ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1298/19 от 04.02.2020 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

по делу № 2а-152/2020

4 февраля 2020 года город Железногорск-Илимский

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Юсуповой А.Р.,

при секретаре судебного заседания Богачёвой М.А.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Колобкову Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-152/2020 по административному исковому заявлению прокурора Нижнеилимского района в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к администрации Рудногорского городского поселения о признании незаконным бездействия и обязании оформить в надлежащим порядке место погребения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнеилимского района обратился в Нижнеилимский районный суд с вышеуказанным иском к администрации Рудногорского городского поселения, в обосновании которого указал, что прокуратурой Нижнеилимского района проведен анализ соблюдения администрацией Рудногорского городского поселения Нижнеилимского района законодательства в сфере погребения и похоронного дела. Установлено, что на территории Рудногорского городского поселения расположен земельный участок для размещения кладбища, площадью 8 га, квартал *** Данный земельный участок расположен на землях лесного фонда. Лесной кодекс РФ прямо предусматривает виды разрешенного использования лесов. Размещение кладбищ на территории лесов не предусмотрено. В силу ч.2 ст.25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В силу положений ст. 17 ФЗ «О погребении и похоронном деле» содержание мест погребений органами местного самоуправления должно осуществляться с учётом санитарных и экологических требований. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Из информации администрации Рудногорского городского поселения от *** следует, что до настоящего времени земельный участок для размещения кладбища, площадью 8 га, квартал 378, выдел 18,19 расположен на землях лесного фонда. Данное кладбище не оборудовано в соответствие с требованиями закона. Прокуратурой района установлено, что распоряжением заместителя министра лесного комплекса Иркутской области от 01.08.2018 № 2552-мр утверждён акт выбора лесного участка для перевода его в земли особо охраняемых территорий и объектов для размещения захоронений Поселения, однако до настоящего времени Рудногорское городское поселение не имеет оформленного в надлежащем порядке места погребения. Данное бездействие органа местного самоуправления является нарушением вышеуказанных обязанностей, а также создаёт предпосылки к нарушению гарантий на погребения каждого человека, санитарного содержания кладбищ. *** прокуратурой района в адрес главы Рудногорского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, однако, требования представления исполнены не были. В связи с чем, с учетом уточнений просят суд признать незаконным бездействие администрации Рудногорского городского поселения, выразившиеся в не создании общественного кладбища на территории Рудногорского городского поселения, обязать администрацию Рудногорского городского поселения в срок до 30.09.2020 создать общественное кладбище на территории Рудногорского городского поселения в соответствие с требованиями Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», Земельного кодекса Российской Федерации, оборудовать созданное на территории Видимского городского поселения общественное кладбище в соответствие с требованиями ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПин 2.1.2882-11).

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Колобков Ф.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил об их удовлетворении.

Представитель административного ответчика администрации Рудногорского городского поселения – глава поселения ФИО1, действующая на основании Устава, направила письменный отзыв на иск, в котором с иском согласилась, просила перенести срок для создания общественного кладбища до 30.09.2020 и рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца Колобкова Ф.В., исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст. ст. 60, 61 и 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 124 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия), а также об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 78 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» действия и бездействия органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Согласно статье 25 Лесного кодекса РФ использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, создание лесных плантаций и их эксплуатация, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществление религиозной деятельности, иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

В силу ч.2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Из ч. 2 ст. 15 ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что создание общественных кладбищ должно основываться на решении органа местного самоуправления, на территории которого оно создается.

Часть 4 статьи 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает порядок создания кладбища, в частности предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится содержание мест захоронения. Помимо этого, данная обязанность закреплена в ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - ФЗ «О погребении и похоронном деле»), которая устанавливает, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В силу положений ст. 17 ФЗ «О погребении и похоронном деле» содержание мест погребений органами местного самоуправления должно осуществляться с учётом санитарных и экологических требований.

Исполнение вышеуказанных обязанностей направлено на осуществление гарантии погребения закрепленную в ч. 1 ст. 7 ФЗ «О погребении и похоронном деле» о том, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с ФЗ «О погребении и похоронном деле», ч. 5 ст. 16 данного Закона устанавливает размер бесплатно предоставляемого земельного участка для погребения умершего.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.п. 6.6, 6.7 гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПин 2.1.2882-11) необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

Как установлено в судебном заседании, административным истцом проведен анализ соблюдения администрацией Рудногорского городского поселения Нижнеилимского района законодательства в сфере погребения и похоронного дела.

Установлено, что на территории Рудногорского городского поселения расположен земельный участок для размещения кладбища, площадью 8 га, квартал 378, выдел 18,19.

Из письменного ответа главы Рудногорского городского поселения от *** следует, что до настоящего времени земельный участок для размещения кладбища, площадью 8 га, квартал *** расположен на землях лесного фонда. Кладбище не оборудовано в соответствие с требованием ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 6.6, 6.7 гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПин 2.1.2882-11).

Размещение кладбищ на территории лесов не предусмотрено.

В связи с выявленными нарушениями, заместителем прокурора Нижнеилимского района Рудых О.Д. в адрес главы администрации Рудногорского городского поселения 08.04.2019 внесено представление об устранении нарушений законов о погребении и похоронном деле.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца до настоящего времени представление ответчиком не исполнено, Рудногорское городское поселение не имеет оформленного в надлежащем порядке места погребения.

Соответственно, следует, что в течение длительного времени администрацией Рудногорского городского поселения не исполняются требования о создании общественного кладбища на территории поселения, а также обеспечения местами погребений неопределенного круга лиц на территории Рудногорского городского поселения.

Суд находит установленным факт допущенных бездействий.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно статье 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Исходя из установленных фактических обстоятельств по делу и руководствуясь вышеприведенными нормативными положениями, суд приходит к выводу, что администрацией Рудногорского городского поселения не обеспечено надлежащее создание общественного кладбища на территории Рудногорского городского поселения, не оборудовано на территории Рудногорского городского поселения общественное кладбище в соответствие с требованиями ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПин 2.1.2882-11.

В этой связи, суд считает надлежащим требование истца о признании незаконным бездействия, выразившиеся в не создании общественного кладбища.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме с возложением в срок соответствующей обязанности на административного ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Нижнеилимского района в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к администрации Рудногорского городского поселения о признании незаконным бездействия и обязании оформить в надлежащим порядке место погребения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Рудногорского городского поселения, выразившиеся в не создании общественного кладбища на территории Видимского городского поселения.

Обязать администрацию Рудногорского городского поселения в срок до 30.09.2020 создать общественное кладбище на территории Рудногорского городского поселения в соответствие с требованиями Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», Земельного кодекса Российской Федерации.

Оборудовать созданное на территории Рудногорского городского поселения общественное кладбище в соответствие с требованиями ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПин 2.1.2882-11).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда - 14 февраля 2020 года, с которым стороны могут ознакомиться 17 февраля 2020 года.

Председательствующий А.Р. Юсупова