ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1297/2022 от 06.06.2022 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1297/2022

УИД 23RS0051-01-2022-001672-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тимашевск 06 июня 2022 года

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Зелюка П.А.,

при секретаре судебного заседания Мироненко К.А.,

с участием помощника прокурора Тимашевского района Малютиной Н.А.,

представителя администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику-администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тимашевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к административному ответчику-администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района установлено, что в рамках исполнения национального проекта «Жилье и городская среда» и Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» между администрацией Днепровского сельского поселения и ООО «Бета-Ком» заключен муниципальный контракт , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в ». Работы на указанном объекте исполнены в полном объеме .

Кроме того, в рамках исполнения национального проекта «Жилье и городская среда» и федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» между администрацией Днепровского сельского поселения и ООО «Призма» заключен муниципальный контракта от , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство парка в ». Работы на указанном объекте исполнены в полном объеме .

Контрольно - счетной палатой МО Тимашевский район в рамках проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район на выполнение работ по благоустройству мемориального комплекса и парка в , выявлены нарушения.

Так, администрацией Днепровского сельского поселения Тимашевского района допущено направление бюджетных средств, в объеме 243121,00 руб. и, как следствие, расход бюджетных средств на момент проверки в сумме 243121,00 руб. на монтаж и приобретение устройства видеонаблюдения, которое не относится к элементам благоустройства, что свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств на вышеуказанною сумму.

Кроме того, подрядной организацией ООО «Призма» в рамках муниципального контракта от не обоснована необходимость и стоимость непредвиденных работ по устройству подстилающего слоя тротуарной плитки, а выполнение таких работ заказчиком не согласовано в установленном законом порядке. Стоимость непредвиденных работ, оплаченных администрацией Днепровского сельского поселения при отсутствии надлежащего обоснования и согласования, составила 355014,0 руб., что привело к неосновательному обогащению подрядной организации ООО «Призма» на сумму 355 014,0 руб.

Администрация Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район в рамках реализации муниципального контракта от своими действиями (бездействиями) допустила предоставление подрядчику, освобожденному от уплаты НДС, претендующему на получение суммы, эквивалентной размеру НДС, неосновательного обогащения при отсутствии законных оснований для получения прибыли за счет бюджета Днепровского сельского поселения в размере 753 640,0 руб.

В ходе проведения мероприятий по контрольному обмеру на объекте: «Благоустройство парка в » контрольно-счетной палатой выявлен факт оплаты не выполненных работ по озеленению территории парка на сумму 129 693,6 руб. В ходе проведения мероприятий по контрольному обмеру на объекте: «Благоустройство мемориального комплекса в » контрольно-счетной палатой выявлен факт оплаты не выполненных работ по озеленению территории сквера на сумму 46 657,1 руб.

По результатам анализа определения стоимости ремонтно-строительных работ установлено, что по объекту: «Благоустройство парка в » администрацией Днепровского сельского поселения Тимашевского района необоснованно была завышена стоимость материальных ресурсов и оборудования, отсутствующих в территориальных сметных нормативах, но принятых в локальном сметном расчете на сумму 898 074,0 руб. Аналогичное нарушение выявлено при по результатам анализа определения стоимости ремонтно-строительных работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в », по результатам которого установлено, что администрацией Днепровского сельского поселения Тимашевского района необоснованно была завышена стоимость материальных ресурсов и оборудования, отсутствующих в территориальных сметных нормативах, но принятых в локальном сметном расчете на сумму 215 090,0 руб., без учета НДС.

в целях устранения вышеуказанных нарушений прокуратурой района внесено представление главе администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район, которое рассмотрено, однако нарушения законодательства, указанные в представлении, не устранены. Так, согласно ответу от Администрацией предъявлен иск к ООО «Призма» о возвращении денежных средств вследствие неосновательного обогащения в размере 898 074 руб. и иск к ООО «Бета - Ком» о возвращении полученных вследствие неосновательного обогащения денежных средств на сумму 753 640 руб. В свою очередь, требования о взыскании с ООО «Бета - Ком» бюджетных средств, в размере 46 657,1 руб., полученных ООО «Бета - Ком» за фактически невыполненные работы при исполнении муниципальный контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в », а также 215 090,0 руб., полученных ООО «Бета - Ком» ввиду необоснованного завышения стоимости материальных ресурсов и оборудования, отсутствующих в территориальных сметных нормативах, но принятых в локальном сметном расчете при исполнении муниципальный контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в », Администрацией в исковом порядке не предъявлялись.

Административный истец полагает, что бездействие администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район нарушает права неопределенного круга лиц, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район, выразившееся в непринятии мер по взысканию с ООО «Бета - Ком» бюджетных средств, полученных за фактически невыполненные работы при исполнении муниципального контракта

, предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в », обязав принять меры по взысканию с ООО «Бета - Ком» денежных средств, полученных ООО «Бета - Ком» за фактически невыполненные работы при исполнении муниципальный контракта , а также денежных рседств, полученных ООО «Бета - Ком» ввиду необоснованного завышения стоимости материальных ресурсов и оборудования, отсутствующих в территориальных сметных нормативах, но принятых в локальном сметном расчете при исполнении муниципального контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в ».

В судебном заседании помощник прокурора Тимашевского района Малютина Н.А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика-администрации Днепровского сельского поселения Тимашевского района по доверенности ФИО1 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тимашевского района в деятельности должностных лиц администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район выявлены нарушения бюджетного законодательства, законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, а именно было установлено, что в рамках исполнения национального проекта «Жилье и городская среда» и Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» между администрацией Днепровского сельского поселения и ООО «Бета-Ком» заключен муниципальный контракт , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в ». Работы на указанном объекте исполнены в полном объеме , данное обстоятельство подтверждается актом о приемке выполненных работ от .

Кроме того, в рамках исполнения национального проекта «Жилье и городская среда» и федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» между администрацией Днепровского сельского поселения и ООО «Призма» заключен муниципальный контракта от , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство парка в ». Работы на указанном объекте исполнены в полном объеме , что подтверждается актом о приемке выполненных работ от .

Кроме того, Контрольно - счетной палатой МО Тимашевский районю, в рамках проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район на выполнение работ по благоустройству мемориального комплекса и парка в , выявлены нарушения, отраженные в акте Контрольно - счетной палаты МО «О проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2019 году на реализацию администрацией Днепровского сельского поселения национального проекта «Жилье и городская среда» Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» от , предписании Контрольно - счетной палаты МО от и подтвержденные решениями арбитражных судов, а также определением Верховного Суда Российской Федерации - ЭС21-26489 от .

Ст. 6 Федерального закона от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Федерального закона от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставить достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Согласно ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В силу ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Установлено, что администрацией Днепровского сельского поселения Тимашевского района, в нарушение ст. 38, п. 3 ст. 162 БК РФ, допущено направление бюджетных средств, в объеме 243121,00 руб. и, как следствие, расход бюджетных средств на момент проверки в сумме 243121,00 руб. на монтаж и приобретение устройства видеонаблюдения, которое согласно п. 18.2.5 Приказа Минфина России от н, пункта 1.4 Методических рекомендаций /пр, п.п. 49 пункта 1.3 раздела 1, п.п. 3, 4, 7, 9 пункта 3.6.1 раздела 3 Правил не относится к элементам благоустройства, что свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных (ст. 306.4 БК РФ) средств в сумме 243121,00 руб.

Кроме того, в нарушение ст. 34, ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, принципов закрепленных статьей 34 БК РФ, подрядной организацией ООО «Призма» в рамках муниципального контракта от не обоснована необходимость и стоимость непредвиденных работ по устройству подстилающего слоя тротуарной плитки, а выполнение таких работ заказчиком не согласовано в установленном законом порядке. Стоимость непредвиденных работ, оплаченных администрацией Днепровского сельского поселения при отсутствии надлежащего обоснования и согласования, составила 355014,0 руб., что привело к неосновательному обогащению подрядной организации ООО «Призма» на сумму 355 014,0 руб.

Так, администрация Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район в нарушение ст. 34 БК РФ, ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ в рамках реализации муниципального контракта от своими действиями (бездействиями) допустила предоставление подрядчику, освобожденному от уплаты НДС, претендующему на получение суммы, эквивалентной размеру НДС, неосновательного обогащения при отсутствии законных оснований для получения прибыли за счет бюджета Днепровского сельского поселения в размере 753 640,0 руб., что нашло свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации - ЭС21-26489 от .

В ходе проведения мероприятий по контрольному обмеру на объекте: «Благоустройство парка в » контрольно-счетной палатой установлено и выявлен факт оплаты не выполненных работ по озеленению территории парка на сумму 129 693,6 руб., а также выявлен факт оплаты не выполненных работ по озеленению территории сквера на сумму 46 657,1 руб.

В нарушение принципов закрепленных ст. 34 БК РФ, по результатам анализа определения стоимости ремонтно-строительных работ установлено, что по объекту: «Благоустройство парка в » администрацией Днепровского сельского поселения необоснованно была завышена стоимость материальных ресурсов и оборудования, отсутствующих в территориальных сметных нормативах, но принятых в локальном сметном расчете на сумму 898 074,0 руб.

По результатам анализа определения стоимости ремонтно-строительных работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в », установлено, что администрацией Днепровского сельского поселения необоснованно была завышена стоимость материальных ресурсов и оборудования, отсутствующих в территориальных сметных нормативах, но принятых в локальном сметном расчете на сумму 215 090,0 руб., без учета НДС.

В виду выявленных нарушений и с целью их устранения, прокуратурой Тимашевского района внесено представление главе администрации Днепровского сельского поселения МО , которое было рассмотрено, но нарушения законодательства, указанные в представлении, устранены не были.

Согласно ответу от , администрацией предъявлен иск к ООО «Призма» о возвращении денежных средств вследствие неосновательного обогащения в размере 898 074 руб. и иск к ООО «Бета - Ком» о возвращении полученных вследствие неосновательного обогащения денежных средств на сумму 753 640 руб. В свою очередь, требования о взыскании с ООО «Бета - Ком» бюджетных средств, в размере 46 657,1 руб., полученных ООО «Бета - Ком» за фактически невыполненные работы при исполнении муниципальный контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в », а также 215 090,0 руб., полученных ООО «Бета - Ком» ввиду необоснованного завышения стоимости материальных ресурсов и оборудования, отсутствующих в территориальных сметных нормативах, но принятых в локальном сметном расчете при исполнении муниципальный контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в », Администрацией в исковом порядке не предъявлялись.

Таким образом, бездействие администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район нарушает права неопределенного круга лиц.

С учетом вышеизложенного, следует признать незаконным бездействие администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район, выразившееся в непринятии мер по взысканию с ООО «Бета - Ком» бюджетных средств, полученных за фактически невыполненные работы при исполнении муниципального контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в » и обязать администрацию Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район принять меры по взысканию с ООО «Бета - Ком» 46 657,1 руб., полученных ООО «Бета - Ком» за фактически невыполненные работы при исполнении муниципальный контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в », а также 215 090,0 руб., полученных ООО «Бета - Ком» ввиду необоснованного завышения стоимости материальных ресурсов и оборудования, отсутствующих в территориальных сметных нормативах, но принятых в локальном сметном расчете при исполнении муниципального контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в ».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику-администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район, выразившееся в непринятии мер по взысканию с ООО «Бета - Ком» бюджетных средств, полученных за фактически невыполненные работы при исполнении муниципального контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в ».

Обязать администрацию Днепровского сельского поселения МО Тимашевский район принять меры по взысканию с ООО «Бета - Ком» 46 657,1 руб., полученных ООО «Бета - Ком» за фактически невыполненные работы при исполнении муниципальный контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в », а также 215 090,0 руб., полученных ООО «Бета - Ком» ввиду необоснованного завышения стоимости материальных ресурсов и оборудования, отсутствующих в территориальных сметных нормативах, но принятых в локальном сметном расчете при исполнении муниципального контракта , предметом которого является выполнение работ по объекту: «Благоустройство мемориального комплекса в ст. Днепровская».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.06.2022

Председательствующий -