ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-129/22 от 08.02.2022 Новоильинского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 2а-129/22г.

УИД №42RS0042-01-2021-003586-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Новокузнецк 08 февраля 2022 года

Новоильинский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе судьи Васильевой Ю.Н., при секретаре Каукиной Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Поповой ..... к Комитету градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Попова Г.Е. обратилась в суд с административным иском к Комитету градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти.

Требования мотивированы тем, что Попова Г.Е. обратилась в Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ..... по ....., строительный ..... под индивидуальное жилищное строительство, без торгов, на основании Закона Кемеровской области №135-ОЗ от 29.12.2015 года, как ветерану труда.

..... Поповой Г.Е. получен отказ Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Основанием для отказа является то, что земельный участок с кадастровым номером ..... по ....., строительный ..... под индивидуальное жилищное строительство включен в перечень земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей. Между тем, административный истец ранее обжаловала аналогичный отказ Комитета градостроительства и земельных ресурсов от 17.03.2021 года, решением Новоильинского районного суда с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 13.10.2021 года отказ Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации Новокузнецка о предоставлении земельного участка Поповой Г.Е. от 17.03.2021 год по данному основанию признан незаконным.

Следующим основанием для отказа Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка от 17.11.2021 года является то, что административным истцом использовано право на однократное предоставление земельного участка в собственность, бесплатно.

В соответствии с пунктом статьи 39.19.Земельного кодекса РФ, бесплатное предоставление земельных участков, осуществляется однократно. По сведениям ЕГРН административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ....., площадью 600 кв.м, с местоположением ...... Право собственности на земельный участок с кадастровым номером ..... зарегистрировано на основании свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного ......

Административный истец считает, что данное основание для отказа в предоставлении земельного участка незаконно, в связи с тем, что административным истцом в Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации ..... было подано заявление о предоставлении земельного участка, бесплатно, по категории «ветеран труда». В 1993 году, административный истец не обладал званием «ветеран труда». На момент предоставления земельного участка административному истцу, не был принят и не введен в действие Земельный кодекс Российской Федерации. Таким образом, на момент выдачи административному истцу свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, не предусмотрено было положение о предоставлении бесплатно, однократно, земельного участка в собственность. Таким образом, ссылка административного ответчика на то основание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, не основано на законе.

Попова Г.Е. просит признать незаконным решение Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка от ..... об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ..... по .....) под индивидуальное жилищное строительство без проведения торгов, обязать Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером ..... по .....) под индивидуальное жилищное строительство, без проведения торгов.

В судебном заседании Попова Г.Е. на административных исковых требованиях настаивала, дала показания аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, указав, что земельный участок в СНТ «..... был получен для ведения садоводства в 1983 году ее покойным супругом в период его работы на шахте, после его смерти в 1988 году она представила в СНТ свидетельство о его смерти и членскую книжку, на основании которых была включена в члены СНТ и стала самостоятельно вносить членские взносы, что подтверждается представленными квитанциями. Данный участок предназначен и используется исключительно для садоводстваа.

Представитель Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил письменный отзыв, согласно которому административный ответчик рассмотрев повторно заявление Поповой Г.Е. о предоставлении в аренду по льготе без торгов земельного участка с кадастровым номером ..... под индивидуальное жилищное строительство по ..... отказал Поповой Г.Е. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, по следующим основаниям. Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2013 №500-р утвержден перечень земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей, в который включены земельные участки в Новоильинском районе, квартал «18» (пункт 11 Перечня). Распоряжением администрации города Новокузнецка от 24.12.2014 №3243 утверждена документация по проекту планировки и межевания квартала «18» Новоильинского района города Новокузнецка, который предусматривает выделение функциональных в том числе и размещение зоны индивидуальной застройки с учетом границ земельных участков, выделенных ранее гражданам для индивидуального жилищного строительства. В рамках социально-экономических мероприятий по развитию жилищного фонда по Проекту планировки и реализации положений распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.03.2013 года № 275-р планируется расселить на территории 18 квартала Новоильинского района в индивидуальных жилых домах с участками 140 многодетных семей. В соответствии с картографическими материалами Проекта планировки земельный участок с кадастровым номером ..... находится на территории квартала «18 А» Новоильинского района г.Новокузнецка. В проекте строго учтены границы земельных участков, ранее выданные гражданам для индивидуального жилищного строительства, что во многом предопределило трассировку значительной части внутриквартальной сети жилых улиц. В Экспликации земельных участков к чертежу межевания территории квартала «18» указаны не земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет, а территории земельных участков с условными номерами предполагаемой площадью, подлежащие образованию и постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством. Предоставление земельного участка с кадастровым номером ..... в аренду иным физическим лицам осуществлялось в 2008г., то есть до принятия вышеуказанных нормативных актов в отношении территории 18 квартала Новоильинского района. В связи с тем, что земельные участки в квартале «18» Новоильинского района города Новокузнецка подлежат предоставлению в собственность исключительно семьям, имеющим трех и более детей, считает у Комитета отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка с кадастровым номером ..... гражданам, относящимся к льготной категории «ветеран труда». Ранее до принятия нормативных актов в отношении земельных участков, расположенных на территории 18 квартала Новоильинского района, предоставление земельного участка с кадастровым номером ..... в аренду осуществлялось иным физическим лицам, испрашиваемый земельный участок был предоставлен ФИО3 по договору аренды ..... от ...... сроком до 01.10.2013г. Так как работы по строительству индивидуального жилого дома не осуществлялись, разрешение на строительство индивидуального жилого дома не получено, платежи за аренду не вносились Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка расторг вышеуказанный договора аренды. После прекращения с иными лицами договоров аренды на земельные участки, расположенные на территории 18 квартала Новоильинского района, данные земельные участки автоматически включены в перечень земельных участков, предоставляемых многодетным семьям. Предоставление земельных участков, расположенных на территории 18 квартала Новоильинского района г.Новокузнецка, иным льготным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, приведет к нарушению прав семей, имеющих трех и более детей, на получение доступного и комфортного жилья и повышению качества жилищно-коммунальных услуг. Кроме, того Попова Г.Е. не лишена возможности обратиться с заявлением о предоставлении иного земельного участка в целях реализации прав на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов для целей индивидуального жилищного строительства в ином месте. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.19 ЗК РФ, бесплатное предоставление земельных участков осуществляется однократно. По сведениям ЕГРН административный истец является собственников земельного участка с кадастровым номером ....., площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: ...... Право собственности на земельный участок с кадастровым номером ..... зарегистрировано на основании свидетельства на право собственности на землю бессрочное (постоянного) пользования землей, выданного ......, то есть право собственности на земельный участок с кадастровым номером ..... оформлено в собственность бесплатно. В. связи с тем, что право однократного бесплатного предоставления в собственность земельного участка административным истцом реализовано, у Комитета отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка с кадастровым номером ..... на оснований положений Закона о Кемеровской области № 135-03 от 29.12.2015г., руководствуясь ЗК РФ п. 1 ст. 39.16. орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предоставление земельного участка, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставление земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с ЗК РФ не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Просит отказать Поповой Г.Е. в удовлетворении административных исковых требований, рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Администрации г.Новокузнецка, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица на основании определения Новоильинского районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 16.12.2021 года, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.2-1 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 года №135-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений», на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации право на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов в границах населенного пункта для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства имеют ветераны труда.

Согласно п.1 ст.2 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 года №135-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений», предоставление земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, а также основания для отказа в данном предоставлении регулируются статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей предоставления земельных участков, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, и положений настоящей статьи.

Основания отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов регламентирован ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.19 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Судом установлено, что Попова Г.Н., являясь ветераном труда и имея право на первоочередное предоставление без проведения торгов земельного участка под жилищное строительство, ..... обратилась в Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером ..... по ....., строительный ......

..... Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка письмом ..... отказал Поповой Г.Е. в удовлетворении заявления.

Отказывая Поповой Г.Е. в предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка в качестве основания сослался на п.19 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, и указал, что испрашиваемый административным истцом земельный участок относится к земельным участкам, которые подлежат предоставлению в собственность исключительно семьям, имеющим трех и более детей.

Приведенное в письме Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка ..... от 17.11.2021 года обоснование отказа Поповой Г.Е. в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов является несостоятельным.

Одним из принципов земельного законодательства, на основании пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, 1.В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. 2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Поскольку испрашиваемый Поповой Г.Е. земельный участок с кадастровым номером ..... по ....., строительный ....., находится в границах территориальной зоны с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа истцу в предоставлении земельного участка со ссылкой на п.19 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 39.16 ЗК РФ не предусматривает отказа в предоставлении земельного участка лицам, имеющим на это право, в связи с тем, что данный земельный участок расположен в квартале «18» Новоильинского района г.Новокузнецка, в котором планируется предоставление земельных участков многодетным семьям.

Пункт 2 статьи 15 ЗК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков.

Как следует из отзыва административного ответчика в квартале «18» Новоильинского района г.Новокузнецка расположены в том числе земельные участки, находящиеся в пользовании лиц, которые не относятся к категории многодетных семей.

Административным ответчиком в материалы дела не представлены доказательства того, что при предоставлении испрашиваемого земельного участка Поповой Е.Г. будут нарушены права многодетных семей, не представлены сведения о наличии конкретных многодетных семей претендующих на земельные участки в данном квартале, в каком количестве им предоставлены либо будут предоставлены земельные участки в данном квартале.

Кроме того, ранее отказ от 17.03.2021 года Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка Поповой Г.Е. в предоставлении спорного земельного участка по основанию, что данный земельный участок расположен в квартале, в котором планируется предоставление земельных участков многодетным семьям, решением Новоильинского районного суда г.Новокузнецка от 16.07.2021 года, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровской областного суда от 13.10.2021 года признан незаконным.

В качестве второго основания для отказа Поповой Г.Е в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ..... по ....., строительный ..... под индивидуальное строительство, Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка в письме ..... от ..... указал о том, что Попова Г.Е. уже реализовала право однократного бесплатного получения земельного участка, поскольку ранее Поповой Г.Е. был предоставлен бесплатно земельный участок с кадастровым номером ....., площадью 600 кв.м, с местоположением ....., который оформлен Поповой Г.Е. в собственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 39.5 названного Кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что распоряжением ..... от ..........-р Поповой Г.Е. предоставлен в собственность земельный участок категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ведения гражданами садоводства, расположенный по адресу: ..... площадью 600 кв. м.

Учитывая, что первоначально земельный участок для садоводства, расположенный по адресу: ..... в 1983 году был выделен супругу истца ФИО6, который и являлся членом садоводческого кооператива ..... и после его смерти ..... был оформлен на Попову Г.Е., что следует из представленных истцом квитанций об оплате членских взносов; исходя из вида разрешенного использования указанного земельного участка, полученного Поповой Г.Е. для ведения садоводства (то есть для целей, не связанных со строительством), и отсутствия доказательств представления ранее истцу бесплатно земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства; учитывая, что предоставленный истцу земельный участок ..... в .....», был образован до вступления в силу Земельного кодекса РФ; а также принимая во внимание, что Закон Кемеровской области от 29.12.2015 года №135-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений» не ставит решение вопроса о приобретении без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельного участка, в зависимость от реализованного ранее права на получение земельного участка отдельной категорией граждан в собственность бесплатно, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Поповой Г.Е. отказ в предоставлении ей испрашиваемого земельного участка является незаконным.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Учитывая, что суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции, исходя из того, что суд не наделен правом самостоятельной проверки заявления Поповой Г.Е. о предоставлении земельного участка в аренду без торгов бесплатно, административный ответчик в этом вопросе обладает исключительной компетенцией, суд в целях восстановления нарушенных прав административного истца, полагает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Поповой Г.Е. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером .........., строительный ..... под индивидуальное жилищное строительство, без торгов, на основании Закона Кемеровской области №135-ОЗ от 29.12.2015 года, как ветерану труда и отказать Поповой Г.Е. в удовлетворении требования о возложении на административного ответчика обязанности предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Поповой ..... к Комитету градостроительства и земельных ресурсов Администрации ..... об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти – удовлетворить частично.

Признать незаконными отказ Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка от .......... об отказе в предоставлении Поповой ..... в аренду для индивидуального жилищного строительства без торгов как ветерану труда земельного участка с кадастровым номером ....., расположенного по адресу: ....., строительный ......

Обязать Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление Поповой ..... о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ....., расположенного по адресу: ....., под индивидуальное жилищное строительство, без торгов, на основании Закона Кемеровской области №135-ОЗ от 29.12.2015 года, как ветерану

В удовлетворении остальной части административного иска Поповой Г.Е. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новоильинский районный суд.

Судья: Ю.Н.Васильева

Мотивированное решение изготовлено 11.02.2022г.

Судья: Ю.Н.Васильева