Дело № 2а-129/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2018 года село Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Лиджиева М.А.,
при секретаре Карагодиной Г.В.,
с участием помощника прокурора Яшалтинского района РК Бадмаева Э.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к администрации Красномихайловского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности по организации сбора, транспортирования бытовых отходов и мусора и возложении обязанности устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением мотивируя следующим. В ходе проведенной проверки установлено, что Красномихайловским СМО РК участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется ненадлежащим образом. На участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном на расстоянии 500 метров в северо-восточном направлении от ориентира села Матросово несанкционированно размещены твердые бытовые отходы и мусор, о чем свидетельствует неудовлетворительное санитарное состояние территории села Матросово. Просит признать бездействие администрации Красномихайловского СМО РК по неисполнению обязанности по организации сбора и транспортирования бытовых отходов и мусора незаконным и обязать ликвидировать его несанкционированное скопление.
В судебном заседании прокурор Бадмаев Э.Б. поддержал административные исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного истца просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Требованиями ст.11Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
На основании ст.8Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу требований ст.22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные требования содержит статья 51Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», согласно которой сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Согласно ст.13Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Красномихайловским СМО участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется ненадлежащим образом, о чем свидетельствует несанкционированное скопление твердых коммунальных отходов на территории села Матросово.
Из объяснения Главы администрации Красномихайловского СМО РК следует, что на территории села Матросово имеется несанкционированная свалка. Данная свалка расположена на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, в силу требований п. 18 ч.1 ст.14Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ст. 1 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления поселения отнесено, в том числе, участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения содержит п. 6 ст. 1 Закона Республики Калмыкия "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Республики Калмыкия" и п. 22 ст. 7 Устава Красномихайловского СМО РК.
Кроме того, обязанность органа местного самоуправления осуществлять деятельность по организации сбора и транспортированию отходов предусмотрена иными федеральными законами.
Так, согласно ч.2 ст.8Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления», ст. 10 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, из-за бездействия администрации Красномихайловского СМО нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время административным ответчиком действий, находит обоснованным срок, указанный административным истцом – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать бездействие администрации Красномихайловского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в неисполнении обязанности по организации сбора и транспортирования бытовых отходов и мусора незаконным.
Обязать администрацию Красномихайловского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в срок один месяц со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированное скопление твердых коммунальных отходов на участке местности, расположенном на расстоянии 500 метров в северо-восточном направлении от окраины села Матросово Яшалтинского района Республики Калмыкия.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Судья М.А. Лиджиев
Копия верна: Судья М.А. Лиджиев