Дело№2а-12/2017г.
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
Село Тарумовка,РД. 7 февраля 2017 г.
Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова A.M., при секретаре Нурлубаевой М.М., с участием представителя административного истца - помощника прокурора Тарумовского района Усманова P.P., административного ответчика -главы администрации - Председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Тарумовского района Республики Дагестан (в порядке ст.39 КАС) в интересах неопределенного круга лиц к главе администрации - Председателю Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Тарумовского района Республики Дагестан Морозов В.Н. (в порядке ст.39 КАС) обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц с иском к главе администрации -Председателю Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан, в котором просит признать п. 1.1 ст.26 Устава МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан противоречащим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционных частей 4,5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обязать главу администрации - председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан привести п. 1.1 ст.26 Устава МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что ходе проведенной прокуратурой района проверки Устава МО СП «сельсовет «Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан на предмет соответствия его положений нормам Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было установлено, что в соответствии сп. 1.1 ст. 26 Устава в целях формирования Собрания депутатов муниципального
района «Тарумовский район» Собрание депутатов сельского поселения делегируют главу сельского поселения, а также 1 депутата Собрания депутатов сельского поселения, избираемых из своего состава.
Тогда как, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5,1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанная норма не предполагает вхождение в состав представительного органа муниципального района глав поселений, избранных представительными органами поселений из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Соответственно, пункт 1 части 4 статьи 35 Федерального закона «Об" общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может толковаться и применяться как допускающий вхождение в состав сформированного из представителей поселений представительного органа муниципального района глав поселений, избранных представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, - иное противоречило бы выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года №9-П и сохраняющей свою силу правовой позиции, согласно которой представительный орган муниципального образования верхнего территориального уровня не может состоять из лиц, не избранных самим населением. Отступление от приведенной правовой позиции, актуальной и применительно к ныне действующему правовому регулированию разграничения между уровнями публичной власти полномочий по определению порядка формирования представительного органа муниципальных районов, порядка избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования, означало бы нарушение Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (части 2 и 3), 32 (часть 1) и 130 (часть 2).
Таким образом, пункт 1.1 статьи 26 Устава противоречит требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В целях устранения указанных нарушений в адрес главы МО СП «сельсовет «Новогеоргиевский» Тарумовского района РД 07.12.2016 прокуратурой района был принесен протест, который был отклонен. Не приведение в соответствие Устава с требованиями закона влечет нарушение Конституции Российской Федерации.
Просит признать п. 1.1 ст. 26 Устава МО СП «сельсовет «Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан противоречащим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обязать главу администрации -председателя, Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новогеоргиевский»
Тарумовского района Республики Дагестан привести п. 1.1 ст.26 Устава МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Представитель административного истца - старший помощник прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Дибиров М.Г. в судебном заседании полностью поддержал исковые требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан и просил суд удовлетворить их в полном объеме и признать п. 1.1 ст. 26 Устава МО СП «сельсовет «Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан противоречащим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также обязать главу администрации - председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан привести п. 1.1 ст.26 Устава МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Административный ответчик - глава администрации - председатель Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан ФИО1 в судебном заседании не признал исковые требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Морозова В.Н. и показал, что действительно прокуратурой Тарумовского района Республики Дагестан была проведена проверка Устава МО СП «сельсовет «Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан на предмет соответствия его положений нормам Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1, статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанной проверкой было установлено, что п. 1.1 ст.26 Устава не соответствует требованиям федерального законодательства, и был направлен протест с требованием приведения п. 1.1 ст.26 Устава МО СП «сельсовет «Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако, с указанными требованиями он не согласен, так как представительный орган муниципального образования «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан состоит из лиц, избранных населением муниципального образования «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан по мажоритарной системе выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, в том числе и глава сельского поселения, является депутатом представительного органа местного самоуправления, и считает, что п. 1.1 ст. 26 Устава МО СП «сельсовет
«Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Тарумовского района Республики Дагестан.
Выслушав объяснения сторон, проверив представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Морозова В.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5,1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предполагает вхождение в состав представительного органа муниципального района глав поселений, избранных представительными органами поселений из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Пункт 1 части 4 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может толковаться и применяться как допускающий вхождение в состав сформированного из представителей поселений представительного органа муниципального района глав поселений, избранных представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, - иное противоречило бы выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года №9-П и сохраняющей свою силу правовой позиции, согласно которой представительный орган муниципального образования верхнего территориального уровня не может состоять из лиц, не избранных самим населением. Отступление от приведенной правовой позиции, актуальной и применительно к ныне действующему правовому регулированию разграничения между уровнями публичной власти полномочий по определению порядка формирования представительного органа муниципальных районов, порядка избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования, означало бы нарушение Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (части 2 и 3), 32 (часть 1) и 130 (часть 2).
Однако, в пункте 1.1 ст.26 Устава МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан указано, что в соответствии с Законом Республики Дагестан от 16.09.2014 года №67 «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Республики Дагестан и избрания глав муниципальных образований Республики Дагестан» и уставом муниципального района «Тарумовский район» Собрание депутатов сельского поселения делегирует главу сельского поселения и 1 депутата, избираемого из своего состава, что противоречит требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
07.12.2016 года за исх.№02-06/03-2016 прокурором Тарумовского района Республики Дагестан в адрес главы МО СП «сельсовет «Новогеоргиевский»
Тарумовского района Республики Дагестан был принесен протест в целях устранения указанных нарушений. Данный протест прокурора Тарумовского района был отклонен.
Судом установлено, что не приведение Устава МО СП «сельсовет «Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан в соответствие с требованиями закона влечет нарушение Конституции Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Оценивая доказательства, собранные по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Морозова В.Н. к главе администрации - Председателю Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан о понуждении к совершению действий обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Морозова В.Н. (в порядке ст.39 КАС) в интересах неопределенного круга лиц к главе администрации - Председателю Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать п. 1.1 ст. 26 Устава МО СП «сельсовет «Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан противоречащим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
, Обязать главу администрации - председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан привести п. 1.1 ст.26 Устава МО СП «сельсовет Новогеоргиевский» Тарумовского района Республики Дагестан в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 30 дней со дня его вынесения через Тарумовский районный суд Республики Дагестан.
Судья