ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12/2017 от 19.01.2017 Холмогорского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-12/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Холмогоры

19 января 2017 года

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Поддубняк Г.А.

при секретаре Ворониной Г.С.,

с участием прокурора Котовой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры 19 января 2017 года административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» в лице обособленного подразделения «Архангельский» к муниципальному образованию «Ухтостровское» в лице администрации о признании недействующим Распоряжения №20 от 30 марта 2016 года «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в государственном жилищном фонде» и возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» в лице обособленного подразделения «Архангельский» (далее – ООО «ГУЖФ») обратилось в суд с административным иском к Муниципальному образованию «Ухтостровское» о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Распоряжения Администрации муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области №20 от 30 марта 2016 года «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в государственном жилищном фонде» с учетом изменений, внесенных Распоряжением Администрации муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области №62 от 22 июля 2016 года; о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Ухтостровское» принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий экономически обоснованный размер платы за ремонт и содержание общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: Архангельская область, холмогорский район, д. Рембуево д.д.1,2,3,4,5 с учетом предложенного расчета размера платы ООО «ГУЖФ».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Пантюшина административный иск поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Глава муниципального образования «Ухтостровское» Шилинская административный иск признала в части несоблюдения формы издания нормативного акта. С требованиями о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Ухтостровское» принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий экономически обоснованный размер платы за ремонт и содержание общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: Архангельская область, Холмогорский район, д. Рембуево д.<адрес>,2,3,4,5 с учетом предложенного расчета размера платы ООО «ГУЖФ» не согласилась.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Министерства обороны в лице Отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами Западного военного округа – в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 116).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Министерства обороны в лице Отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами Северного флота – в суд не явился, извещен надлежащим образом, согласно письменного отзыва доводы административного истца поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 118-120).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица в/ч 20851 по доверенности Ефремова с требованиями административного искового заявления не согласна.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, 27 июля 2015 года между Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (Управляющая организация) заключен Договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации №2-УЖР-02 от 27.07.2015 года (далее – Договор).

В соответствии с п.п.2.1 Договора целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации (далее – жилищный фонд), а также предоставлении коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.

В соответствии с п.п.2.2 Договора Заказчик передал Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение №1 к Договору), а Управляющая организация по заданию Заказчика в соответствии с приложениями к Договору приняла в управление жилищный фонд и обязалась оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в Перечне жилищного фонда, предоставлении коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам и иным законным пользователям помещений (далее именуемые – Наниматели), осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность (л.д.49-63).

Подпунктом 2.2 Устава ООО «ГУЖФ» определены основные виды деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом»(л.д.26-35).

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.1 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

На основании ч.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно ч.3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

При этом, согласно положениям статей 19, 92 ЖК РФ, под государственным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации), а к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные.

Из приведенных норм права следует, что наниматели жилых помещений по договору найма жилых помещений государственного жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилых помещений, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации, осуществляющей управление соответствующим домом, при этом размер платы для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно п.3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, закрепленных в Уставе, относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Ухтостровское» обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, отнесены к вопросам местного значения муниципального образования «Ухтостровское».

Согласно пункта 3 статьи 26 Устава, Администрация организует и обеспечивает решение вопросов местного значения муниципального образования «Ухтостровское», а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления муниципального образования «Ухтостровское» федеральными законами и законами Архангельской области.

Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч.1.1 данной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1.2 ст. 161 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме обусловлено отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме, которые в установленном порядке не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в связи с чем, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений установлен органом местного самоуправления.

Судом установлено, что по Договору ООО «ГУЖФ» осуществляет управление многоквартирными домами, относящимися к специализированному жилищному фонду военных городков Министерства обороны Российской Федерации, расположенными на территории муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области в деревне Рембуево, дома за номерами 1,2,3,4,5, военного городка №74.

Согласно оспариваемому Распоряжению Администрации муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области №20 от 30 марта 2016 года «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в государственном жилищном фонде» (далее – Распоряжение) постановлено: 1.Установить размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах жилищного фонда, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации, расположенных на территории МО «Ухтостровское» в дер. Рембуево, переданных в управление и обслуживание ОАО «ГУЖФ» по «Договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации» №2-ЦЖФ-02 от 27 июля 2015 года для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилого помещения, пользователей помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом (Приложение№1):

- по степени благоустройства К-0,8, 2-этажные дома - дер. Рембуево, в/г 74, дом №1, дом №2, дом №3, дом №4 – размер платы за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц - 17,95 руб.;

- по степени благоустройства К-0,8, 3-этажные дома - дер. Рембуево, в/г 74, дом №5 - размер платы за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц - 17,66 руб. (л.д.69).

Распоряжением Администрации муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области №62 от 22 июля 2016 года «О внесении изменений в Распоряжение №20 от 30 марта 2016 года «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в государственном жилищном фонде» внесены исправления в наименование управляющей организации – Общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (ООО «ГУЖФ) (л.д.88).

Распоряжения размещены на официальном сайте администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частями 1,2, 4 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Анализ ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ в совокупности со ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ, закрепляющей структуру органов местного самоуправления, показывает, что нормативность муниципальных правовых актов зависит от органа или должностного лица местного самоуправления, их издающих.

По смыслу указанного Федерального закона все решения главы местной администрации по вопросам местного значения либо переданным государственным полномочиям должны оформляться в виде постановлений местной администрации. Здесь вид акта - постановление - является формой закрепления правовых норм не по юридической силе (или общеобязательности для исполнения), а в зависимости от регулируемых им вопросов (муниципальных или переданных государственных). Таким образом, постановления местной администрации могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми актами.

Как видно из административного искового заявления административный истец обжалует распоряжение администрации муниципального образования «Ухтостровское», являющегося органом местного самоуправления, имеющее характер нормативно-правового акта в сфере жилищных правоотношений.

В соответствии со ст. 26 Устава муниципального образования «Ухтостровское» (далее – Устав) Администрация муниципального образования «Ухтостровское» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Ухтостровское», которая в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения муниципального образования «Ухтостровское», а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Ухтостровское» федеральными законами и законами Архангельской области.

Согласно п.6 ст. 26 Устава Глава муниципального образования «Ухтостровское» в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Архангельской области, Уставом муниципального образования «Ухтостровское», нормативными правовыми актами Совета депутатов муниципального образования «Ухтостровское», издает постановления администрации муниципального образования «Ухтостровское» по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления муниципального образования «Ухтостровское», федеральными законами и законами Архангельской области, а также распоряжения администрации муниципального образования «Ухтостровское» по вопросам организации работы администрации муниципального образования «Ухтостровское».

В соответствии с разъяснениями п п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Таким образом, главой администрации муниципального образования «Ухтостровское» при издании оспариваемого Распоряжения Администрации муниципального образования «Ухтостровское» №20 от 30 марта 2016 года, были нарушены требования законодательства в части формы (вида) принятия нормативного правового акта.

Кроме того, в соответствии с частями 2 и 3 ст.47 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления граждан с муниципальными правовыми актами, за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии с разъяснениями в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части") официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В целях опубликования муниципальных правовых актов Федеральный закон № 131-ФЗ (пункт 7 части 1 статьи 17) относит к полномочиям органов местного самоуправления учреждение печатного средства массовой информации.

Судом установлено, что Решением Совета депутатов муниципального образования «Ухтостровское» №32 от 21.12.2009 года на территории поселения учреждено официальное печатное издание МО «Ухтостровское» «Бюллетень муниципальных правовых актов муниципального образования «Ухтостровское»».

Доказательств обеспечения населения муниципального образования «Ухтостровское» и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятое Распоряжение, возможности ознакомления с его содержанием, суду не предоставлены.

Поскольку целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, порядок опубликования Распоряжения следует признать нарушенным.

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Следовательно, муниципальные правовые акты, размещенные только на официальных интернет-сайтах муниципальных образований, не могут считаться опубликованными, обнародованными. Размещение информации в сети "Интернет" в системе действующего правового регулирования лишь дополняет обычное опубликование (обнародование).

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Из материалов дела следует, что Распоряжением администрации муниципального образования «Ухтостровское» №79 от 17 ноября 2015 года «О присвоении адресов объектам недвижимости» постановлено: 1. Присвоить объектам капитального строительства – жилым домам военного городка №74, расположенными на земельном участке с кадастровым номером 29:19:000000:54 следующие адреса:

1.1 жилому дому с реестровым номером В12310006635 – Архангельская область, Холмогорский район, МО «Ухтостровское», д. Рембуево, д. 1/74;

1.2 жилому дому с реестровым номером В12310006637 – Архангельская область, Холмогорский район, МО «Ухтостровское», д. Рембуево, д. 2/74;

1.3 жилому дому с реестровым номером В12310006636 – Архангельская область, Холмогорский район, МО «Ухтостровское», д. Рембуево, д. 3/74;

1.4 жилому дому с реестровым номером В12310006638 – Архангельская область, Холмогорский район, МО «Ухтостровское», д. Рембуево, д. 4/74;

1.5 жилому дому с реестровым номером В12310007775 – Архангельская область, Холмогорский район, МО «Ухтостровское», д. Рембуево, д. 5/74.

Из оспариваемого Распоряжения №20 от 30 марта 2016 года следует, что размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах жилищного фонда, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации, установлен за домами, находящимися в собственности физических лиц по данным ЕГРП.

Суд приходит к выводу, что данные обстоятельства создают неопределенность содержания правовой нормы, не обеспечивает ее единообразное понимание и устанавливает невозможность применения положений правового акта для нанимателей многоквартирных домов.

Довод административного истца о том, что размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, установлен без учета расчета управляющей организации, суд принимает во внимание.

Как установлено судом, расходы на содержание и ремонт жилищного фонда военного городка №74 в д. Рембуево Холмогорского района Архангельской области, установленные в Приложении №1 к Распоряжению администрации МО «Ухтостровское» от 30 марта 2016 года №20, утверждены на уровне 2015 года, которые включают в себя размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств, технических помещений, а также содержание придомовой территории многоквартирных домов и определен в зависимости от состава и периодичности выполнения работ по содержанию и текущему ремонту в расчете на 1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц по каждому многоквартирному дому.

Указанный размер расходов взят административным ответчиком на основе данных о фактических расходах за 2015 год на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах управляющей организацией ОАО «Славянка», в управлении которой был жилищный фонд военного городка №74 до 03.08.2015 года (л.д.70).

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что цена за содержание и ремонт жилого помещения в размере 17, 95 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения является общей для многоквартирных домов за №№1,2,3,4, а в размере 17,66 руб. за 1 кв.м. общей площади – для многоквартирного дома №5 и подлежит применению для всех нанимателей жилых помещений в военном городке, поскольку собственники не приняли решение о выборе способа управления многоквартирными домами и об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.

Цены за содержание и ремонт жилых помещений в Приложении №1 к Распоряжению администрации муниципального образования «Ухтостровское» от 30.03.2016 года №20 различаются в зависимости от расположения помещений и степени технической оснащенности домов.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что плата за содержание и ремонт жилого помещения, установленная на 2016 год администрацией муниципального образования «Ухтостровское» без учета прав и интересов управляющей организации – ООО «ГУЖФ».

Как установлено судом и не отрицается лицами, участвующими в деле, действие оспариваемого административным истцом Распоряжения администрации муниципального образования «Ухтостровское» от 30 марта 2016 года №20, устанавливающего размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в государственном жилищном фонде, ограничено временными рамками - 2016 год.

Поскольку оспариваемые нормативы применяются при расчетах за коммунальные услуги с населением, суд считает необходимым признать его недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

При таких обстоятельствах, следует удовлетворить требования административного истца о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Распоряжения Администрации муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области №20 от 30 марта 2016 года «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в государственном жилищном фонде» с учетом изменений, внесенных Распоряжением Администрации муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области №62 от 22 июля 2016 года.

В силу требований пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Бюллетень муниципальных правовых актов муниципального образования «Ухтостровское» и на официальном сайте администрации МО «Холмогорский муниципальный район» (www.holmogori.ru).

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что заявленное административным истцом требование о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Ухтостровское» принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий экономически обоснованный размер платы за ремонт и содержание многоквартирных домов, расположенных в военном городке №74 д. Рембуево с учетом предложенного расчета размера платы ООО «ГУЖФ», удовлетворению не подлежит, поскольку данное требование не основано на законе и недопустимость ограничения прав местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения составляет одну из основ конституционного статуса местного самоуправления (статьи 12 и 130; статья 132, часть 1; статья 133 Конституции Российской Федерации), с учетом наличия решения Арбитражного Суда Архангельской области от 01.10.2014 года, во исполнение которого было издано оспариваемое Распоряжения №20 от 30 марта 2016 года.

Доводы административного истца о том, что цены за содержание и ремонт жилых помещений, установленные административным ответчиком, допускают возникновения у административного истца при обслуживании жилого фонда убытков от применения данных цен, и не обеспечивает содержание общего имущества в многоквартирных домах военного городка №74 в д. Рембуево за №№1-5, не ограничивает права административного истца на защиту своих прав в установленном законом порядке в суде в порядке искового производства или освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

При этом, суд отмечает, что в связи с отсутствием в законодательстве требования обеспечить экономически обоснованный расчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества, предложения управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома должны быть обоснованы прежде всего документально, а именно ценовыми предложениями потенциальных исполнителей услуг, но не экономически.

Очевидно, что такое правовое регулирование в полной мере согласуется с предписаниями части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой плата за содержание и ремонт жилого помещения должна быть экономически обоснованной, обеспечивающей покрытие (возмещение) затрат управляющих организаций на обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Распоряжение Администрации муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области №20 от 30 марта 2016 года «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в государственном жилищном фонде» с учетом изменений, внесенных Распоряжением Администрации муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области №62 от 22 июля 2016 года.

Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в официальном издании «Бюллетень муниципальных правовых актов муниципального образования «Ухтостровское» и на официальном сайте администрации МО «Холмогорский муниципальный район» (www.holmogori.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Ухтостровское» принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий экономически обоснованный размер платы за ремонт и содержание общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: Архангельская область, холмогорский район, д. Рембуево д.д.1,2,3,4,5 с учетом предложенного расчета размера платы ООО «ГУЖФ», отказать.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Ухтостровское» в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом» в лице обособленного подразделения «Архангельский» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей 00 копеек.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Г.А. Поддубняк

Мотивированное решение вынесено 24 января 2017 года.