дело № 2а-6/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 июня 2021 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Андреева И.С., при секретаре Гордиевских Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора Металлургического района г. Челябинска к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Прокурора Металлургического района г. Челябинска обратился в районный суд г. Челябинска с административным исковым заявлением к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании бездействия по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта – автостоянки, расположенной по <адрес><адрес> незаконным, возложении обязанности на Администрацию г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект – автостоянку, расположенную по ул. <адрес>, в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проводимой проверки исполнения земельного законодательства при организации и эксплуатации автостоянок на территории Металлургического района города Челябинска.
В соответствии с ч.1 ст. 1, ч.2 ст. 11, ст. 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 6 ст. 36 Устава города Челябинска, принятого Решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 26.05.2015 года №9/2, ст. 10-2 Закона Челябинской области от 18.12.2014 года №97-ЗО «О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов» к полномочиям органов местного самоуправления Челябинского городского округа по решению вопроса местного значения внутригородских районов по осуществлению муниципального земельного контроля в границах внутригородского района относится, в том числе, проведение проверок нарушения требований земельного законодательства, привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Согласно пункту 14 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 2 марта 2015 г. №45-п (далее по тексту - Комитет), Комитет осуществляет полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, функции муниципального земельного контроля.
Согласно положениям статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены федеральными законами.
В соответствии с положениями пункта 1 Порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 5 сентября 2013 года №45/1 (далее по тексту - Порядок), настоящим Порядком регламентируется деятельность Администрации города Челябинска, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Работу по выявлению незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска осуществляет Администрация города Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска. При выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта должностные лица Комитета осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска. Комитет в соответствии с действующим законодательством принимает меры для выявления физического или юридического лица, собственника (владельца) незаконно размещенного нестационарного объекта (п.п. 3,4 Порядка). После чего проводятся мероприятия по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта.
Проверочными мероприятиями установлено, что по адресу: <адрес>, незаконно размещен нестационарный объект - автостоянка.
Ранее прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ года в адрес врио Главы города Челябинска вносилось представление об устранении выявленных нарушений земельного законодательства с требованиями осуществить мероприятия по муниципальному земельному контролю, предусмотренные Порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 5 сентября 2013 г. № 45/1, ст. 10-2 Закон Челябинской области от 18 декабря 2014 г. № 97-30 «О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов» в отношении незаконно размещенных нестационарных объектов, в том числе автостоянки по ул. <адрес>
На представление получен ответ о том, что демонтаж, в том числе указанной автопарковки запланирован на ДД.ММ.ГГГГ года. Однако до настоящего времени действенных мер к надлежащей реализации предоставленных законом полномочий органом местного самоуправления не принимается, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект функционирует.
В судебном заседании Прокурор Металлургического района г. Челябинска ФИО7 просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Представитель заинтересованного лица ООО «Континент» ФИО9 в судебном заседании пояснила
Представитель заинтересованного лица МКУ «Городская среда» ФИО10
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, а также дополнительные доказательства, представленные сторонами в судебное заседание, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях.
В соответствии п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Прокуратурой Металлургического района г. Челябинска проведена проверка исполнения земельного законодательства при организации и эксплуатации автостоянок на территории Металлургического района города Челябинска.
По результатам данной проверки установлено, что по адресу: <адрес> незаконно размещен нестационарный объект - автостоянка.
Прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ года в адрес врио Главы города Челябинска вносилось представление об устранении выявленных нарушений земельного законодательства с требованиями осуществить мероприятия по муниципальному земельному контролю, предусмотренные Порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 5 сентября 2013 г. № 45/1, ст. 10-2 Закон Челябинской области от 18 декабря 2014 г. № 97-30 «О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов» в отношении незаконно размещенных нестационарных объектов, в том числе автостоянки по <адрес>
На представление получен ответ о том, что демонтаж, в том числе указанной автопарковки запланирован на ДД.ММ.ГГГГ года. Однако до настоящего времени действенных мер к надлежащей реализации предоставленных законом полномочий органом местного самоуправления не принимается, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект функционирует.
Согласно пункту 1 статьи 36 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26.05.2015 № 9/2 (далее - Устав), исполнительно-распорядительным органом города Челябинска, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, является Администрация города Челябинска.
Согласно статье 4 Устава территорию Челябинска составляют земли Челябинского городского округа, используемые и предназначенные для застройки и развития городского округа.
Порядок использования земель городского округа определяется в соответствии с законодательством и зонированием его территории.
Порядок и правила использования земель, находящихся в черте города, устанавливаются Челябинской городской Думой в соответствии с земельным, градостроительным, природоохранным и иным законодательством.
В соответствии с пунктами 2.1.1 и 2.1.4 Положения о регулировании земельных отношений в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 24.08.1999 года №41/7, к компетенции городской Думы в сфере регулирования земельных отношений относятся принятие нормативных правовых актов по регулированию земельных отношений в пределах своей компетенции, а также утверждение порядка пользования, распоряжения и контроля за использованием земель, находящихся на территории города.
Согласно пункту 5 статьи 36 Устава Администрация города Челябинска осуществляет полномочия собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности города Челябинска (далее-муниципальное имущество), в порядке, установленном решением Челябинской городской Думы, контроль владения, поли и распоряжения муниципальной имуществом.
К вопросам местного значения Администрации города Челябинска относятся: владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; а также утверждение правил землепользования и застройки и осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии со статьями 11, 24, 26, 33 Устава принятие нормативных правовых актов (в форме решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории Челябинского городского округа) отнесено к полномочиям Челябинской городской Думы как представительного органа муниципального образования Челябинска.
В рамках реализации собственных полномочий в области местного самоуправления по правовому регулированию вопросов муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа в целях совершенствования освобождения земельных участков от незаконно расположенных на них движимых объектов решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 № 45/1 утвержден «Порядок демонтажа незаконно размещенных объектов на территории города Челябинска (далее - Порядок демонтажа).
Согласно Порядку демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска работу по выявлению незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска осуществляет Администрация города Челябинска в лице Комитета.
Выявление незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска осуществляется на основании информации, поступающей в Комитет в письменной форме или в форме электронного документа, содержащей сведения о нестационарных объектах на территории города Челябинска, в том числе заявлений и обращений граждан, юридических лиц, запросов органов государственной местного самоуправления, их структурных подразделений.
При выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта работник Комитета осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска.
Информация о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта вносится в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов направляется в адрес уполномоченного, в том числе на по демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов, муниципального учреждения, созданного на основании правового акта Администрации города Челябинска.
Муниципальное учреждение планирует и осуществляет демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных в ведомственной структуре бюджета города Челябинска по главному распорядителю бюджетных средств - Комитету.
Основания установления сроков и их изменения определяются муниципальным учреждением в соответствии с правовым актом, утвержденным должностным лицом Комитета в пределах его компетенции, установленной правовым актом Администрации города Челябинска.
Сроки планируемого демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов вносятся муниципальным учреждением в Перечень.
На территории города Челябинска обеспечение демонтажа объектов, не являются объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках собственником которого является город Челябинск, подлежащих демонтажу и (или) перемещению осуществляет Муниципальное казенное учреждение «Городская (далее - МКУ «Городская среда», созданное в результате реорганизации Казенного учреждения в форме присоединения на основании распоряжения заместителя главы по правовым и имущественным вопросам от 25.07.2019 № 8500 «О peoрганизации Муниципального казенного учреждения «Городская среда», в структуру которого вошло Муниципальное казенное учреждение «Служба демонтажа и землеустройства».
Согласно Уставу МКУ «Городская среда» с момента государственной регистрации приобретает права юридического лица, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
В своей деятельности МКУ «Городская среда» руководствуется действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Челябинска и уставом.
В соответствии с Порядком демонтажа Комитетом составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № № о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта - автостоянки, расположенной по ул. <адрес>.
Информация о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта вносится Комитетом в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (далее - Перечень), что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Администрации города Челябинска.
Таким образом, действия Администрации города Челябинска в лице Комитета по выявлению незаконно размещенного нестационарного объекта - части ограждения, расположенного по адресу: <адрес> и передачи уполномоченным органам и организациям для последующей работы выполнены в соответствии с Порядком демонтаж и не соответствуют заявленным требованиям о бездействии.
Обязанности собственно по демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска возложены на МКУ «Городская среда».
Согласно имеющемуся в материалах дела заключения эксперта №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, можно сделать вывод, что объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – автостоянка с площадкой из бетонного покрытия, здание для сторожей, столовая для водителей являются объектами капитального строительства. Перемещение объектов невозможно. Возможна только разборка с полным их уничтожением, с образованием части строительных материалов для повторного использования и строительного мусора. Фундамент, пол и коммуникации столовой будут невозвратными потерями.
В соответствии со ч.1,2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Административный истец Прокурор Металлургического района г. Челябинска обратился с иском о признании бездействия по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта – автостоянки, расположенной по ул. <адрес> незаконным, возложении обязанности на Администрацию г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект – автостоянку, расположенную по ул. <адрес>, в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Однако доказательств подтверждающих наличие нестационарного объекта истцом не представлено. Довод истца о возможности демонтажа забора - рабицы, суд считает несостоятельным, поскольку забор не является самостоятельным объектом недвижимости. Согласно документам, представленным в материалы дела, забор огораживает территорию, на которой размещены объекты, а следовательно разрешая вопрос о демонтаже забора - рабицы, возможно нанести вред имуществу, которое находится на территории автостоянки.
При разрешении ходатайства представителя административного ответчика о приостановлении производства по делу, согласно статье 191 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может приостановить производство по административному делу, следовательно является правом суда. В данном случае оснований для приостановления производства по делу не имеется.
Как следует из статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При этом решение вопроса о признании незаконным соответствующего решения, действия (бездействия) имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенной нормы закона, при принятии решения по настоящему делу, обязательны два элемента: признание незаконным действия (бездействия) административного ответчика и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований Прокурора Металлургического района г. Челябинска к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании бездействия по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта – автостоянки, расположенной по <адрес> незаконным, возложении обязанности на Администрацию г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект – автостоянку, расположенную по ул. <адрес>, в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, надлежит отказать в полном объеме, поскольку административным истцом доказательств нестационарного объекта не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Прокурора Металлургического района г. Челябинска к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании бездействия по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта – автостоянки, расположенной по <адрес> незаконным, возложении обязанности на Администрацию г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект – автостоянку, расположенную по <адрес>, в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию судей Челябинского областного суда через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Андреев