Дело № 2а-1296/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Бисюрко Ю.А., при секретаре судебного заседания Пак М.Г., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО2, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства культуры России по ДФО к Прокуратуре Хабаровского края о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства культуры России по ДФО обратилось в суд с указанным административным иском к Прокуратуре Хабаровского края, в обоснование иска указав следующее.
В Управление Министерства культуры России по ДФО из аппарата Уполномоченного по правам человека по Хабаровскому краю поступило обращение гр. ФИО4 о несогласии с установкой металлического ограждения между центральным входом в здание штаба Восточного военного округа по адресу <адрес> и проезжей частью по <адрес> для проведения проверки и принятия мер в рамках переданных полномочий.
По результатам предварительной проверки, проведенной Управлением, установлено, что: здание штаба Восточного военного округа по <адрес> является объектом культурного наследия федерального значения «Здание кадетского корпуса», внесенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия - реестровый номер №; установлено металлическое ограждение между центральным входом в вышеуказанное здание и проезжей частью <адрес>; нарушены требования действующего законодательства при установке данного ограждения.
Во исполнение Закона Хабаровского края от 30.03.2005 № 270 «О реализации полномочий Хабаровского края в области сохранения, использования, популяции и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края» с постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ функции по контролю и надзору за сохранением памятников культурного наследия федерального значения осуществляется Управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края.
Управлением Министерства культуры России по ДФО принято решение о проведении в отношении Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края внеплановой документарной проверки.
В адрес прокуратуры Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.29.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципа организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» п.п. «2а» п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите пpaв юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» направлено заявление о согласовании внеплановой документарной проверки.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ прокуратурой Хабаровской края отказано в согласовании проведения указанной неплановой документарной проверки ввиду отсутствия правового основания в форме «угрозы вреда либо причинение вреда объекту культурного наследия» со ссылкой п. 5 ст. 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российское Федерации» и п. 8 Правил подготовки государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российское Федерации, проектов ежегодных планов проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также согласования внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2016 № 1106.
С данным решением Управление несогласно, считает его не законным.
Предмет проверки Управления - эффективность и качество осуществления органами государственной власти Хабаровского края переданных полномочий в порядке ч.7 ст.29.2 Федерального закона №184-ФЗ и ст.9.1. Федерального закона №73-ФЗ, а именно государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
Как усматривается из обращения ФИО4 и фотографий места установки металлического ограждения, фактически перекрыт проход жителям города по тротуару вдоль проезжей части <адрес> около здания №. Указанные действия нарушают права неопределенного круга лиц, следовательно, обращение ФИО4 в соответствии с ч.5 ст.29.2 Федерального закона № 184-ФЗ, является информацией о фактах нарушения законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь массовые нарушения прав граждан и безусловным основанием для проведения внеплановой проверки в отношении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Спорное металлическое ограждение примыкает к фасаду точками т. 1 и т.6, что нарушает исторический культурный комплекс в целом, затрагивая предмет охраны, тем, самым создает возникновение угрозы или разрушения объекту культурного наследия и его отдельным элементам. Разрешение на использование земельного участка под строительство металлического ограждения перед входом в штаб Восточного военного округа Администрацией города Хабаровска не выдавалось, в нарушение ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ при подготовке проектной документации не оформлен раздел по согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Из представленной Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края информации не усматривается, какая форма контрольных мероприятий была проведена органом исполнительной власти края, в какой форме была представлена техническая документация на возведение ограждения и было ли соответствующее согласование органа исполнительной власти Хабаровского края.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", просит признать незаконным решение прокуратуры Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 иск не признала по основаниям, изложенном в письменном отзыве на иск, пояснила что в согласовании внеплановой проверки прокуратурой края было отказано законно, ввиду отсутствия правового основания в форме «угрозы вреда либо причинение вреда объекту культурного наследия» со ссылкой п. 5 ст. 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российское Федерации» и п. 8 Правил подготовки государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российское Федерации, проектов ежегодных планов проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также согласования внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края ФИО3 пояснил, что по обращению гражданина ФИО4 на основании задания начальника управления культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ должностными лицами в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) в форме систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Здание кадетского корпуса”, 1893 г., 1903 г., расположенного по <адрес>.
По результатам проверки составлен акт систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№. Проверкой установлено, что возле главного входа в Штаб объединённого стратегического командования Восточного военного округа возведено металлическое ограждение и установлена будка охраны. Указанные сооружения находятся за пределами границ территории и охранной зоны объекта культурного наследия. Ограждение не является сплошным, не экранирует фасады объекта культурного наследия. При монтаже данных сооружений фасады объекта затронуты не были. Нарушений действующего законодательства об объектах культурного наследия в ходе контрольных мероприятий управлением культурного наследия в рамках установленной компетенции не выявлено. О результатах проведённой проверки проинформированы ФИО4, администрация г. Хабаровска и управление Минкультуры по ДФО.
По информации, поступившей из администрации г.Хабаровска, на защитные сооружения не требуется получение разрешения на строительство, в связи с чем разрешение на использование указанного земельного участка для размещения ограждения перед входом в штаб ВВО по <адрес> не выдавалось.
Под надуманным предлогом, полагая, что управление культурного наследия ненадлежащим образом исполняет переданные Российской Федерацией полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, управление Минкультуры по ДФО обратилось в прокуратуру Хабаровского края с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ№ о согласовании внеплановой документарной проверки управления культурного наследия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Управление культурного наследия полагает, что прокуратура края законно и обоснованно отказала управлению Минкультуры по ДФО в согласовании внеплановой проверки. Возникновение угрозы вреда либо причинение вреда объекту культурного наследия в качестве обоснования проведения внеплановой проверки органов государственной власти субъектов Российской Федерации в п. 5 ст. 29.2 Закона № 184-ФЗ, п. 5 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2016 N 1106) отсутствуют.
Доводы управления Минкультуры по ДФО о том, что металлическое ограждение нарушает права неопределённого круга лиц являются формальными и не подтверждены соответствующими доказательствами. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ№ и материалов фотофиксации, указанное ограждение не перекрывает весь пешеходный тротуар и не является сплошным. Объект культурного наследия хорошо просматривается через ограждение, возможны осмотр и фотофиксация его фасадов со стороны <адрес>. Также необходимо учитывать, что Штаб ВВО является режимным объектом министерства обороны Российской Федерации, доступ в который ограничен в соответствии с действующим законодательством.
Доводы управления Минкультуры по ДФО о том, что спорное металлическое ограждение согласно схеме кадастрового плана земельного участка Штаба ВВО примыкает к фасаду объекта культурного наследия точками т.1 и т.6 является формальной, поскольку не отражает реальное положение дел, а лишь указывает на предполагаемое место монтажа металлического ограждения.
Кроме того, указанные доводы прямо противоречат акту от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором зафиксировано, что указанные сооружения находятся за пределами границ территории и охранной зоны объекта культурного наследия. Ограждение не экранирует фасады объекта культурного наследия. При монтаже данных сооружений фасады объекта затронуты не были.
Просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что здание штаба Восточного военного округа по <адрес> является объектом культурного наследия федерального значения «Здание кадетского корпуса», внесенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия - реестровый номер №
В Управление Министерства культуры России по ДФО из аппарата Уполномоченного по правам человека по Хабаровскому краю поступило обращение гр. ФИО4 о несогласии с установкой металлического ограждения между центральным входом в здание штаба Восточного военного округа по адресу <адрес> проезжей частью по <адрес> для проведения проверки и принятия мер в рамках переданных полномочий.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 30.03.2005 № 270 «О реализации полномочий Хабаровского края в области сохранения, использования, популяции и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края» и постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ функции по контролю и надзору за сохранением памятников культурного наследия федерального значения осуществляется Управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края.
По обращению гражданина ФИО4 на основании задания начальника управления культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ должностными лицами Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) в форме систематического наблюдения в отношении указанного выше объекта культурного наследия федерального значения.
Согласно акту систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что возле главного входа в Штаб объединённого стратегического командования Восточного военного округа возведено металлическое ограждение и установлена будка охраны. Указанные сооружения находятся за пределами границ территории и охранной зоны объекта культурного наследия. Ограждение не является сплошным, не экранирует фасады объекта культурного наследия. При монтаже данных сооружений фасады объекта затронуты не были. Нарушений действующего законодательства об объектах культурного наследия в ходе контрольных мероприятий управлением культурного наследия в рамках установленной компетенции не выявлено.
О результатах, изложенных в акте от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщено административному истцу письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
Из информации, представленной администрацией г.Хабаровска, от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что на защитные сооружения (в данном случае ограждение) не требуется получение разрешения на строительство, в связи с чем разрешение на использование указанного земельного участка для размещения ограждения перед входом в штаб ВВО по <адрес> не выдавалось.
Управлением Министерства культуры России по ДФО принято решение о проведении отношении Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края внеплановой документарной проверки.
В адрес прокуратуры Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ направлено заявление о согласовании внеплановой документарной проверки.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ прокуратурой Хабаровской края отказано в согласовании проведения указанной неплановой документарной проверки.
В соответствии с ч.1 ст.29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с ч.5 ст.29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры (ч.3 ст.29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
Порядок подготовки проектов ежегодных планов проверок, в том числе совместных проверок, их представления в органы прокуратуры и согласования, типовая форма ежегодного плана проверок и порядок согласования внеплановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2016 N 1106 утверждены Правила подготовки государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов ежегодных планов проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также согласования внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.5 Правил от 31.10.2016 N 1106 основанием для проведения внеплановой проверки, подлежащей согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, является решение руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемое на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, которые влекут или могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
В соответствии с п.8 этих же Правил основаниями для отказа в согласовании внеплановых проверок является, в том числе, несоблюдение пункта 5 Правил.
Аналогичные требования о порядке согласования внеплановых проверок установлены Приказом Генпрокуратуры России от 28.08.2017 N 591 "Об утверждении и о введении в действие Порядка формирования ежегодного сводного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Порядка согласования внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно п.7 Порядка от 28.08.2017 N 591 основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой проверки является, в том числе, отсутствие оснований, установленных пунктом 5 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Из материалов дела и пояснений представителей лиц, участвующих в деле, следует, что основанием для принятия административным истцом решения о проведении внеплановой документарной проверки Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края послужило возникновение угрозы причинения вреда объекту культурного наследия, что является основанием для проведения проверки в соответствии с п.п. «а» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Вместе с тем, основания, перечисленные в ч.5 ст.29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ для проведения внеплановой проверки деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, у Управления Министерства культуры по ДФО отсутствовали.
Доводы иска о применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд считает не состоятельными, поскольку требования данного закона не распространяются на порядок осуществления государственного контроля (надзора) деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, проведения проверок указанных органов.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение, принятое административным ответчиком, об отказе в согласовании проверки, является обоснованным, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Управления Министерства культуры России по ДФО к прокуратуре Хабаровского края о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 01.03.20819.
Судья Ю.А. Бисюрко