятия Постановление Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г № ****** «Об отмене Постановлений администрации муниципального образования город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010г. № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1»; от 19 октября 2010г. № ****** «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. ФИО1 № ****** от 16 августа 2010г.».
Взыскать с Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в пользу ГУП «Водоканал Ленинградской области» оплаченную при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Кузнецова Л. А.
Мотивированное решение составлено 02 октября 2018 года.
Судья: подпись Кузнецова Л. А.