Дело № 2а-1296/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан 05 марта 2018 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Наумовой Ж.Я.,
при секретаре Чебодаевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Абаканского городского отдела судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия ФИО2, УФССП России по Республике Хакасия о признании действий (бездействия) незаконными,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика УФССП России по Республике Хакасия ФИО3, действующей на основании доверенности от 09 января 2018 года,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя Абаканского городского отдела судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия ФИО2, действующего на основании служебного удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Абаканскому городскому отделу судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия о признании действий (бездействия) незаконными. Требования мотивированы тем, что он содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Хакасия. 25.12.2017 он обратился к административному ответчику с письменным ходатайством, в котором просил предоставить ему копию постановления от 31.03.2017 об окончании исполнительного производства №, а также просил сообщить, какие действия ему необходимо совершить для получения денежных средств от должника по исполнительному производству №. До настоящего времени ответ на указанное заявление административным ответчиком дан не был. Указанное бездействие нарушает его права на обжалование постановления об окончании исполнительного производства, а также на получение денежных средств по новому исполнительному производству. Просил признать действия (бездействие) административного ответчика незаконными необоснованными нарушающими конституционные права административного истца, выраженные в не предоставлении ему необходимой информации.
Определением судьи от 05.02.2018 произведена замена административного ответчика с Абаканского городского отдела судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия на судебного пристава-исполнителя Абаканского городского отдела судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия ФИО2 К участию в административном деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия.
Определением судьи от 15.02.2018 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО4
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, дополнительно суду пояснил, что 12.02.2018 им получено два сообщения от административного ответчика судебного пристава-исполнителя ФИО2 от разных дат, однако постановление об окончании исполнительного производства к ним не прилагалось, также не предоставлена информация о том, какие ему необходимо производить действия для того, чтобы получить денежные средства с должника. Указал, что указанные действия (бездействие) нарушает его право на обжалование постановления об окончании исполнительного производства, а также на получение информации и право на взыскание с должника денежных средств. Просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФССП России по Республике Хакасия ФИО3, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, дополнительно суду пояснила, что в Абаканском городском отделе судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия находилось исполнительное производство № в отношении должника ФИО4 в пользу взыскателя ФИО1 Данное исполнительное производство было окончено 31.03.2017, с чем не согласился ФИО1, обжаловал данное решение в суд, в ходе рассмотрения дела обжалуемое постановление было отменено, исполнительное производство возобновлено, в связи с чем определением суда производство по административному делу по административному иску ФИО1 было прекращено. По возобновленному исполнительному производству производились исполнительные действия. 12.01.2018 в Абаканский городской отдел судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия поступило обращение ФИО1 от 25.12.2017, в котором он просил направить ему копию постановления от 31.03.2017 об окончании исполнительного производства № от 29.03.2016, а также просил направить перечень действий, которые ему как взыскателю необходимо сделать для получения с должника денежных средств. 31.01.2018 судебным приставом-исполнителем ФИО2 подготовлен ответ на обращение ФИО5 Кроме того, 09.01.2018 было направлено повторное заявление ФИО1 аналогичного содержания, которое поступило в Абаканский городской отдел судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия 25.01.2018. На данное повторное заявление судебным приставом-исполнителем также был дан ответ от 31.01.2018. Данные ответы были направлены почтовым отправлением от 06.02.2018, получены адресатом, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, не отрицается самим административным истцом. Таким образом, обращения административного истца ФИО1 рассмотрены, ему дан ответ. Права административного истца не нарушены, поскольку свое право на обжалование постановление об окончании исполнительного производства от 31.03.2017 он уже реализовал, право на получение денежных средств с должника также не нарушено, поскольку исполнительное производство ведется. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель Абаканского городского отдела судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия ФИО2, действующий на основании служебного удостоверения, административные исковые требования не признал, поддержал позицию представителя УФССП России по Республике Хакасия, дополнительно суду пояснил, что права административного истца на обжалование постановления от 31.03.2017 не нарушены, поскольку он уже обжаловал данное постановление, в связи с чем оно и было отменено. Обжаловать повторно отмененное постановление не возможно. На данный момент исполнительное производство в отношении должника ФИО4 ведется, в рамках исполнительного производства совершаются исполнительные действия, а именно: был совершен выезд по месту жительства должника, имущество, на которое могло быть обращено взыскание, отсутствует; отобраны объяснения у должника; доходов у должника не обнаружено; должнику было вручено требование о необходимости погасить сложившуюся задолженность, разъяснено, что в случае не соблюдения данного требования, должник будет привлечен к административной ответственности. Принятие иных мер к должнику с учетом суммы задолженности не представляется возможным, при этом каких-либо действий со стороны взыскателя не требуется. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО4 не явился, хотя был надлежащим образом извещен о судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, в соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительных производств, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как видно из материалов дела, административный истец оспаривает действия (бездействие) административного ответчика, выразившееся в не предоставлении ответа на его обращение от 25.12.2017, ссылаясь на то, что данные действия (бездействие) нарушают его права на обжалование данного постановления, а также права на получение информации и взыскание денежных средств с должника. Суд учитывает, что бездействие носит длящийся характер, десятидневный срок, установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ для оспаривания бездействия судебного пристава-исполнителя, административным истцом не пропущен, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель, в частности, вправе
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Ч. 3 ст. 68 Федерального закона №229-ФЗ установлено, что мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ), в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно подпункту 4 пункта 1, пунктам 3, 4 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682 утверждена Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, согласно пункту 5.11.9 которой сроки исполнения документов, поступивших от других индивидуальных и коллективных адресантов, исчисляются в календарных днях с даты их поступления, отмеченной в регистрационном штампе Службы, и не должны превышать 30 дней.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Как следует из материалов исполнительного производства, Абаканским городским судом 09.03.2016 был выдан исполнительный лист № о взыскании с ФИО4 в пользу ФИО1 10 000 руб.
25.03.2016 указанный исполнительный лист был предъявлен к исполнению.
Постановлением судебного пристава-исполнителя на основании указанного исполнительного листа 29.03.2016 было возбуждено исполнительное производство № о взыскании задолженности в размере 10 000 руб. с должника ФИО4 в пользу ФИО1
31.03.2017 судебным приставом-исполнителем ФИО2 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства № на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать решение УФССП России по Республике Хакасия по прекращению исполнительного производства незаконным, а производство по исполнительному листу № подлежащим возбуждению.
30.11.2017 постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом ФИО6 было отменено постановление об окончании исполнительного производства № от 31.03.2017, возобновлено исполнительное производство №.
Определением Абаканского городского суда от 14.12.2017 в связи с отменой оспариваемого решения производство по указанному административному делу было прекращено.
12.01.2018 Абаканским городским отделом судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия было получено заявление ФИО1 от 25.12.2017, в котором он просил направить ему копию постановления от 31.03.2017 об окончании исполнительного производства № от 29.03.2016, просил направить перечень необходимых действий с его стороны для получения денежных средств.
Также 25.01.2018 Абаканским городским отделом судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия было получено заявление ФИО1 от 09.01.2018, в котором он просил вручить ему копию постановления об окончании исполнительного производства, для дальнейшего его обжалования.
Административный истец оспаривает бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО2 в рамках указанного исполнительного производства, выразившееся в не предоставлении ответа на его обращения, а именно копии постановления об окончании исполнительного производства, а также перечня действий необходимых взыскателю для получения денежных средств с должника.
Из материалов исполнительного производства следует, что 31.01.2018 судебным приставом-исполнителем ФИО2 был дан ответ ФИО1 на его обращение, поступившее 12.01.2018, которым ФИО1 было направлено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от 31.03.2017. Также разъяснены положения ст. 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Кроме того, 31.01.2018 был дан ответ на обращение, поступившее 25.01.2018, в котором указано, что ответ на идентичное обращение был дан ФИО1 ранее.
Указанные ответы были направлены в адрес ФИО1 списком внутренних почтовых отправлений № от 06.02.2018.
Указанные ответы были получены ФИО1 08.02.2018, что подтверждается отчетом об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административным ответчиком в установленные законом сроки, были предоставлены ответы на заявления административного истца.
При этом суд отклоняет довод стороны административного истца относительного того, что обжалуемыми действиями (бездействием) нарушено право административного истца на обжалование постановления об окончании исполнительного производства, так как судом установлено, что ФИО1 ранее обращался в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного постановления. Повторное обжалование постановления об окончании исполнительного производства, нормами КАС РФ не предусмотрено.
Кроме того, в ходе ведения исполнительного производства, 09.01.2018 судебным приставом-исполнителем ФИО2 был совершен телефонный звонок должнику ФИО4
05.02.2018 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника на сумму 10 000 руб., находящиеся на счетах в банках.
Судебным приставом-исполнителем были направлены запросы в государственные и негосударственные органы о предоставлении сведений о движимом, недвижимом имуществе, а также счетах в банках, на которых находятся денежные средства, на должника ФИО4
28.02.2018 судебным приставом-исполнителем был составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что по адресу: <адрес>, имущество подлежащее осмотру описи и аресту и в ликвидном состоянии, принадлежащее ФИО4 и не входящее в перечень ст. 446 ГПК РФ не установлено.
Также 28.02.2018 судебным приставом-исполнителем были отобраны объяснения у ФИО4, который пояснил, что имущества не имеет, есть долг по алиментам в размере 93 000 руб., о долге ФИО1 ему известно, по возможности будет платить, в настоящее время не работает, платить не отказывается.
Кроме того, 28.02.2018 судебным приставом-исполнителем ФИО4 было вручено требование о необходимости оплатить задолженность в полном объеме в течение 10 рабочих дней.
Суд, анализируя доводы сторон, материалы дела, исполнительного производства, приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства № в отношении ФИО4 проведены необходимые исполнительные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, бездействия им не допущено, права на взыскание денежных средств с должника не нарушены.
В нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец не доказал нарушение своих прав по данному делу.
При таких обстоятельствах, основываясь на положениях п. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения настоящего административного дела суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 188, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Абаканского городского отдела судебных приставов № 2 УФССП России по Республике Хакасия ФИО2, УФССП России по Республике Хакасия о признании действий (бездействия) незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий Ж.Я. Наумова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 12 марта 2018 года.
Судья Ж.Я. Наумова