Изготовлено в совещательной комнате Дело № 2а-129/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Солнцево Курской области 11 июня 2020 года
Солнцевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Костюковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Коростелевой Н.Г.,
с участием административного истца - заместителя прокурора Солнцевского района Курской области Михеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солнцевского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Солнцевского района Курской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в неустранении нарушений действующего законодательства, указанных в представлении прокуратуры Солнцевского района от 09.01.2020 N 04-02-2020 и непринятии мер по утверждению муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок утверждения перечня налоговых расходов муниципального образования и порядок проведения оценки налоговых расходов муниципального образования. В обоснование заявленных требований указал, что в связи с изменениями федерального законодательства проведен мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок утверждения перечня налоговых расходов муниципального образования и порядок проведения оценки налоговых расходов муниципального образования. Мониторинг принятых нормативных правовых актов и их проектов администрацией Субботинского сельсовета Солнцевского района показал, что по состоянию на 06.05.2020 муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок утверждения перечня налоговых расходов муниципального образования и порядок проведения оценки налоговых расходов муниципального образования, не разработаны и не утверждены.
В судебном заседании заместитель Солнцевского района Курской области Михеева Е.Н. поддержала административное исковое заявление по вышеизложенным основаниям, и просила суд признать незаконным бездействие администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области, выразившееся в неустранении нарушений действующего законодательства, указанных в представлении прокуратуры Солнцевского района от 09.01.2020 № 04-02-2020 и непринятии мер по утверждению муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок утверждения перечня налоговых расходов муниципального образования и порядок проведения оценки налоговых расходов муниципального образования.
Возложить обязанность на администрацию Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области разработать и утвердить нормативные правовые акты, устанавливающие порядок утверждения перечня налоговых расходов муниципального образования и порядок проведения оценки налоговых расходов муниципального образования, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Представитель административного ответчика - администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области ФИО1, в судебное заседание не явилась, заявив ходатайство о рассмотрении административного дела в её отсутствие, требования прокурора признала.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом № 494-ФЗ введена новая статья Бюджетного кодекса Российской Федерации - статья 174.3 БК РФ «Перечень и оценка налоговых расходов», которая в отношении муниципальных образований применяется с 01.01.2020 (ФЗ от 25.12.2018 № 494-ФЗ).
Статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 494-ФЗ) предусмотрено следующее:
«1. Перечень налоговых расходов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, в разрезе государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности, не относящихся к государственным (муниципальным) программам.
2. Оценка налоговых расходов Российской Федерации осуществляется ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оценка налоговых расходов субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляется ежегодно в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Результаты указанной оценки учитываются при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования), а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации (государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ)».
Таким образом, органами местного самоуправления в срок до 1 января 2020 года должны быть разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты.
При этом указанные порядки должны соответствовать общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 № 439 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Вместе с тем администрацией Субботинского сельсовета муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок утверждения перечня налоговых расходов муниципального образования и порядок проведения оценки налоговых расходов муниципального образования, не приняты.
Поэтому прокуратурой района 09.01.2020 в адрес главы Субботинского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений законов. По результатам рассмотрения представления администрацией Субботинского сельсовета ответ в прокуратуру района о принятых мерах не направлен.
Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления (часть 1 статьи 7).
Однако по состоянию на 06.05.2020 года администрацией Субботинского сельсовета Солнцевского района муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок утверждения перечня налоговых расходов муниципального образования и порядок проведения оценки налоговых расходов муниципального образования, не разработаны и не утверждены.
Такое положение дел является недопустимым, поскольку ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей приводит к нарушению принципов открытости, прозрачности информации о бюджете, помимо прочего создает угрозу коррупционных проявлений.
В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на получении достоверной информации о соответствии расходов бюджета целям муниципальных программ муниципального образования «Субботинский сельсовет», о проведении оценки целесообразности и результативности налоговых расходов муниципальным образованием «Субботинский сельсовет», о реализации предоставленных плательщикам налоговых льгот.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Солнцевского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Субботинский сельсовет» Солнцевского района Курской области, выразившееся в не устранении нарушений действующего законодательства, указанных в представлении прокуратуры Солнцевского района от 09.01.2020 № 04-02-2020 и непринятии мер по утверждению муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок утверждения перечня налоговых расходов муниципального образования и порядок проведения оценки налоговых расходов муниципального образования.
Возложить обязанность на администрацию Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области разработать и утвердить нормативные правовые акты, устанавливающие порядок утверждения перечня налоговых расходов муниципального образования и порядок проведения оценки налоговых расходов муниципального образования, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Солнцевский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 15 июня 2020 года.
Председательствующий судья Н.С. Костюкова