Дело № 2а-2272/2022 (2а-12981/2021)
50RS0031-01-2021-020885-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2022 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Клочковой С.И.
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области к ФИО2 о взыскании недоимки по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 22 по Московской области обратилась в Одинцовский городской суд Московской области с настоящим административным исковым заявлением, сославшись на то, что ФИО2 является плательщиком налога на имущество физических лиц, в настоящее время за налогоплательщик числиться задолженность по неуплате пени по налогу на имущество физических лиц, в размере 277,82 руб., задолженность по неуплате транспортного налога с физических лиц в размере 171 102 руб., а также пени в размере 6 847,66 руб. В адрес плательщика было направлено требование об уплате недоимки по пени, которое плательщиком не исполнено. На основании изложенного административный истец, с учетом уточнений просил суд взыскать с административного ответчика недоимки по налогам и пени в общем размере 169 2166,48 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Также указал на пропуск административным истцом срока исковой давности для предъявления административного искового заявления в суд.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и находит административный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: СССР, АДРЕС, зарегистрированный по адресу: АДРЕС, владеет на праве собственности следующим имуществом:
- квартира, площадью 49,5 кв.м, расположенная по адресу: АДРЕС, кадастровый №, дата регистрации права 06.10.2015;
- квартира, площадью 63,6 кв.м, расположенная по адресу: АДРЕС, кадастровый №, дата регистрации права 12.09.2006;
- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак <***>, марка/модель: без марки 301, VIN №, год выпуска 2008, дата регистрации права 25.10.2012, дата утраты права 14.01.2021;
- трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак <***>, марка/модель YAMAHA VK540E, 2012 года выпуска, дата регистрации права 28.01.2016;
- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак <***>, марка/модель ЗИЛ 3724-0000011, VIN <***>, год выпуска 2004, дата регистрации права 22.11.2008, дата утраты права 16.05.2017;
- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак <***>, марка/модель МАЗ 6430А8 360-020, VIN №, год выпуска 2008, дата регистрации права 16.11.2011;
- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак <***>, марка/модель КАМАЗ 53213 С, год выпуска 2000, дата регистрации права 17.05.2007;
- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак <***>, марка/модель МАЗ 6303, год выпуска 1998, дата регистрации права 29.09.2003;
- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак <***>, марка/модель МАЗ 6312А8-360-010, VIN №.год выпуска 2012, дата регистрации права 07.04.2012;
- мотоциклы, государственный регистрационный знак <***>, марка/модель Хонда CBR1100XX, VIN №, год выпуска 2006, дата регистрации права 14.06.2008;
- автомобили грузовые (кроме включенных по коду 57000), государственный регистрационный знак <***>, марка/модель ГАЗ 3302, VIN №, год выпуска 2008, дата регистрации права 15.09.2009;
- автомобили грузовые (кроме включенных по коду 57000), государственный регистрационный знак <***>, марка/модель ГАЗ 3221, VIN №, год выпуска, дата регистрации права 18.03.2008, дата утраты права 06.11.2019;
- автомобили легковые, государственный регистрационный знак <***>, марка/модель ГАЗ 24, год выпуска 1985, дата регистрации права, 23.04.2016;
- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак <***>, марка/модель: ОТСУТСТВУЕТ 279540, VIN №, год выпуска 2010, дата регистрации права 08.10.2014.
Согласно сведениям карточки расчетов с бюджетом в настоящее время за административным ответчиком числиться задолженность в виде неуплаченных сумм: по транспортному налогу за 2019 год в размере 171 102 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 336,45 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 783,69 руб., пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 3 727,51 руб., пени по налогу на имущество за 2018 год в размере 11,37 руб., пени по налогу на имущество за 2016 год в размере 201,08 руб., пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 65,37 руб. Общая сумма задолженности составляет 178 227,48 руб.
Ввиду неисполнения требований налогового органа, административный истец обратился в мировой суд за вынесением судебного приказа о взыскании с налогоплательщика ФИО2 начисленных сумм налога, пени.
07.06.2021 и.о. мирового судьи судебного участка № – мировым судьей судебного участка № Одинцовского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области пени по налогу на имущество физических лиц в размере 277,82 руб., недоимки по транспортному налогу в размере 171 102 руб., пени по транспортному налогу в размере 7 475,03 руб. и государственной пошлины в размере 2 388,54 руб.
По письменным возражениям ФИО2 относительно исполнения вынесенного в отношении него судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка № 154 Одинцовского судебного района Московской области ФИО3 от 09.07.2021 судебный приказ и.о. мирового судьи судебного участка № – мирового судьи судебного участка № Одинцовского судебного района Московской области от 07.06.2021 отменен.
В уточненном административном исковом заявлении от 28.02.2020 № б/н административный истец заявил, что за административным ответчиком по состоянию на 22.02.2020 числиться следующая недоимка по налогам: по транспортному налогу за 2019 год в размере 162 141 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 336,45 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 783,69 руб., пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 3 727,51 руб., пени по налогу на имущество за 2018 год в размере 11,37 руб., пени по налогу на имущество за 2016 год в размере 201,08 руб., пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 65,37 руб. Общая сумма задолженности составляет 169 266,48 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относится налог на имущество физических лиц.
В силу п. 1 ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Согласно ч. 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 1 ст. 357, п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, при этом объектом налогообложения признаются, в том числе и автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Согласно п. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, если иное не предусмотрено данной статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
На основании подп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при этом требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной административного ответчика в судебном заседании, что административный ответчик является собственником имущества, перечисленного в административном исковом заявлении, а также представлены в сведениях об имуществе подлежащего налогообложению.
Сводное налоговое уведомление № от 01.09.2020 было направлено налогоплательщику 23.09.2020, что подтверждается приложенным к административному исковому заявлению реестром отправки. Срок оплаты налогов по данному уведомлению наступил 02.12.2020. Исчисленная сумма налогов по налоговому уведомлению не была оплачена в срок. Таким образом, недоимка по исчисленным налогам образовалась 03.12.2020.
23.09.2020 административный истец направил в адрес административного ответчика требования № от 29.06.2020 (ШПИ 14087050651744), которое было вручено адресату 29.09.202, таким образом трехмесячный срок направления требования налогоплательщику административным истцом нарушен не был.
18.01.2021 административный истец направил в адрес административного ответчика требования № от 12.01.2021 (ШПИ 80086556457426), которое 04.03.2021 поступило на временное хранение, т.е. трехмесячный срок направления требования налогоплательщику не был нарушен.
Руководствуясь положениями ст.ст. 69,70 НК РФ налоговый орган в установленный законом срок выставил и направил в адрес налогоплательщика сводное требование об уплате сумм налога, пени, штрафа в которых налогоплательщику предлагалось в добровольном порядке погасить числящуюся за ним задолженность, однако указанные требования административного истца остались без удовлетворения.
Таким образом довод административного ответчика о пропуске административным истцом срока исковой давности не подлежит удовлетворению в связи с тем, что на основании определения об отмене судебного приказа от 09.07.2021, административным истцом было сформировано административное исковое заявление от 21.12.2021, которое было зарегистрировано Одинцовским городским судом 27.12.2021, таким образом установленный ч. 2 ст. 286 КАС РФ шестимесячный срок налоговом органом не пропущен.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела; размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем (далее также - истцы) в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: 1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Учитывая изложенное, по данному административному делу Межрайонная ИФНС России № 22 по Московской области освобождена от уплаты государственной пошлины.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о взыскании государственной пошлины с административного ответчика в размере 4 585 руб.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области к ФИО2 о взыскании недоимки по налогам – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области недоимки по налогам в размере 169 266,48 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 585 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.И. Клочкова
Мотивированное решение изготовлено: 28.04.2022