ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1297/15 от 04.12.2015 Дятьковского городского суда (Брянская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-1297/2015г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дятьково 4 декабря 2015 года

Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Балабанова Ю.Д., при секретаре Ковалевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту социальных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконными действий выразившихся в необеспечении населения д. <адрес> питьевой водой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным административным иском к ответчику, указывая, что прокуратурой <адрес> в ходе проведения проверки доводов коллективного обращения жителей <адрес> установлено следующее.

<адрес> территориально входит в состав МО «Веховское сельское поселение». В деревне расположено 77 домов и проживает не менее 95 человек. Обеспечение жителей питьевой водой осуществлялось из имеющихся 10 колодцев шахтного типа обустроенных на улицах деревни, а также из скважин расположенных в частных домовладениях. Централизованная система водоснабжения и водоотведения в д. Радица отсутствует. Колодцы построены местными жителями самостоятельно с учетом необходимой потребности в питьевой воде. Собственники отсутствуют.

С конца июля 2015 года в виду снижения уровня грунтовых вод, вода в нецентрализованных системах водоснабжения <адрес> отсутствует.

В связи с необходимостью обеспечения населения <адрес> питьевой водой Верховской сельской администрацией приняты меры по организации доставки воды в <адрес> на указанные нужды. Так с ДД.ММ.ГГГГ Верховской сельской администрацией с <адрес> заключен договор оказания услуг по доставке воды.

В свою очередь меры по организации водоснабжения д. Радица, в том числе по доставке питьевой воды непосредственно самой администрацией <адрес> до настоящего времени не приняты.

В ходе проверки было установлено, что <адрес> производит подвоз не питьевой воды, а технической. Так подвоз воды осуществляется на поливочном автомобиле ЗИЛ - 130 емкостью цистерны 6 кубометров воды. Данный автомобиль предназначен для поливки дорожного покрытия, зеленных насаждений, тушения пожаров, подвоза технической воды. Контроль за качеством воды с привлечением органов Роспотребнадзора администрацией не производится.

Таким образом, до настоящего времени подвоз питьевой воды в размере минимальных норм водообеспечения на 1 человека в сутки в <адрес> не осуществляется.

Действия по организации подвоза воды являются временной мерой и не могут расцениваться, как организация водоснабжения населения.

Возможности использования иных способов водоснабжения за исключением подвоза воды в <адрес>, который осуществляется с нарушением установленных требований, органом местного самоуправления не рассматривались.

Кроме того, согласно п.75 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при отсутствии у органа местного самоуправления официального сайта такая информация размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации):

а) места расположения источников водоснабжения, места разбора воды;

б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям;

в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.

Несмотря на указанное, администрацией <адрес> данные сведения на официальном сайте сети «Интернет» не размещены.

В связи с изложенным, прокурор просит:

- признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в необеспечении населения <адрес> привозной питьевой водой в объеме, не ниже минимальных норм предусмотренных Приложением Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. .

- обязать администрацию <адрес> организовать в границах населенного пункта <адрес> холодное водоснабжение населения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и Приложением Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. .

- на период организации системы водоснабжения обязать администрацию <адрес> обеспечить жителей <адрес> привозной питьевой водой надлежащего качества в объеме, не ниже минимальных норм предусмотренных Приложением Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ т.е. не менее 10 дм. куб. в сутки на одного человека.

- обязать администрацию <адрес> разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения, предусмотренные п. 75 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ: о месте расположения источников водоснабжения, о месте разбора воды, о качестве воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям, сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.

Старший помощник прокурора <адрес> Рубанов М.В. административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика - администрации <адрес> Короткова Е.Д. в удовлетворении административного искового заявления просила отказать, утверждая, что в настоящее время жители д.Радица обеспечены питьевой водой надлежащего качества в предусмотренных законом нормах. Сведения об источниках водоснабжения, качестве питьевой воды и пр. размещены на сайте администрации <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Представитель заинтересованного лица - сельской администрации муниципального образования Верховское сельское поселение <адрес> Новикова Н.Н. требования административного истца поддержала.

Представитель заинтересованного лица - Территориального отдела ТУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека в <адрес> и <адрес> Родин С.В. требования административного истца поддержал.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило коллективное заявление жителей д.<адрес>, в котором они просили принять меры к администрации Верховского сельского поселения по вопросу очистки и углубления высохших колодцев, расположенных на <адрес>

Прокуратурой <адрес> проведена проверка доводов коллективного обращения жителей д. Радица, <адрес> по вопросу чистки и углубления высохших колодцев, в ходе которой установлено следующее.

<адрес> территориально входит в состав МО «Верховское сельское поселение». В деревне расположено 77 домов и проживает не менее 95 человек. Обеспечение жителей питьевой водой осуществлялось из имеющихся 10 колодцев шахтного типа обустроенных на улицах деревни, а также из скважин расположенных в частных домовладениях. Централизованная система водоснабжения и водоотведения в <адрес> отсутствует. Колодцы построены местными жителями самостоятельно с учетом необходимой потребности в питьевой воде. Собственники отсутствуют.

С конца июля 2015 года в виду снижения уровня грунтовых вод, вода в нецентрализованных системах водоснабжения <адрес> отсутствует.

Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что комиссия в составе: главы Верховского сельского поселения, ведущего специалиста, инспектора 2 категории (кассира), депутата Верховского сельского Совета народных депутатов провела обследование колодцев находящихся по адресу: <адрес>, возле <адрес>, , , <адрес>, возле <адрес>, и . Выявлено, что во всех вышеперечисленных шахтных колодцах вода отсутствует.

В ходе обследования комиссия решила, что в колодцах по <адрес> возле <адрес> необходимо произвести очистку и углубление шахты колодца. Остальные обследованные колодцы ремонту и восстановлению не подлежат.

В связи с необходимостью обеспечения населения <адрес> питьевой водой Верховской сельской администрацией приняты меры по организации доставки воды в <адрес> на указанные нужды. Так, с ДД.ММ.ГГГГ Верховской сельской администрацией с <адрес>» был заключен договор оказания услуг по доставке воды со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей по охране здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Исходя из смысла п.4 ч.1, ч.ч.3, 4, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с 01.01.2015 года организация водоснабжения населения, водоотведения на территориях сельских поселений относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района и решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно п.4.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 13 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что нецентрализованная система холодного водоснабжения, это сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года №644.

Согласно п.72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников-экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 Правил).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением №1, то есть не менее 10 дм. куб. в сутки на одного человека (п. 74 Правил).

Исходя из смысла п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения организация нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории, в том числе подвоз питьевой воды должен соответствовать настоящим Правилам и законодательству Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Также согласно п.4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам по следующим показателям: органолептическим, химическим и микробиологическим.

Пунктами 6.1 - 6.3 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» установлено, что контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями. С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование источника водоснабжения, оборудования и устройств. Контроль за качеством воды осуществляется центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Согласно п.75 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при отсутствии у органа местного самоуправления официального сайта такая информация размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации):

а) места расположения источников водоснабжения, места разбора воды;

б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям;

в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.

Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, объяснениями сторон, что в настоящее время на территории д.Радица имеется один шахтный колодец, построенный на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, принятый в эксплуатацию согласно акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и расположенный по <адрес> в районе жилых домов и . В ранее построенных 10-ти колодцах питьевая вода отсутствует. Другое водоснабжение в <адрес> отсутствует.

Согласно справке главы Верховского сельского поселения Воробьевой Л.Д, от ДД.ММ.ГГГГ объем воды во вновь построенном шахтном колодце составляет 4 куб.м., однако, письменных доказательств, подтверждающих фактическую производительность данного колодца (акт натурных измерений и/или др. документы) суду не представлено.

Также суду не представлено доказательств, подтверждающих качество воды в колодце и ее соответствие СанПиНу по органолептическим, химическим и микробиологическим показателям.

Утверждение представителя административного ответчика о том, что вода из данного колодца по санитарно-химическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», суд находит необоснованным, поскольку, согласно протоколу результатов количественного химического анализа питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного базовой лабораторией МУП <адрес> ВКХ, отбор проб для проведения данного анализа питьевой воды осуществлялся в д.<адрес>, а не в д.Радица.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что с целью обеспечения жителей <адрес> Верховского сельского поселения водой (подвозу питьевой воды) ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> (заказчик) и <адрес>» (исполнитель) был заключен соответствующий муниципальный контракт сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, однако, данный контракт фактически не исполнялся, поставка воды в данные населенные пункты не осуществлялась.

В судебном заседании также было установлено, что часть жилых домов д.Радица расположены на значительном расстоянии (до 800 метров) от вновь возведенного шахтного колодца, что затрудняет пользование колодцем части жителей данного населенного пункта.

Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком вышеназванного законодательства в части обеспечения жителей д.Радица питьевой водой надлежащего качества и в соответствии с установленными нормами.

Также суд считает, что администрацией <адрес> не исполнены надлежащим образом требования законодательства об информировании населения д.Радица о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения (подвозе питьевой воды) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", поскольку, представленная суду распечатка с сайта администрации <адрес> не содержит сведений об организации, осуществляющей подвоз питьевой воды, о ее соответствии по качеству вышеназванным показателям во вновь построенном колодце. В протоколом от ДД.ММ.ГГГГ указаны химические результаты воды, отобранной из колодца д.Верхи.

При таких обстоятельствах, суд находит административное исковое заявление прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в необеспечении населения <адрес> привозной питьевой водой в объеме, не ниже минимальных норм предусмотренных Приложением Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. .

Обязать администрацию <адрес> организовать в границах населенного пункта <адрес> холодное водоснабжение населения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и Приложением Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. .

На период организации системы водоснабжения обязать администрацию <адрес> обеспечить жителей <адрес> привозной питьевой водой надлежащего качества в объеме, не ниже минимальных норм предусмотренных Приложением Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ т.е. не менее 10 дм. куб. в сутки на одного человека.

Обязать администрацию <адрес> разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения, предусмотренные п. 75 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ: о месте расположения источников водоснабжения, о месте разбора воды, о качестве воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям, сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд.

Председательствующий

судья <данные изъяты> Ю.Д. Балабанов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.