2а-12/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2019 г. с. имени Полины Осипенко
Суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Табакове Е.А.,
при секретаре Брандибура С.В.,
с участием представителя административного ответчика Ерёмина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губернатора Хабаровского края к административному ответчику – Собрание депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального района, заинтересованное лицо Сергиенко Андрей Петрович,
установил:
Губернатор Хабаровского края обратился в суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края с административным иском, в котором просил: признать незаконным решение Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 20.11.2018 № 70 «О заявлении Губернатора Хабаровского края»; обязать Собрание депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края прекратить полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края Сергиенко Андрея Петровича в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои доводы обосновал следующим –
В соответствии со ст. 5 Закона Хабаровского края от 26.07.2017 № 272 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, и лиц, замещающих муниципальные должности» (далее также Закон края № 272) по решению Губернатора края от 26.07.2018 уполномоченным органом проведена проверка достоверности и полноты сведений, содержащихся в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края Сергиенко Андрея Петровича, а также в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги за 2017 год (далее - депутат Сергиенко А.П., справки о доходах соответственно).
В результате проведенной уполномоченным органом проверки установлено, что депутат Сергиенко А.П. в справках о доходах за отчетный период 2017 года, представленных Губернатору края, не указал доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях на общую сумму <данные изъяты>, полученный в 2017 году; не указал транспортные средства, находящиеся в собственности, а именно: <данные изъяты>
С целью устранения неполноты и недостоверности сведений в справках о доходах депутат Сергиенко А.П. в установленном ч. 7 ст. 3 Закона края № 272 порядке уточенные сведения в уполномоченный орган не предоставлял. Срок для представления уточненных сведений в уполномоченный орган истек 31.05.2018.
Исходя из письменных пояснений депутата Сергиенко А.П. представление неполных сведений в справках о доходах обусловлено невнимательностью последнего.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона края № 272 при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены законодательством РФ о противодействии коррупции, Губернатор края обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В целях реализации указанных норм, а также с учетом результатов проведенной уполномоченным органом проверки достоверности и полноты сведений, указанных в справках о доходах депутата Сергиенко А.П., в адрес Собрания депутатов Губернатором края направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Сергиенко А.П. в соответствии с ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также Федерального закона № 273-ФЗ), ч. 7.3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 4 Закона края № 272.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения заявления Губернатора края решение о досрочном прекращении полномочий депутата Сергиенко А.П. Собранием депутатов принято не было. Исходя из Решения собрания № 70, Собранием депутатов решено принять к сведению заявление Губернатора края и указать депутату Сергиенко А.П. на необходимость соблюдения законодательства в части предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Отказав в досрочном прекращении полномочий депутата Сергиенко А.П., Собрание депутатов вышло за пределы своих полномочий и приняло решение, не предусмотренное ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ч.ч. 7.1, 7.3, 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с чем, имеется совокупность юридически значимых обстоятельств, предусмотренных п. 3 ч. 9 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным.
Непринятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата Сергиенко А.П., нарушившего обязанность, предусмотренную Федеральным законом № 273-ФЗ, свидетельствует о неисполнении Собранием депутатов одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Губернатора Хабаровского края, административные исковые требования поддерживает.
Заинтересованное лицо Сергиенко А.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного ответчика – председатель Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края Ерёмин А.А. (далее также Собрание) административные исковые требования признал в полном объеме, суду показал, что на момент принятия оспариваемого решения в декабре 2018 года депутаты Собрания полагали, что неполнота представленных сведений в справках о доходах за отчетный период 2017 года депутата Сергиенко А.П. и его супруги выразилась в неуказании транспортных средств, а также в неуказании банковских счетов. По мнению депутатов Собрания, действия депутата Сергиенко А.П. не имели под собой умысла утаить информацию, а являлись следствием его невнимательности. Признав, что допущенные нарушения являются малозначительными, депутаты приняли решение не прекращать досрочно депутатские полномочия Сергиенко А.П. Вместе с тем, депутатам не было известно о проводимых операциях по счетам, а также о суммах денежных средств, зачисленных на указанные счета. Такие сведения стали известны лишь при получении копии административного искового заявления и приложений к нему в январе 2019 года. Ознакомившись более подробно с допущенными депутатом Сергиенко А.П. нарушениями при заполнении справок о доходах его и его супруги, представитель административного ответчика признаёт в полном объеме требования, заявленные в административном исковом заявлении.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит следующему.
В соответствии со ст. 5 Закона края № 272 по решению Губернатора края от 26.07.2018 уполномоченным органом проведена проверка достоверности и полноты сведений, содержащихся в справке о доходах депутата Собрания Сергиенко А.П., а также справке о доходах его супруги за 2017 год.
В результате проведенной проверки установлено, что депутат Сергиенко А.П. в справках о доходах за отчетный период 2017 года, представленных Губернатору края, не указал доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях на общую сумму <данные изъяты>, полученный в 2017 году; не указал транспортные средства, находящиеся в собственности, а именно: <данные изъяты>
С целью устранения неполноты и недостоверности сведений в справках о доходах депутат Сергиенко А.П. в установленном ч. 7 ст. 3 Закона края № 272 порядке уточенные сведения в уполномоченный орган не предоставлял. Срок для представления уточненных сведений в уполномоченный орган истек 31.05.2018.
Исходя из письменных пояснений депутата Сергиенко А.П. представление неполных сведений в справках о доходах обусловлено невнимательностью последнего.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона края № 272 при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены законодательством РФ о противодействии коррупции, Губернатор края обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Указанное право Губернатора края закреплено также в положениях ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, в соответствии с которыми при выявлении в результате проверки, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены федеральными законами, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131- ФЗ, полномочия депутата прекращаются досрочно решением представительного органа муниципального образования, которое должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11).
В случае обращения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления (абз. 2 ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
Таким образом, вышеприведенное законодательство не допускает вариативность действий Собрания депутатов в случае поступления в его адрес обращения высшего должностного лица субъекта РФ о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования.
Согласно Уставу муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 20 апреля 2005 года № 22, к полномочиям Собрания депутатов относится, в том числе принятие решения о досрочное прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов (п. 2 ст. 23).
В целях реализации указанных норм, а также с учетом результатов проведенной уполномоченным органом проверки достоверности и полноты сведений, указанных в справках о доходах депутата Сергиенко А.П., в адрес Собрания депутатов Губернатором края направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Сергиенко А.П. в соответствии с ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 4 Закона края № 272.
Решением Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 20.11.2018 № 70 принято отрицательное решение по заявлению Губернатора края о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Сергиенко А.П. А именно, было решено принять к сведению заявление Губернатора края и указать депутату Сергиенко А.П. на необходимость соблюдения законодательства в части предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно письму Собрания депутатов от 05.12.2018 № 01-15/147, направленному на имя Губернатора края, решение о досрочном прекращении полномочий депутата Сергиенко А.П. не было принято в связи с незначительностью имеющегося факта предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах, а также отсутствием у Сергиенко А.П. умысла в сокрытии сведений.
Решение собрания № 70 принято с нарушением действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (ч. 4 ст. 5).
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», замещающие муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В силу предписаний Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, должны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта РФ (ч. 4.2 ст. 12.1).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ депутат представительного органа муниципального образования является лицом, замещающим муниципальную должность, соответственно, на него распространяются, в том числе требования о предоставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
В случае неисполнения депутатом обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, его полномочия прекращаются досрочно (ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 7.2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном законом субъекта РФ.
На территории Хабаровского края порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядок проверки достоверности и полноты указанных сведений, установлены Законом Хабаровского края от 26.07.2017 № 272 (далее - Закон края № 272).
Согласно ст. 3 Закона края № 272 лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору края через государственный орган края (подразделение государственного органа края, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), определяемый Губернатором края (ч. 1).
Лицо, замещающее муниципальную должность, представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным: сведения о своих доходах, расходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (ч. 5).
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в частях 3, 5 указанной статьи, представляются по форме, установленной для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение государственных должностей края, и лицами, замещающими государственные должности края (ч. 6).
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона края № 272 в случае, если лицо, замещающее муниципальную должность, обнаружило, что в представленных им в порядке, установленном настоящим законом, сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения. Лицо, замещающее муниципальную должность, может представить уточненные сведения в уполномоченный орган в течение 30 дней со дня окончания срока, указанного в ч. 5 указанной статьи.
Статьей 5 Закона края № 272 проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии со ст. 3 настоящего закона, осуществляется структурным подразделением Правительства края, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, по решению Губернатора края.
В соответствии с п.п. 3.16.1, 3.16.9 Положения о главном управлении но вопросам безопасности Губернатора и Правительства края, утвержденным постановлением Губернатора края от 09.10.2015 № 100, функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, возложены на главное управление по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края (далее - уполномоченный орган).
Собрание депутатов признало факт совершения коррупционного правонарушения, однако ограничилось указанием депутату Сергиенко А.П. на необходимость в дальнейшем соблюдения требований законодательства, тем самым приняло решение в разрез требований ч.ч. 10.1, 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ.
Кроме того, обстоятельства, приведенные в обоснование отказа в досрочном прекращении полномочий депутата Сергиенко А.П., а также иные факторы, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии негативных последствий, правового значения не имеют, поскольку исходя из требований ч. 4.5. ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131 -ФЗ единственным значимым критерием для досрочного прекращения полномочий депутата служит, в том числе представление недостоверных и неполных сведений, факт которого нашел подтверждение в ходе проведенной уполномоченным органом проверки.
Характер и объем не представленных депутатом Сергиенко А.П. сведений, не относятся к малозначительным и несущественным критериям привлечения к ответственности за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, либо случаям, которые не образуют коррупционный проступок, указанным в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения».
Таким образом, отказав в досрочном прекращении полномочий депутата Сергиенко А.П., Собрание депутатов вышло за пределы своих полномочий и приняло решение, не предусмотренное ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ч.ч. 7.1, 7.3, 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с чем, имеется совокупность юридически значимых обстоятельств, предусмотренных п. 3 ч. 9 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным.
Непринятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата Сергиенко А.П., нарушившего обязанность, предусмотренную Федеральным законом № 273-ФЗ, свидетельствует о неисполнении Собранием депутатов одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Анализ приведенных выше норм права, а также совокупность представленных суду доказательств, позволяет сделать вывод об обоснованности заявленных административным истцом требований.
На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст. 157, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Губернатора Хабаровского края удовлетворить.
Признать незаконным решение Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 20.11.2018 № 70 «О заявлении Губернатора Хабаровского края».
Обязать Собрание депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края прекратить полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края Сергиенко Андрея Петровича в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровском краевом суде в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края.
Судья Е.А. Табаков
Мотивированное решение изготовлено 24.01.2019