Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 20 декабря 2018 года
Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мухамбеталиевой Н.Х.,
с участием прокурора Дюйсембеевой Э.М.,
при секретаре Мязиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-129/2018 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Ахтубинск - Водоканал» к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании недействующим постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 29 от 20 июня 2018 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Ахтубинск»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 20 июня 2018 года № 29 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Ахтубинск». Нормативный правовой акт опубликован в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области» № 25, 28 июня 2018 года.
Нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» установлены:
- с наружной сетью горячего водоснабжения, с изолированными стояками - с полотенцесушителями – 0,06116 Гкал. на 1 куб. м., без полотенцесушителей – 0,05627 Гкал. на 1 куб. м.; с неизолированными стояками – с полотенцесушителями – 0,06605 Гкал. на 1 куб. м., без полотенцесушителей – 0,06116 Гкал. на 1 куб. м.;
- без наружной сети горячего водоснабжения, с изолированными стояками - с полотенцесушителями – 0,05871 Гкал на 1 куб. м., без полотенцесушителей – 0,05382 Гкал. на 1 куб. м.; с неизолированными стояками – с полотенцесушителями – 0,06361 Гкал. на 1 куб. м., без полотенцесушителей – 0,05871 Гкал. на 1 куб. м.;
Административный истец - муниципальное унитарное предприятие «Ахтубинск- Водоканал» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 20 июня 2018 года № 29 по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пункту 14 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», которым предусмотрено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в многоквартирном доме должен составлять не менее 3 лет.
Распоряжением Министерства ЖКХ Астраханской области от 01.12. 2016 года № 368-р «Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного (питьевого, технического) водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых МУП «Ахтубинск – Водоканал» на 2017 – 2019 годы» административному истцу установлен показатель удельного количества тепловой энергии, расходуемой на подогрев горячей воды – 0,074 Гкал/куб.м., который не подлежал изменению в течение трех лет.
Административный истец полагает, что установленные и введенные в действие нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» с 01 июля 2018 года в пониженном размере влекут убытки в размере 8070558,25 рублей (по предполагаемым расчетам за второе полугодие 2018 года), нарушая его права.
Представители административного истца ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представители административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения административного иска, полагая, что права и законные интересы административного истца и граждан оспариваемыми положениями нормативного правового акта не нарушаются. Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 20 июня 2018 года № 29 принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» и не противоречит действующему федеральному законодательству.
Позиция административного ответчика поддержана представителем Службы по тарифам Астраханской области ФИО5
Выслушав стороны, представителей административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Дюйсембеевой Э.М., полагавшей в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (часть 6 указанной статьи).
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 15 октября 2018 года, т.е. в период действия оспариваемого постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 20 июня 2018 года № 29, принимая во внимание, что муниципальное унитарное предприятие «Ахтубинск - Водоканал» осуществляет производство, передачу, распределение пара и горячей воды (что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц), то является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, а потому вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу части 9 статьи 32 названного закона тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации № 162/пр от 04 апреля 2014 года «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей» утверждены перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и порядок и правила определения плановых значений и фактических значений таких показателей. В пункте 8 названного перечня показателями энергетической эффективности являются (среди прочих показателей) удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб.м). В подпункте б) пункта 13 раздела «Определения фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности» приведен расчет удельного количества тепловой энергии, расходуемой на подогрев воды, этот показатель представлен как соотношение общего количества тепловой энергии, расходуемой на подогрев горячей воды, и объема подогретой горячей воды.
В соответствии с вышеназванным Приказом № 162/пр Министерством жилищно- коммунального хозяйства Астраханской области принято распоряжение № 368-р от 01 декабря 2016 года «Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного (питьевого, технического) водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых МУП «Ахтубинск – Водоканал» на 2017-2019 годы», где показатели надежности, качества, энергетической эффективности представлены в виде таблицы, из которой следует, что удельный показатель количества тепловой энергии, используемой на подогрев воды, составляет 0,074 Гкал/куб.м. на 2017,2018,2019 годы (п.3.2). Этот же удельный показатель утвержден распоряжением Службы по тарифам Астраханской области № 196 от 07 декабря 2016 годы «Об утверждении производственных программ МУП «Ахтубинск – Водоканал» в сфере холодного, горячего водоснабжения и водоотведения» (п.3.2).
Таким образом, судом установлено, что до вынесения оспариваемого постановления для жителей города Ахтубинска Астраханской области в целях контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения, обязательств арендатора по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательств организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по реализации инвестиционной программы, а также в целях регулирования тарифов применялись показатели надежности, качества и энергетической эффективности, в том числе, удельный показатель количества тепловой энергии.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2020 года.
В связи с обязательным установлением и введением названных нормативов во исполнение норм федерального законодательства постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 20 июня 2018 года № 29 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Ахтубинск».
Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 27 августа 2012 года № 149 –п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление), предоставляемых на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление), предоставляемых на территории муниципального образования «Город Ахтубинск», определённые расчетным методом.
Нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» установлены:
- с наружной сетью горячего водоснабжения, с изолированными стояками - с полотенцесушителями – 0,06116 Гкал на 1 куб.м., без полотенцесушителей – 0,05627 Гкал. на 1 куб.м.; с неизолированными стояками – с полотенцесушителями – 0,06605 Гкал. на 1 куб.м., без полотенцесушителей – 0,06116 Гкал. на 1 куб.м.;
- без наружной сети горячего водоснабжения, с изолированными стояками - с полотенцесушителями – 0,05871 Гкал. на 1 куб.м., без полотенцесушителей – 0,05382 Гкал. на 1 куб.м.; с неизолированными стояками – с полотенцесушителями – 0,06361 Гкал на 1 куб.м., без полотенцесушителей – 0,05871 Гкал. на 1 куб.м.
Как установлено судом, названные выше нормативы рассчитаны с применением положений, предусмотренных Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306).
Пунктом 3 названных выше Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 года № 381-П, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики, нормативное правовое регулирование и координацию деятельности в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, дорожного хозяйства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами.
Министерство является правопреемником министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области по всем правам и обязанностям, реорганизовано в форме присоединения к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (п.1.2 Положения).
В силу пункта 2.1.2. Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 года № 381– П, Министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Астраханской области, законов Астраханской области, правовых актов Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности министерства и подведомственных министерству служб, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Астраханской области, законами Астраханской области, правовыми актами Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Астраханской области, законами Астраханской области, правовыми актами Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области.
В соответствии с пунктом 2.1.13 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Министерство устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суд пришел к выводу, что постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 29 от 20 июня 2018 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которым установлены правовые нормы общеобязательного постоянного характера, рассчитанные на многократное применение. Указанное постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликовано в установленном законом порядке («Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области» № 25, 28 июня 2018 года).
Правомочность органа, принявшего нормативный правовой акт, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
В силу пункта 24(1) приложения N 1 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м), при применении расчетного метода определяется по формуле 23.1:
, где:
c - удельная теплоемкость воды (1 x 10 - 6 Гкал / (кг x °C);
p - плотность воды при температуре, равной tгв, и среднем за год давлении воды в трубопроводе, определяемая в соответствии с таблицей 5.1;
tгв - температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения (°C), определяемая в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.1.4.2496-09);
tхв - температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (°C), определяемая в соответствии с пунктом 25 настоящего документа;
Кn - коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения, определяемый на основании таблицы 5.2.
Как установлено судом, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитывались предусмотренные п.4 Правил (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306) конструктивные и технические параметры многоквартирных домов: в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей, а также другие необходимые данные, на основании которых производился расчет.
Из анализа оспариваемого постановления следует, что орган исполнительной власти субъекта в соответствии с пунктом 32.1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, установил норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения внутри многоквартирного дома и конструктивных особенностей домов: с неизолированными стояками и полотенцесушителями; с изолированными стояками и полотенцесушителями; с неизолированными стояками без полотенцесушителей; с изолированными стояками без полотенцесушителей.
Таким образом, показатель эффективности использования ресурсов – удельное количество тепловой энергии, утвержденный распоряжением № 368-р от 01 декабря 2016 года «Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного (питьевого, технического) водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых МУП «Ахтубинск – Водоканал» на 2017-2019 годы», не является нормативом расхода тепловой энергии, который утверждается органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года, поскольку в основу указанных показателей положены различные исходные данные и расчет производится строго по предусмотренным формулам.
Представители административного ответчика в судебном заседании не оспаривали показатели нормативов расхода тепловой энергии, согласны с принципами их расчета, считают арифметически правильными.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет (пункт 14 Правил, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года). Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года. Случаев, влекущих изменение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, предусмотренных п. 16 вышеназванных Правил, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Поскольку орган исполнительной власти Астраханской области впервые утвердил оспариваемым постановлением нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Ахтубинск», то эти нормативы не подлежат пересмотру в течение 3 лет, начиная с 01 июля 2018 года. В связи с утверждением этих нормативов удельный показатель количества тепловой энергии на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» не применяется. Следовательно, довод административного истца о преждевременном утверждении и введении в действие норматива расхода тепловой энергии является необоснованным.
Доводы представителей административного истца о том, что установление оспариваемых нормативов влечет причинение им убытков, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они не подтверждены объективными, допустимыми и достаточными доказательствами.
Представленный суду предварительный расчет убытков не свидетельствует объективно и бесспорно о причинении административному истцу убытков вследствие издания Министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области постановления № 29 от 20 июня 2018 года.
Учитывая, что постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, принято во исполнение норм федерального законодательства, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Ахтубинск - Водоканал» о признании недействующим постановления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 29 от 20 июня 2018 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Ахтубинск» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.
Судья Астраханского
областного суда Н.Х.Мухамбеталиева