ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12/22 от 24.02.2022 Мокроусовского районного суда (Курганская область)

№ 2а-12/22

УИД:45RS0013-01-2021-000617-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Мокроусово 24 февраля 2022 года

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Ивановой О.А.,

с участием представителя административного ответчика Харитонова В.Г. - Шахматовой Е.А.,

при секретаре Ивановой Н.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к Харитонову Виктору Георгиевичу о взыскании задолженности по налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области (далее - Межрайонная ИФНС России №7) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Харитонову В.Г. о взыскании задолженности по налогу и пени. В обоснование требований указала, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №7 состоит в качестве налогоплательщика Харитонов В.Г. Харитонов В.Г. является собственником имущества, указанного в налоговом уведомлении от 03.08.2020г. . По состоянию на дату предъявления административного искового заявления за налогоплательщиком числится задолженность в размере 295671 руб. 49 коп.

Впоследствии Межрайонная ИФНС России №7 уточнила исковые требования, просила взыскать с Харитонова Виктора Георгиевича недоимку по:

- транспортному налогу за 2019 год в сумме 38414 руб. 00 коп. в том числе перерасчет за 2017-2018 годы, (ОКТМО 37624428), а также пени в сумме 48 руб. 97 коп. за период с 02.12.2020г. по 10.12.2020г.;

- по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 37624416) за 2019 год в сумме 88455 руб. 00 коп. а также пени в сумме 112 руб. 78 коп., за период с 02.12.2020г. по 10.12.2020г.;

- по земельному налогу (ОКТМО 37624428) за 2019 год в сумме 97619 руб.00 коп., пени в размере 124 руб. 46 коп. за период с 02.12.2020г. по 10.12.2020г.;

- по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 63991 руб. 00 коп., а также пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 81 руб. 59 коп. за период с 02.12.2020г. по 10.12.2020г., всего 288846 руб. 80 коп. (т.2 л.д. 97-106).

В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России №7 не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия (т.1 л.д. 14 оборот).

В судебное заседание административный ответчик Харитонов В.Г. не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Шахматова Е.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что Межрайонной ИФНС России №7 ответчику не направлялось налоговое уведомление от 03.08.2020, личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России у Харитонова В.Г. закрыт, требование об уплате налогов также ответчику не направлялось и им не получено, с административным иском ответчик не согласен.

Также представитель административного ответчика указал, что ответчик не согласен с установленной в расчете налога на имущество физических лиц инвентаризационной стоимостью объектов, на основании которой произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, полагает, что расчет должен быть произведен из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ определил возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как предусмотрено ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Из материалов дела следует, что Харитонову В.Г. по адресу: <адрес> заказным почтовым отправлением 22.09.2020 было направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 на сумму 297152 руб. 00 коп., в том числе транспортный налог, с перерасчетом транспортного налога по налоговым уведомлениям , 6059325 по автомобилю <данные изъяты>, земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Обязанность уплатить налог административным ответчиком не исполнена, в связи с чем Харитонову В.Г. направлено требование от 11.12.2020 об уплате земельного налога ОКТМО 37624416 в сумме 88455 руб. 00 коп., пени по земельному налогу 112 руб. 78 коп., земельного налога ОКТМО 37624428 в сумме 104435 руб. 00 коп., и пени по нему 133 руб. 15 коп., транспортного налога в сумме 38414 руб. 00 коп. и пени по транспортному налогу в сумме 48 руб. 97 коп., налога на имущество физических лиц в сумме 63991 руб. 00 коп. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 81 руб. 59 коп. со сроком добровольного исполнения до 03.02.2021 (т.1 л.д. 26 оборот).

Требование об уплате налога от 11.12.2020 направлено Харитонову В.Г. по адресу: <адрес> заказным почтовым отправлением 14.12.2020, что не противоречит положениям ч.6 ст.69 НК РФ (т.1 л.д.29-33). Согласно отчету об отслеживании отправления адресатом указанное заказное почтовое отправление было получено 22.12.2020 (т.1 л.д. 155).

Требование об уплате налога от 11.12.2020 Харитоновым В.Г. не исполнено.

По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка №18 Мокроусовского судебного района Курганской области 25.02.2021 выдан судебный приказ о взыскании с должника задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 38414,00 руб. и пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 по 10.12.2020 в сумме 48,97 руб., по земельному налогу за 2019 год (ОКТМО 37624416) в размере 88455,00 руб. и пени за период с 02.12.2020 по 10.12.2020 в сумме 112,78 руб., по земельному налогу за 2019 год (ОКТМО 37624428) в размере 104435,00 руб. и пени за период с 02.12.2020 по 10.12.2020 в сумме 133,15 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 63991,00 руб. и пени за период с 02.12.2020 по 10.12.2020 в сумме 81,59 руб., всего 295671 руб. 49 коп. (т.1 л.д.125).

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Таким образом, поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 25.02.2021, то налоговым органом не пропущен шестимесячный срок обращения с заявлением о взыскании в приказном порядке с Харитонова В.Г. недоимки по налогам за 2019г., который истекал 03.08.2021.

В соответствии со ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судебный приказ от 25.02.2021 определением мирового судьи судебного участка №18 Мокроусовского судебного района Курганской области от 06.08.2021 отменен, в связи с поступившими от Харитонова В.Г. возражениями (т.1 л.д.78 оборот).

Учитывая, что срок для обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Харитонова В.Г. недоимки по налогам за 2019 г. истекает 06.02.2022, административное исковое заявление налоговым органом направлено в суд в установленные законом сроки.

На основании изложенного суд считает, что административным истцом соблюден срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Доводы представителя административного ответчика о том, что уведомление об уплате налогов от 03.08.2020г. в адрес налогоплательщика Харитонова В.Г. не направлялось, суд считает надуманными.

Налоговое уведомление от 03.08.2020 было направлено Харитонову В.Г. заказным почтовым отправлением 22.09.2020, что подтверждается материалами дела (т.1 л.д. 141).

Согласно отчету об отслеживании отправления, имеющемуся в материалах дела, заказное почтовое отправление от 22.09.2020 было получено адресатом 05.11.2020г. (т.1 л.д. 154).

В судебном заседании представителем административного ответчика было заявлено о том, что направление налогоплательщику налогового уведомления от 03.08.2020 спустя месяц не свидетельствует о том, что заказным почтовым отправлением 22.09.2020 Харитонову В.Г. было направленно именно налоговое уведомление от 03.08.2020г.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Учитывая положения действующего законодательства о сроке направления налогоплательщику налогового уведомления суд приходит к выводу, что налоговым органом соответствующий срок не нарушен и расценивает доводы представителя ответчика как способ ответчика избежать ответственности за неуплату налогов.

Доводы представителя административного ответчика о неиспользовании Харитоновым В.Г. личного кабинета налогоплательщика в судебном заседании нашли свое подтверждение. По информации административного истца Харитонов В.Г. был подключен к личному кабинету налогоплательщика (далее – Сервис) с 17.02.2016. На основании заявления Харитонова В.Г. о прекращении доступа к Сервису, предоставленного через доверенное лицо Шахматову Е.А., поступившего 18.03.2019 через ГБУ «МФЦ» Мокроусовский районный отдел, налогоплательщик был отключен от Сервиса.

Налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 2 ст. 15 НК РФ, абзац первый п. 1 ст. 399 НК РФ).

В силу ст. 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно решению Мокроусовской сельской Думы № 17 от 27.03.2019 «Об установлении налога на имущество физических лиц» в 2019 году на территории Мокроусовского сельсовета установлены налоговые ставки в отношении объектов налогообложения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости от 0,1% инвентаризационной стоимости до 0,35% (т.1 л.д. 189).

Из материалов дела следует, что в 2019г. Харитонов В.Г. являлся собственником следующего недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц:

- <адрес> - 5, <адрес> (<данные изъяты>, ), с инвентаризационной стоимостью 111994,15 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 392 руб.;

- <адрес> - 4, <адрес><данные изъяты>, ), ОКТМО 37624428, с инвентаризационной стоимостью 168515,55 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 590 руб.;

- <адрес> (<данные изъяты>, ), ОКТМО 37624428, с инвентаризационной стоимостью 326439,89 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 1143 руб.;

- <адрес> а, <адрес> (<данные изъяты>, Лит. М ), ОКТМО 37624428, с инвентаризационной стоимостью 737478,36 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 2581 руб.;

- <адрес> (<данные изъяты> 1000 т.н. Лит. ), ОКТМО 37624428, с инвентарной стоимостью 229126,62 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 802 руб.;

- <адрес> а, <адрес> (<данные изъяты> 3000 тн ), ОКТМО 37624428, с инвентаризационной стоимостью 1513625,11 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 5298 руб.;

- <адрес> а, <адрес> (<данные изъяты>», Лит В ), ОКТМО 37624428, с инвентаризационной стоимостью 6133593,68 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 21468 руб.;

- <адрес> а, <адрес> (<данные изъяты>, ), ОКТМО 37624428, с инвентаризационной стоимостью 7518551,35 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 26315руб.;

- <адрес>, б/н, <адрес> (<данные изъяты>, ), ОКТМО 37624428, с инвентаризационной стоимостью 458122,15 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 1603 руб.;

- <адрес> (<данные изъяты>), ОКТМО 37624428, с инвентаризационной стоимостью 8973,64 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 31 руб.;

- <адрес> а, <адрес> (<данные изъяты> Лит. Б ), ОКТМО 37624428, с инвентаризационной стоимостью 1076554,29 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 3768 руб.;

- <адрес> (<данные изъяты>) ОКТМО 71703000.

Межрайонной ИФНС №7 в требовании от 11.12.2020 произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2019 г. ОКТМО 37624428 на общую сумму 63991 руб. Сумму налога на имущество налогоплательщику предложено уплатить в срок до 03.02.2021 (т.1 л.д.26).

Однако данная обязанность административным ответчиком в части уплаты налога на имущество физических лиц не исполнена.

Представленный административным истцом расчет налога на имущество за 2019 год суд находит неверным.

Суд отказывает в удовлетворении требований административному истцу о взыскании налога на имущества с Харитонова В.Г. на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> (жилой дом), с рассчитанной налоговым органом суммой налога 1143 руб. и на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> (квартира), с рассчитанной налоговым органом суммой налога 590 руб., в связи с тем, что ответчик не является собственником данных объектов, что подтверждается письменными материалами дела (т.2 л.д. 14-69).

Доводы представителя ответчика о том, что расчет по налогу на имущество физических лиц должен быть произведен исходя из кадастровой стоимости объекта, в случае если сумма налога, исчисленная по инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно (в два и более раза) превышает сумму налога, исчисленного исходя из кадастровой стоимости, суд считает обоснованным.

Статьей 402 НК РФ субъекту Российской Федерации (в редакции до 01.01.2020) предоставляется право до 2020 года устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение ранее действовавшего порядка).

На территории Курганской области решение о переходе к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости принято с 01.01.2020 (Закон Курганской области от 26.09.2019 № 131 «О единой дате начала применения на территории Курганской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»), исчисление налога на имущество физических лиц за 2019 год производится исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.10.2018г. № 595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год», коэффициент – дефлятор на 2019 год, необходимый в целях применения гл.32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ установлен в размере 1,729.

Таким образом, до 2020 года налоговая база по налогу на имущество физических лиц в Курганской области определялась по общему правилу исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.02.2019 № 10-П, для недопущения существенного (во всяком случае - в два раза и более) различия в размере налога на имущество физических лиц (в отношении одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период) в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости), а также соответствующих им размеров налоговых ставок, то есть для недопущения ситуаций, свидетельствующих о несправедливом налогообложении имущества граждан, следует исходить из того, что, если применительно к конкретному налогооблагаемому объекту недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте Российской Федерации для целей налогообложения, в качестве приемлемого правового инструмента может рассматриваться применение такой стоимости (в отсутствие установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки. В случае, если сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости имущества, существенно (в два раза и более) превышает сумму налога, исчисляемую по кадастровой стоимости (без учета положений пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса), налогоплательщик вправе требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора) использование в целях исчисления налога на имущество физических лиц сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки.

Таким образом, сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, подлежит сравнению с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости.

При этом, в силу положений статьи 406 НК РФ, при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, установленных пунктом 2 статьи 406 НК РФ.

С учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П, налогоплательщик вправе требовать исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, при этом налоговое законодательство не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации указанного права.

Согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области», по объектам недвижимого имущества Харитонова В.Г. в 2019 установлена кадастровая стоимость спорных объектов налогообложения (т. 2 л.д. 11-12, 223-234).

Применяя кадастровую стоимость объектов налогообложения судом проведен расчет налога на имущество физических лиц из кадастровой стоимости.

Сумма налога к уплате исчисленная из инвентаризационной стоимости, руб.

Сумма налога к уплате исчисленная из кадастровой стоимости, руб.

Ставка налога

Налоговая база, руб.

Доля

Кадастровый номер участка

Кол-во месяцев владения

Принимая во внимание сравнение сумм налога на имущество физических лиц суд полагает, что суммы налога на имущество физических лиц исчисленные исходя из инвентаризационной стоимости в отношении объектов налогообложения с кадастровыми номерами более чем в два раза превышают суммы налога, исчисленные исходя из кадастровой стоимости.

С учетом вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ при исчислении суммы налога на имущество физических лиц за 2019 год в отношении объектов налогообложения с кадастровыми номерами суд полагает обоснованным провести расчет задолженности по налогу по указанным объектам исходя из их кадастровой стоимости и принять для расчета недоимки по налогу на имущество суммы налога, исчисленные исходя из кадастровой стоимости.

Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2019 год по расчету суда составит сумму 37592,00 руб.

Поскольку административным ответчиком своевременно, в установленные сроки, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год не исполнена, то административным истцом заявлены требования в части взыскания пени за неуплату налога за период с 02.12.2020 по 10.12.2020 (9 дней), которая подлежит взысканию с административного ответчика.

Учитывая, что с Харитонова В.Г. подлежит взысканию сумма налога 37592,00 руб. судом произведен расчет пени исходя из суммы налога на имущество физических лиц равной 37592 руб. Расчет пени за период с 02.12.2020 по 10.12.2020 (9 дней) составил 47 руб. 93 коп. (37592,00 руб. * 9д* 4,25/300).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что с Харитонова В.Г. подлежит взысканию сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год ОКТМО 37624428 в размере 37592 руб. 00 коп. и пени в размере 47 руб. 93 коп.

По транспортному налогу.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода, исчисление суммы налога производится с учетом количества месяцев в налоговом периоде, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Согласно ст. 2 Закона Курганской области от 26.11.2002 №255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» налоговые ставки установлены в размерах, в зависимости от мощности двигателя с каждой лошадиной силы.

В соответствии с ч.1 ст.363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из материалов дела следует, что Харитонов В.Г. являлся в 2019 г. собственником транспортных средств, с рассчитанной налоговым органом суммой налога:

- <данные изъяты> г/н - 1197 руб.,

- <данные изъяты> г/н - 4480 руб.,

- <данные изъяты> г/н - 4800 руб.,

- <данные изъяты> г/н – 2827 руб.,

- <данные изъяты> г/н - 2500 руб.,

- <данные изъяты> г/н - 13650 руб. (т.1 л.д.97-106).

Всего за 2019 г., в соответствии с расчетом налогового органа, Харитоновым В.Г. подлежит уплате транспортный налог в общем размере 29454,00 руб.

В установленный законом срок до 01 декабря 2020 года административным ответчиком транспортный налог в указанном выше размере не оплачен.

Представленный административным истцом расчет транспортного налога за 2019 год в сумме 38414,0 руб. суд находит не верным.

По автомобилю <данные изъяты>, с учетом ходатайства Межрайонной ИФНС № 7 об уточнении описательной части искового заявления по транспортному налогу (т.1 л.д.95), налоговая база (мощность) составит 119,60. Следовательно, сумма налога к уплате по автомобилю <данные изъяты> г/н составит 1196,00 руб. (119,60 *40/12*3=1196,0), вместо 1197,00 руб.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о взыскании с Харитонова В.Г. суммы недоимки по транспортному налогу за 2019 г. в размере 29453,00 руб. (29454,00 руб. - 1,00 руб.).

Поскольку административным ответчиком своевременно в установленные сроки обязанность по уплате транспортного налога за 2019г. не исполнена, то с Харитонова В.Г. подлежат взысканию пени в сумме 37,55 руб. за период с 02.12.2020 по 10.12.2020 на сумму недоимки в размере 29453 руб., и в данной части заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговым органом по сроку уплаты не позднее 01.12.2020 был произведен перерасчет транспортного налога по автомобилю <данные изъяты> г/н за 2017 и за 2018 годы. Сумма исчисленного налога составила 4480,00 руб. за 2017 год и 4480,00 руб. за 2018 год, основания проведения перерасчета транспортного налога за 2017 и 2018 годы по автомобилю <данные изъяты> г/н административным истцом не указаны.

Принимая во внимание, что решениями Мокроусовского районного суда Курганской области от 27.10.2020 по делу №2а-215/2020 и от 25.12.2020 по делу №2а-266/2020 налоговому органу было отказано во взыскании транспортного налога за 2017, 2018 годы, в том числе о взыскании транспортного налога по автомобилю <данные изъяты> г/н , в связи с отказом в восстановлении срока для подачи административного искового заявления, суд полагает необходимым исключить из суммы транспортного налога ОКТМО 37624428 за 2019 год сумму перерасчета ранее исчисленного транспортного налога по автомобилю <данные изъяты> г/н за 2017 и за 2018 год (8960,00 руб.) и пени 11,42 руб. за период с 02.12.2020 г. по 10.12.2020 г. по автомобилю <данные изъяты> г/н , по перерасчету налога за 2017 год и за 2018 год), в данной части заявленных исковых требований административному истцу отказать.

Суд приходит к выводу, что по транспортному налогу за 2019 год, сумма налога, подлежащая взысканию с Харитонова В.Г., составляет 29453 руб. 00 коп. и пени по транспортному налогу в сумме 37 руб. 55 коп.

По земельному налогу.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.

Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного пользования) или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 1 и 3 ст. 396 НК РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 НК РФ).

При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст. 397 НК РФ).

Решением Мокроусовской сельской Думы от 27.03.2019 №16 «Об установлении земельного налога на территории Мокроусовского сельсовета» с 01.01.2019 на территории Мокроусовского сельсовета установлены налоговые ставки в размере 0,3% и 1,5% кадастровой стоимости земельных участков.

Статья 5 НК РФ предусматривает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (п.п.2-3 ст. 5 НК РФ).

Суд учитывает, что решением Мокроусовской сельской Думы от 27.03.2019 №16 «Об установлении земельного налога на территории Мокроусовского сельсовета» ставки земельного налога, установленные решением Мокроусовской сельской Думы от 24.11.2010 №47 «Об установлении земельного налога» (с изменениями) не повышены, положения налогоплательщиков не ухудшены.

На основании изложенного суд полагает, что действие решения Мокроусовской сельской Думы от 27.03.2019 №16 «Об установлении земельного налога на территории Мокроусовского сельсовета» может распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года, т.е. решению придана обратная сила, что не противоречит статье 5 НК РФ и не нарушает права граждан при уплате земельного налога с 1 января 2019 года.

На территории Лапушинского сельсовета Мокроусовского района налоговые ставки по земельному налогу установлены решением Лапушинской сельской Думы от 21.11.2014 № 26 «Об установлении земельного налога» (с изменениями) в размере 0,3% и 1,5% кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2015.

Из материалов дела следует, что Харитонов В.Г. в 2019 году являлся собственником 36 земельных участков в Мокроусовском районе Курганской области, перечисленных в налоговом уведомлении:

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 492609,92 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 1478 руб.;

- <адрес>, ( с кадастровой стоимостью 139800,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 419 руб.;

- д. Пивишное, <адрес>, () с кадастровой стоимостью 126600,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 380 руб.;

- <адрес>, ( с кадастровой стоимостью 677900,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 2034 руб.;

- д. Большое Песьяное, <адрес>, () с кадастровой стоимостью 107500,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 322 руб.;

- <адрес>) с кадастровой стоимостью 149800,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 449 руб.;

- <адрес>, ( с кадастровой стоимостью 138800,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 416 руб.;

- <адрес>) с кадастровой стоимостью 119100,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 357 руб.;

- <адрес> () с кадастровой стоимостью 120000,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 360 руб.;

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 117800,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 353 руб.;

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 865200,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 2596 руб.;

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 119600,00 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 359 руб.;

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 5478500,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 16436 руб.;

- <адрес> () с кадастровой стоимостью 106700,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 320 руб.;

- <адрес> ( с кадастровой стоимостью 2135375,88 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 32031 руб.;

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 2725000,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 4976 руб.;

<адрес>, ( с кадастровой стоимостью 5555100,00 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 11309 руб.;

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 244900,00 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 735 руб.;

- <адрес>, ( с кадастровой стоимостью 3845702,46 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 57686 руб.;

- д. Пивишное, <адрес>, () с кадастровой стоимостью 402500,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 1208 руб.;

- д.Пивишное, <адрес>, ( с кадастровой стоимостью 408600,00 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 1226 руб.;

- <адрес>, <адрес> () с кадастровой стоимостью 182300,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 547 руб.;

- <адрес>, ( с кадастровой стоимостью 182300,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 547 руб.;

<адрес>, () с кадастровой стоимостью 64700,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 194 руб.;

- <адрес>, ( с кадастровой стоимостью 214900,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 645 руб.;

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 87600,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 263 руб.;

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 9728500,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 4765 руб.;

- <адрес> () с кадастровой стоимостью 546800,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 1640 руб.;

- <адрес>, (), с кадастровой стоимостью 364500,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 1323 руб.;

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 193700,00 руб., с рассчитанной налоговым органом суммой налога 581 руб.;

- <адрес>, (), с кадастровой стоимостью 391000,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 5865 руб.;

- <адрес> ( с кадастровой стоимостью 3188500,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 9566 руб.;

- <адрес> () с кадастровой стоимостью 3157400,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 9472 руб.;

- <адрес>, (), с кадастровой стоимостью 186480,14 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 559 руб.;

- <адрес>, () с кадастровой стоимостью 6351500,00 руб. с рассчитанной налоговым органом суммой налога 14657 руб.;

- <адрес><адрес> ().

Согласно налоговому уведомлению от 03.08.2020г. Харитонову В.Г. начислен земельный налог (ОКТМО 37624416) за 2019г. в сумме 88455,00 руб., (ОКТМО 37624428) за 2019 г. в сумме 104435,00 руб. В установленный срок налог Харитоновым В.Г. уплачен не был.

В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога за 2019г. Харитонову В.Г. направлено требование от 11.12.2020 об уплате недоимки по земельному налогу за 2019г. в размере земельного налога (ОКТМО 37624416) за 2019г. в сумме 88455,руб. и пени 112,78 руб., земельного налога (ОКТМО 37624428) за 2019 г. в сумме 104435,00 руб. и пени в размере 245,93 руб., в соответствии со ст. 75 НК РФ, в срок до 03.02.2021.

Представленный административным истцом расчет земельного налога (ОКТМО 37624428) за 2019г. в сумме 97619 руб. 00 коп. суд признает верным, доказательства его необоснованности в деле отсутствуют.

Поскольку административным ответчиком своевременно в установленные сроки обязанность по уплате земельного налога не исполнена, с ответчика подлежат взысканию пени по земельному налогу ОКТМО 37624428 за 2019г. в сумме 124 руб. 46 коп. за период с 02.12.2020 по 10.12.2020 на сумму недоимки 97619 руб. 00 коп. и в данной части заявленные требования подлежат удовлетворению (97619,00 х 9 дней х 4,25/300).

В судебном заседании представитель ответчика заявил возражения по поводу расчета налога за земельный участок (ОКТМО 37624416) с кадастровым номером за 7 месяцев 2019 года из ставки налога 1,5%.

В соответствии со сведениями, представленными филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области», Харитонову В.Г. принадлежит земельный участок с кадастровым номером по адресу: Курганская область с.Мокроусово с видом разрешенного использования объекта недвижимости: для сельскохозяйственного производства.

Согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если участок признан неиспользуемым по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, налогообложение должно осуществляться по налоговой ставке, установленной в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном правонарушении, до начала налогового периода, в котором правонарушение устранено (разъяснение ФНС РФ от 28.12.2018 № БС-4-21/25914).

Налоговым органом налог за земельный участок с кадастровым номером ОКТМО 37624416 рассчитан, за 5 месяцев владения в 2019 году по ставке 0,3% и за 7 месяцев владения в 2019 году по ставке 1,5%. в соответствии с решением Мокроусовской сельской Думы от 27.03.2019 №16 «Об установлении земельного налога на территории Мокроусовского сельсовета».

К расчету налога налоговым органом применен п.17 ст. 396 НК РФ и окончательная сумма налога составила 1323 руб. Основанием для расчета земельного налога исходя из различных ставок земельного налога явилось нецелевое использование земельного участка в период со 02.10.2018 по 22.07.2019,что подтверждается письменными материалами дела.

По информации Управления Россельхознадзора по Челябинской и Курганской областям, имеющейся в материалах дела, в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером в 2018 году было выдано предписание №0336 об устранении нарушения земельного законодательства. В июле 2019 года проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что нарушения земельного законодательства на указанном земельном участке устранены, информация направлена в налоговые органы (т.2 л.д.152).

На основании изложенного суд полагает обоснованным начисление налога за земельный участок с кадастровым номером ОКТМО 37624416 за 5 месяцев владения в 2019 году по ставке 0,3% и за 7 месяцев владения в 2019 году по ставке 1,5%.

Представленный административным истцом расчет земельного налога ОКТМО 37624416 за 2019г. в сумме 88455 руб. 00 коп. суд признает верным, доказательства его необоснованности в деле отсутствуют.

Поскольку административным ответчиком своевременно в установленные сроки обязанность по уплате земельного налога не исполнена, с ответчика подлежат взысканию пени по земельному налогу ОКТМО 37624416 за 2019г. в сумме 112 руб. 78 коп. за период с 02.12.2020 по 10.12.2020 на сумму недоимки 88455,00 руб. и в данной части заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявленные административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к Харитонову Виктору Георгиевичу о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Харитонова Виктора Георгиевича, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области:

- недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 37592 руб. 00 коп. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 47 руб. 93 коп. за период со 02.12.2020г. по 10.12.2020г.,

- недоимку по транспортному налогу за 2019 год в сумме 29453 руб. 00 коп. и пени в сумме 37 руб. 55 коп. за период со 02.12.2020г. по 10.12.2020г.,

- недоимку по земельному налогу (ОКТМО 37624416) за 2019 год в сумме 88455 руб. 00 коп. и пени за период со 02.12.2020г. по 10.12.2020г в сумме 112 руб. 78 коп.,

- недоимку по земельному налогу (ОКТМО 37624428) за 2019 год в сумме 97619 руб. 00 коп. и пени за период со 02.12.2020г. по 10.12.2020г в сумме 124 руб. 46 коп., а всего взыскать 253 441 (Двести пятьдесят три тысячи четыреста сорок один) руб. 72 коп.

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

Взыскать с Харитонова Виктора Георгиевича в доход бюджета муниципального образования Мокроусовский район Курганской области государственную пошлину в сумме 5734 руб. 41 коп.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд Курганской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Иванова О.А.

Мотивированное решение изготовлено 28.02.2022.