ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1296/15 от 25.01.2016 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2016 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в составе судьи Соцкова П.М., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 64845 лейтенанта Лигаева Вячеслава Анатольевича об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Росвоенипотека), связанных с отказом в выплате компенсации расходов на приобретение жилья,

установил:

Лигаев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Росвоенипотеки им направлено заявление о возмещении расходов, понесенных им при оформлении сделки по приобретению жилого помещения за счет средств целевого жилищного займа. К заявлению им был приложен необходимый перечень документов. В ДД.ММ.ГГГГ года из Росвоенипотеки в его адрес поступил ответ, в котором указывалось на обстоятельство отказа в выплате части расходов, связанных с оплатой услуг риэлтерского агентства, в связи с отсутствием оригиналов платежных документов.

Считая свои права нарушенными, Лигаев просил суд:

- признать действия Росвоенипотеки, связанные с частичным отказом в возмещении расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения в размере рублей, незаконными;

- обязать Росвоенипотеку возместить ему расходы, связанные с оформлением сделки по приобретению жилого помещения в размере 65 000 рублей.

Представитель Росвоенипотеки в своих письменных возражениях требования Лигаева не признала, указав, что средства целевого жилищного займа могут быть использованы участником НИС для оплаты расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения и т.д. Оплата услуг может быть произведена при условии соответствия оказываемых услуг и работ требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом. Поскольку Лигаевым представлены документы, не соответствующие требованиям Закона, то оснований для возмещения расходов не имеется.

Также указывает на обстоятельство отсутствия на накопительном счете Лигаева, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, денежных средств, позволяющих произвести выплату расходов.

Лигаев, руководитель Росвоенипотеки, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов административного дела, Лигаев является участником накопительно-ипотечной системы.

Реализуя свое право на обеспечение жильем, ДД.ММ.ГГГГ Лигаевым с <данные изъяты> заключен кредитный договор на приобретение жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником указанного жилого помещения является Лигаев.

При оформлении сделки, Лигаевым ДД.ММ.ГГГГ был заключен агентский договор с <данные изъяты> на оказание риэлтерских услуг по подбору объекта недвижимости.

Согласно договору, размер вознаграждения агента по поиску (подбору) объекта составляет рублей, размер вознаграждения по оформлению объекта в собственность составляет рублей.

Из акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Лигаев подтверждает надлежащее выполнение обязательств по агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ. Общий размер причитающегося вознаграждения за оказанные услуги составляет рублей.

Как усматривается из копий квитанций к приходно-кассовым ордерам № и от ДД.ММ.ГГГГ, Лигаевым внесены на счет <данные изъяты> денежные средства в общей сумме рублей рублей – подбор объекта недвижимости для приобретения в собственность; рублей – юридические услуги сопровождения сделки с недвижимостью).

Из заявления Лигаева от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес Росвоенипотеки, усматривается, что административный истец просит повторно рассмотреть документы и произвести оплату понесенных расходов при оформлении сделки по приобретению жилого помещения, за счет средств целевого жилищного займа по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению по документам, представленным Лигаевым на оплату расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения, ему отказано в выплате денежных средств на сумму рублей. В обоснование принятого решения указано, что им не представлено платежного документа, подтверждающего произведенный расход на бланке строгой отчетности или другом бланке с чеком <данные изъяты>. Квитанция к <данные изъяты> не является документом, подтверждающим оплату услуг.

В соответствии с п. 5 ст. 3 и п. 8 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», от ДД.ММ.ГГГГ «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р «О создании федерального государственного казённого учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и Уставом ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», утверждённым ДД.ММ.ГГГГ министром обороны Российской Федерации, Росвоенипотека принимает решение об оплате услуг (работ), осуществляет перечисление средств целевого жилищного займа на банковский счёт участника либо принимает решение об отказе в оплате и возвращает документы с указанием причин отказа.

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» средства целевого жилищного займа могут быть использованы участником НИС для оплаты расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения или жилых помещений, приобретению земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, и (или) оформлению кредитного договора (договора займа), в том числе удостоверенного закладной, включая выплаты кредитору, связанные с выдачей кредита (займа), оплату услуг по подбору и оформлению жилого помещения или жилых помещений, земельного участка, оплату услуг оценщика, а также расходы по страхованию рисков в соответствии с условиями указанных договоров или закладной. Оплата услуг и работ, указанных в названной статье, может быть произведена за счёт средств целевого жилищного займа при условии соответствия оказываемых услуг и работ требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом.

Пунктом 99 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что оплата услуг и работ, указанных в части 9 статьи 14 Федерального закона (далее - услуги и работы), производится за счет средств целевого жилищного займа после государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, договора (договоров) участия в долевом строительстве или права собственности участника на жилое помещение (жилые помещения), приобретенное на основании договора (договоров) купли-продажи жилого помещения (жилых помещений).

Для оплаты услуг и работ участник представляет в уполномоченный орган следующие документы:

а) заявление участника по форме, устанавливаемой уполномоченным органом, подпись участника на котором нотариально удостоверена;

б) оригиналы или надлежащим образом заверенные копии договоров об оказании услуг (выполнении работ);

в) оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих понесенные участником расходы.

Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 100 настоящих Правил, принимает решение об оплате услуг и работ, направляет участнику оформленное и подписанное со стороны уполномоченного органа дополнительное соглашение к договору целевого жилищного займа (в 2 экземплярах) либо принимает решение об отказе в оплате и возвращает документы с указанием оснований для отказа.

Основаниями для отказа являются:

а) непредставление документов, указанных в пункте 100 настоящих Правил, и (или) их несоответствие законодательству Российской Федерации и настоящим Правилам;

б) несоответствие услуг и работ требованиям, установленным уполномоченным органом;

в) отсутствие средств накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника.

Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней после получения подписанного участником дополнительного соглашения к договору целевого жилищного займа перечисляет средства целевого жилищного займа по банковским реквизитам, указанным участником в заявлении.

Таким образом, судом установлено, что в связи с оформлением Лигаевым сделки по приобретению жилого помещения с использованием средств целевого жилищного займа, им были понесены расходы, связанные с оказанием агентских услуг по подбору объекта недвижимости, а также по сопровождению сделки с недвижимостью в общей сумме рублей. В связи с этим, административный истец направил в адрес Росвоенипотеки заявление на оплату указанных расходов, приложив к нему, в том числе, квитанции к <данные изъяты>, подтверждающие понесенные расходы.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» постановлено положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Названное Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, без применения контрольно-кассовой техники, в случае оказания услуг населению, при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).

Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 - 6 настоящего Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;

фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При этом согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные в пункте 3 Положения.

Аналогичные требования к платежным документам, для принятия решения о выплате (отказе в выплате) расходов установлены и Регламентом «Порядка действий структурных подразделений Учреждения при реализации процесса по оплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения, за счет средств целевого жилищного займа», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ руководителем названного учреждения.

Представленные Лигаевым для оплаты квитанции, подтверждающие понесенные им расходы, в связи с приобретением жилого помещения, не соответствуют вышеприведенным требованиям, предъявляемым к финансовым документам, в связи с чем, действия Росвоенипотеки, связанные с отказом в выплате ему вышеназванных расходов являются законными, а требования административного искового заявления Лигаева не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175, 176, 178-180, 227, 293 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Лигаева Вячеслава Анатольевича об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с отказом в выплате компенсации расходов на приобретения жилья, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

<данные изъяты>

Судья П.М. Соцков

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>