ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1295/20 от 08.09.2020 Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

№ 2а - 1295/2020 г. Изг.:11 09 2020г

УИД: 76RS0023-01-2020-001695-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Донцовой Н.С.,

при секретаре Зайцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к КУМИ мэрии г.Ярославля, указывая, что она является многодетной матерью и состоит на учете в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.Административным истцом было подано заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного но адресу: АДРЕС в Красноперекопском районе. Приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля № 2804 от 12.08.2020 г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ: полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (приказ председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля от 26.08.2019 № 2826); нарушены требования ЗК РФ к образуемому земельному участку, предусмотренные п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ - образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.С данным приказом административный истец не согласна. Просит:

- признать незаконным приказ председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля Мусатовой В.А. № 2804 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС вКрасноперекопском районе от 12.08.2020 года;

- обязать комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка (без торгов), расположенного по АДРЕС вКрасноперекопском районе на основании п.2 ст. 39.6 ЗК РФ в соответствии с представленной схемой.

Истец ФИО1, ее представитель по устному ходатайству Камолов И.М.в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, также пояснили то, что какой-то утвержденной схемы расположения земельного участка на публичной кадастровой карте Росреестра не имеется.

Представитель ответчика КУМИ мэрии г. Ярославля, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому указано, что 30.07.2020 ФИО1 обратилась в комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды, расположенного по адресу: АДРЕС.Приказом председателя комитетаот 12.08.2020 № 2804 ФИО1 было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пп. 2, 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодексаРоссийской Федерации:

- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка,образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположениемземельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением обутверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек(приказ председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии городаЯрославля от 26.08.2019 № 2826);

- нарушены требования к образуемому земельному участку, предусмотренные п. 6ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации: образование земельных участков недолжно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице идругим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, атак же нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации,другими федеральными законами. Кроме того в отношении территории, ограниченной ул. Посохова, ул. 5-й Вокзальной, ул. 1-й Вокзальной, территорией Карабулинской развязки, постановлением мэрии г., Ярославля от 03.10.2018 № 1358 принято решение о разработке проекта планировки и межевания территории.Указанным проектом на спорном земельном участке предполагается размещение 4-этажного многоквартирного жилого дома.Приказом председателя комитета от 26.08.2019 № 2826 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с описанием местоположения: РФ, ЯО, городской округ город Ярославль, АДРЕС.Указанной схемой был образован земельный участок площадью 1178 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка - многоквартирные малоэтажные дома. Приложенная же ФИО1 к заявлению схема расположения земельного участка полностью накладывается на утвержденную приказом председателя комитета схему.Однако, так как ФИО1 запрашивался земельный участок площадью 1000 кв.м., а не 1178 кв.м. (утвержденный приказом председателя комитета), эти 178 кв.м. и являлись тем самым вклиниванием, вкрапливанием и изломанностью границ.Фактнеотображения утвержденной схемы расположения земельного участка на публичной кадастровой карте Росреестра на права и законные интересы ФИО1 не влияет.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие,представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому указал, что запрашиваемый участок расположен в границах территории, ограниченной ул. Посохова, ул. 5-й Вокзальной, ул. 1-й Вокзальной, территорией Карабулинской развязки в Красноперекопском районе г. Ярославля, в отношении которой на основании постановления мэрии г. Ярославля от 03.10.2018 № 1358 ведутся работы по подготовке проекта планировки и проекта межевания. Кроме того, для обеспечения подъезда, прохода и пожарного проезда к земельному участку, расположенному в глубине квартала (АДРЕС), требуется проезд с шириной проезжей части не менее 3,5 м, также тупиковый проезд должен заканчиваться разворотной площадкой размерами в плане 12х12 метров. Запрашиваемый земельный участок частично попадает под разворотную площадку. Также, согласно топографическому плану М 1:500 в границах рассматриваемого земельного участка расположено ограждение, нежилое строение.

Кроме того, в отношении территории, ограниченной ул. Посохова, ул. 5-й Вокзальной, ул. 1-й Вокзальной, территорией Карабулинской развязки, постановлением мэрии г. Ярославля от 03,10.2018 № 1358 принято решение о разработке проекта планировки и межевания территории. Указанным проектом на спорном земельном участке предполагается размещение 4-х этажного многоквартирного жилого дома. Согласно п. 1,2,3 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Приказом председателя комитета от 26.08.2019 № 2826 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с описанием местоположения: РФ, ЯО, городской округ город Ярославль, АДРЕС. Указанной схемой был образован земельный участок площадью 1178 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка - многоквартирные малоэтажные дома.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: согласно пункту "к" части 1 статьи 72Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В судебном заседании установлено, что ФИО130.07.2020 г., как многодетная мать, обратилась в КУМИ мэрии г. Ярославляс заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка расположенного по адресу: АДРЕС вКрасноперекопском районе, для строительства индивидуального жилого дома.

12.08.2020 года приказом № 2804 председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по АДРЕС в Красноперекопском районена основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пп. 2, 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации:полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек(приказ председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэриигородаЯрославля от 26.08.2019 № 2826);нарушены требования к образуемому земельному участку, предусмотренные п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, атак же нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 11.10Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно пункту 16 указанной выше статьи основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу п. 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ к числу основных принципов земельного законодательства относится сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно статье 9Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По смыслу указанных выше правовых норм, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, публичности и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Запрашиваемый земельный участок расположен на территории, в отношении которой на основании постановления мэрии г. Ярославля от 03.10.2018г. № 1358 принято решение о разработке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Посохова, ул.5-й Вокзальной, ул. 1-й Вокзальной, территорией Карабулинской развязки вКрасноперекопском районе г. Ярославля.

Для данной территории решением Малого совета Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993 г. №182 утвержден проект детальной планировки жилого района «Карабулино». Проект планировки находится на стадии утверждения концепции, одобрен Градостроительным советом. В соответствии с указанным проектом, на территории спорного земельного участка предусмотрено размещение многоквартирного 4-х этажного жилого дома.

Доводы административного истца об отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка суд считает несостоятельными, поскольку вопрос о том, может ли гражданину быть предоставлен тот или иной участок относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, если отказ в его предоставлении не противоречит закону.

ФИО1 имеет право на первоочередное приобретение земельногоучастка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в аренду без проведения торгов в порядке, установленномЗемельным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем, наличие у ФИО1 такого права не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по ее требованию любой выбранный ею земельный участок.

Учитывая, что на момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, который расположен на территории, в отношении которой утвержден проект детальной планировки жилого района, постановлением мэрии г. Ярославля от 03.10.2018 года № 1358 принято решение о разработке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Посохова, ул. 5-й Вокзальной, ул. 1-й Вокзальной, территорией Карабулинской развязки в Красноперекопском районе г. Ярославля, обязанность по предоставлению испрашиваемого земельного участка административному истцу у административного ответчика отсутствовала.

На основании выше изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. ст. 291 - 294 КАС РФ суд

р е ш и л :

Административные исковые требования ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославляо признании незаконным приказа председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля Мусатовой В.А. № 2804 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС в Красноперекопском районе от 12.08.2020 года, возложении обязанности на комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка (без торгов), расположенного по АДРЕС вКрасноперекопском районе на основании п.2 ст. 39.6 ЗК РФ в соответствии с представленной схемой – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд г. Ярославля.

Судья

Н.С. Донцова