ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12/2021 от 14.01.2021 Конаковского городского суда (Тверская область)

Административное дело № 2а-12/2021

Решение

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Мошовец Ю.С.,

при ведении протокола помощником судьи Зуевой О.С.,

с участием представителя административного ответчика по доверенности Герасимовой Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к Лавущевой Л.В. о взыскании пени и судебных расходов,

установил:

Межрайонная ИФНС России №9 по Тверской области с учетом уточнения исковых требований обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к Лавущевой Л.В. о взыскании задолженности по страховым взносам: - на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере пени - 229 руб. 82 коп.. - на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере пени - 20 руб. 73 коп., - на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере пени - 3 руб. 29 коп., по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) пени в размере - 35 299 руб. 99 коп., а всего в сумме - 35 553 руб. 83 коп., взыскании судебных расходов.

В обоснование иска налоговый орган указал, что за Лавущевой Л.В. ИНН , ДД.ММ.ГГГГ, проживающим(ей) по адресу: <адрес>, имеется задолженность по страховым взносам:

-на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии размере пени - 229 руб. 82 коп.,

-на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере пени размере - 46 руб. 16 коп.,

-на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности материнству в размере пени в размере - 3 руб. 29 коп., всего в сумме - 279 руб. 27 коп., что подтверждается направленным в адрес должника требованием об уплате недоимки по страховым взносам № 58216 по состоянию на 08.07.2019 в срок исполнения до 25.10.2019, № 34387 по состоянию на 12.02.2019 в срок исполнения до 26.03.2019, № 35789 по состоянию на 08.04.2019 в срок исполнения до 21.05.2019, числящуюся задолженность по страховым взносам погасить.

Требование в установленный срок должником не исполнено, задолженность по страховым взносам в настоящее время не погашена.

В соответствии с п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ ответчиком Лавущевой Л.В. ИНН в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тверской области была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

На основании п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате соответствующий бюджет, исчисленная по представленной налоговой декларации уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля год следующего за истекшим налоговым периодом.

Вместе с тем отраженный в представленной декларации налог на доходы физических лиц в размере пени в размере - 35 253 руб. 13 коп., подлежащий уплате в бюджет установленный срок уплаты налога, добровольно ответчиком уплачен не был.

Налоговая инспекция предложила Лавущевой Л.В. направленными в адрес налогоплательщика требованиями № 58216 по состоянию на 08.07.2019 в срок исполнения до 25.10.2019, № 34682 по состоянию на 25.02.2019 в срок исполнения до 09.04.2019, числящуюся задолженность по налогу на доходы физических лиц погасить.

На сегодняшний день требования по уплате налога должником не исполнены.

Инспекция обращалась за взысканием данной задолженности, направив в Мировой суд судебного участка № 30 Тверской области заявление о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по страховым взносам, по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Мировой суд вынес определение об отмене судебного приказа от 18.12.2019 по делу № 2а-1626/2019 в связи с поступившими в адрес суда возражениями должника относительно исполнения судебного приказа. Вместе с тем, в связи с поступившими возражениями должника на требования взыскателя судебный приказ мировым судьей судебного участка № 30 по Тверской области 15.01.2020 был отменен.

Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области на основании вышеизложенного и в соответствии со ст. ст. 45, 48 Налогового кодекса РФ, ст. 19, 124, 175, 286 Кодекса об административном судопроизводства Российской Федерации, обратились с настоящим административным исковым заявлением.

Административный истец МИФНС России № 9 по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Лавущева Л.В. судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещалась надлежащим образом. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель административного ответчика Герасимова Т.П. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. Дополнительно пояснила, что они не признают только пени по НДФЛ, считают, что пропущен срок их предъявления, а также на авансовые платежи пени не начисляются. Просила суд в иске отказать.

Заинтересованное лицо ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) в судебное заседание своего представителя не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца.

Изучив доводы сторон, исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно п. 2 и пп. 1 п.3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога прекращается с его уплатой налогоплательщиком. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Одна из целей Российской Федерации как социального государства - государственная поддержка пожилых граждан. Гарантиями их социальной защиты, как следует из статьи 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации, выступают различные виды пенсий, включая трудовую пенсию по старости, которая, по общему правилу, назначается при достижении определенного возраста и наличии необходимого страхового стажа. В качестве основной организационно-правовой формы реализации права на трудовую пенсию по старости, призванную обеспечить гражданам после оставления работы и выхода на пенсию достойные социально-экономические условия жизни, в Российской Федерации выступает система пенсионного страхования, которая в качестве главного источника финансирования имеет обязательные платежи - страховые взносы. Данные взносы имеют неналоговый индивидуально возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), при этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.

Положениями ст. 6 Закона № 167-ФЗ определен круг лиц являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, к которым относятся: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2 и 5 п. 1 ст. 29 настоящего Федерального закона.

Порядок уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В силу п.п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ, к плательщикам страховых взносов отнесены индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ и ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Из содержания ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

При этом, как следует из положений Федеральных законов от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования » обязанность по уплате страховых взносов не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности, равно как не ставится в зависимость от факта получения дохода от предпринимательской деятельности и размера этого дохода.

Порядок уплаты страховых взносов с 01 января 2017 года урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 г. №250-ФЗ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 закона).

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. По смыслу ч. 8 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ размер страховых взносов определяется на основании сведений налогового органа о доходах плательщика страховых взносов.

Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу ст. 25 Федерального закона №212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки начисляются пени.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22).

Таким образом, указанными нормами предусмотрены меры ответственности за ненадлежащее исполнение требований законодательства об уплате страховых взносов.

Налоговые органы, как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Пунктами 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае уплаты сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Лавущева Л.В. является нотариусом Конаковского нотариального округа Тверской области.

По представленным административным ответчикам справкам о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам от 6 декабря 2019 года, выданным ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе, по состоянию на 1 января 2017 года об отсутствии задолженности и переплат по взносам.

Однако в суд заинтересованным лицом ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе представлена информация о том, что при передаче функций по собиранию страховых взносов в МИФНС России №9 у ИП Лавущева Л.В. имелась задолженность по фиксированному платежу, в том числе на финансирование страховой части 19356,48 рублей, на финансирование ОМС – 3796,85 рублей. Задолженность на финансирование страховой части 19356,48 рублей погашена 10 января 2017 года; задолженность на финансирование ОМС 3796,85 рублей погашена 16 января 2017 года. Срок оплаты фиксированного платежа за 2016г. – 31 декабря 2017 года, таким образом, считают, что начисление пени необходимо произвести на страховую часть за 10 дней, на ОМС за 16 дней.

Исходя из представленных требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) у ответчика имелась недоимка по уплате начисленных пеней по налогам и страховым взносам, а именно

Требование №34387 по состоянию на 12 февраля 2019 года:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017г.) пени в размере 115,93 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, пени в размере 26,87 руб.

Требование №35789 по состоянию на 8 апреля 2019 года:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017г.) пени в размере 15,69 руб.

Требование №58216 по состоянию на 8 июля 2019 года:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017г.) пени в размере 98,20 руб. на сумму задолженности 2640 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, пени в размере 11,70 руб. на сумму недоимки 612 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, пени в размере 7,59 руб.;

-страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) пени в размере 3,29 руб.

Таким образом, начислены пени на задолженность по оплате взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 229 руб. 82 коп.; взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 46 руб. 16 коп., взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере 3 руб. 29 коп.

В подтверждение заявленных сумм пени представлены расчеты пени. Согласно данным расчетам:

На обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии:

по требованию № 34387 на недоимку 2 640 руб. 00 коп. пени в размере 38 руб. 19 коп. в период с 18.12.2018 до 11.02.2019; на недоимку 2 640 руб. 00 коп. пени в размере 59 руб. 33 коп. в период с 16.11.2018 до 11.02.2019; на недоимку 2 640 руб. 00 коп. пени в размере 18 руб. 41 коп. в период с 16.01.2019 до 11.02.2019, всего в сумме 115 руб. 93 коп.;

по требованию № 35789 на недоимку 5 280 руб. 00 коп. пени в размере 15 руб. 69 коп. в период с 16.03.2019 до 07.04.2019.

по требованию № 58216 в размере 98 руб. 20 коп. в период с 18.12.2018 до 14.05.2019.

На обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС:

- по требованию № 34387 на недоимку 612 руб. 00 коп. пени в размере 4 руб. 27 коп. в период с 16.01.2019 до 11.02.2019, на недоимку 612 руб. 00 коп. пени в размере 13 руб. 75 коп.

- в период с 16.11.2018 до 11.02.2019, на недоимку 612 руб. 00 коп. пени в размере 8 руб. 85 коп. в период с 18.12.2018 до 11.02.2019. всего в сумме 26 руб. 87 коп.

- по требованию № 58216 на недоимку 3 796 руб. 85 коп. пени в размере 7 руб. 59 коп. в период с 10.01.2017 до 15.01.2017;

На обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству по требованию №58216 пени в размере - 3 руб. 29 коп.

В заявлении об уточнении исковых требований указано, что в рамках требования № 34387 осуществлена частичная оплата, поэтому задолженность по пени на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд к взысканию 13 руб. 14 коп.

Требования направлялись административному ответчику посредством личного кабинета, получение требований подтверждено материалами дела.

18 декабря 2019 года административный истец обратился к мировому судье судебного участка №30 Тверской области за взысканием указанной задолженности.

18 декабря 2019 года мировым судьей судебного участка №30 Тверской области вынесен судебный приказ №2а-1626/2019 о взыскании с Лавущевой Л.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области задолженности по уплате:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере пени 229 рублей 92 копейки;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере пени 46 рублей 16 копеек;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере пени 3 рубля 29 копеек;

Всего в сумме 279 рублей 37 копеек;

- налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ в сумме пени 294 рубля 13 копеек

-налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практиков, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ в сумме пени 25005 рублей 86 копеек, пени в общей суме 35579 рублей 26 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка №30 от 15 января 2020 года судебный приказ №2а-1626/2019 отменен.

Данное административное исковое заявление подано в Конаковский городской суд 28 мая 2020 года.

Указанная выше задолженность в установленные требованиями сроки не уплачена, поэтому административное требование о взыскании с Лавущевой Л.В. задолженности по страховым взносам:

- на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере пени - 229 руб. 82 коп.;

- на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере пени - - 20 руб. 73 коп.;

- на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере пени - 3 руб. 29 коп.

В силу статьи 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К числу таких плательщиков относятся, в том числе нотариусы, занимающиеся частной практикой (подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункта 5 статьи 227 НК РФ). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 227 НК РФ предусмотрено, что в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи (в том числе адвокатов), доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 227 НК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В соответствии с пунктом 10 статьи 227 НК РФ в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

5 июня 2018 года в адрес Лавущевой Л.В. направлено налоговое уведомление №201 на уплату налога на доходы физических лиц на 2018г., которым выставлены авансовые платежи по сроку уплаты 16.07.2018г. в размере 276866 рублей, по сроку 15.10.2018г. в размере 138433 рубля, по сроку 15.01.2019 в размере 138433 рубля.

В связи с неуплатой авансовых платежей административному ответчику направлены:

Требование №34682 по состоянию на 25 февраля 2019 года по сроку уплаты до 9 апреля 2019 года: налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ в размере пени 112,09 руб.

Требование №35789 по состоянию на 8 апреля 2019 года по сроку уплаты до 21 мая 2019 года: налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ в размере пени 46,86 руб.

Требование №58216 по состоянию на 8 июля 2019 года по сроку уплаты до 25 октября 2019 года: налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ в размере пени 104,53 руб.; налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ в размере пени 30,65 руб., всего 135,18 рублей; налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ в размере пени 11252,30 руб.; налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ в размере пени 23753,56 руб., всего 35005,86 рублей.

Предметом заявленных в данной части требований является неуплата начисленных пеней на начисленные и, по мнению налогового органа, уплаченных не в срок авансовых платежей по НДФЛ.

Довод представителя административного ответчика о не начислении пени на авансовые платежи опровергается следующим.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно статье 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В пункте 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В силу статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Административным истцом представлено два различных расчета пени на общую сумму 35005,86 рублей:

- первый расчет приложен к требованию №58216 за период с 1 ноября 2015 года, при этом сумма недоимки не совпадает с суммами недоимки, на которые начисляются пени, указанными в требовании (276866 руб. для расчета пени в размере 11252,30 руб.; 415299 руб. для расчета пени в размере 23753,56 руб.);

-второй расчет представлен в материалы дела 14 сентября 2020 года с заявлением от уточнении исковых требований, пени рассчитаны за период с 16 июля 2004 года по 01 января 2017 года сумма недоимки не совпадает с суммами недоимки, на которые начисляются пени, указанными в требовании (276866 руб. для расчета пени в размере 11252,30 руб.; 415299 руб. для расчета пени в размере 23753,56 руб.).

Таким образом, административным истцом не представлено надлежащих расчетов пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ в размере 112,09 руб.; в размере 46,86 руб., по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ в размере пени 35005,86 рублей.

При уточнении исковых требований Межрайонная ИФННС России №9 по Тверской области указала, что по требованию № 58216 пени в размере 35 005 руб. 86 коп. начислены за период с 16.07.2004 до 01.01.2017.

Представителем административного ответчика по доверенности Герасимовой Т.П. в письменных возражениях заявлено о применении срока исковой давности к требованиям по взыскании пени за период с 2004 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих сумм пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании о взыскании налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган согласно п. 3 ст. 46 НК РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога, заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В соответствии с п. 9 ст. 46 НК РФ положения этой статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога.

В п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 указано, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Согласно ст. 70 НК РФ требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога. Несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных НК РФ, но и не влечет изменения порядка их исчисления (Постановление ВАС РФ от 22.07.2003 N 2100/03).

Предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога и пени включает в себя: 3 месяца на направление требования, исчисляемые с даты выявления недоимки, плюс 10 календарных дней на исполнение требования в добровольном порядке плюс 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.

Суд считает, что срок исковой давности для взыскания пени в размере 35005,86 рублей пропущен.

Требования о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц в размере 35159,81 рублей является недоказанной и не подлежит взысканию.

Представленные административном ответчиком копии налоговых деклараций на доходы, копии выписок операций по расчету с бюджетом, квитанций об оплате налоговых платежей не опровергают доводы истца о несвоевременном внесении налоговых платежей, являющихся предметом данного административного дела.

Судебный приказ №2а-1237/2020 о взыскании с Лавущевой Л.В. задолженности по уплате налога на доходы физических лиц в размере пени 28447,14 рублей, является ненадлежащим доказательством по данному административному делу, поскольку взыскание осуществлено за иной период времени, отменен определением мирового судьи от 16 декабря 2020 года.

Судебный приказ по заявлению, представленному в судебном заседании представителем административного ответчика, не выносился, к существу рассматриваемого спора отношении не имеет, доказательством по данному делу не является.

Доказательств оплаты Лавущевой Л.В. задолженности по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере пени 135 руб. 18 коп. суду не представлено, требование в указанной части подлежит удовлетворению.

На основании ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета госпошлину по делу в размере 400 руб. (абз.2 п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ).

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к Лавущевой Л.В. удовлетворить в части.

Взыскать с Лавущевой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, задолженность по страховым взносам:

- на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере пени - 229 руб. 82 коп.;

- на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере пени - 20 руб. 73 коп.;

- на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере пени- 3 руб. 29 коп.,

задолженность по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере пени - 135 руб. 18 коп., а всего в сумме - 389 руб. 02 коп.

Взыскать с Лавущевой Л.В. государственную пошлину в размере 400 рублей в доход местного бюджета.

В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к Лавущевой Л.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательном виде.

Председательствующий Ю.С. Мошовец

Решение в окончательной форме изготовлено 21 января 2021 года.

Председательствующий Ю.С. Мошовец

Административное дело № 2а-12/2021