ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1300/2023 от 14.08.2023 Железнодорожного районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело (УИД)

производство

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2023 года г. Орел

Железнодорожный районный суд г.Орла в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жирковой Т.Ю.,

при участии помощника прокурора Железнодорожного района г. Орла Блинниковой М.В., представившей служебное удостоверение серии от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Железнодорожного района г. Орла, в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что Прокуратурой Железнодорожного района г. Орла проведен мониторинг Интернет-ресурсов с целью выявления сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию о продаже ответов на Единый государственный экзамен. При проведении данного мониторинга установлено, что пользователи сети «Интернет» имеют неограниченный доступ к Интернет-сайту, на котором размещены предложения о приобретении ответов на Единый государственный экзамен. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ мониторинга установлено, что физические и юридические лица имеют свободный доступ к информации, размещенной на сайте: http://ege-online24.ru, на котором размещены указанные предложения о возмездном приобретении ответов на Единый государственный экзамен 2023. Вход на сайт является свободным, предварительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой пользователь сети «Интернет», информация на сайте распространяется бесплатно. На странице указаны адрес электронной почты, на который необходимо направить сообщение для оформления заказа, а также имеется информация о порядке оплаты заказа и его доставке. На сайте сведения о владельце доменного имени http://ege-online24.ru и IP- адресах, с которых осуществлялось системное администрирование данного ресурса отсутствуют. С помощью указанного сайта дистанционным способом осуществляется реализация ответов к контрольно-измерительным материалам; на данном сайте представлены цены на них, варианты оплаты и доставки. Распространение указанной информации противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, информационный материал нарушает запреты, установленные федеральным законодательством. Вышеуказанный Интернет-ресурс предоставляет возможность приобретения ответов контрольно-измерительным материалам в обход установленных правил. Действующим законодательством предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с нарушением установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации. Таким образом, размещенная в сети «Интернет» в свободном доступе информация о продаже ответов на Единый государственный экзамен, за совершение которой законодателем предусмотрена ответственность, является исходя из указанных правовых положений запрещенной информацией.

В связи с изложенным, административный истец просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте: http://ege-online24.ru, благодаря которому пользователи получают доступ к сайту, на котором размещены предложения о продаже ответов на Единый государственный экзамен, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; после вступления решения суда в законную силу, направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, для включения сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта: http://ege-online24.ru в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла Блинникова М.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила признать информацию, размещенную в информационно - коммуникационной сети «Интернет» на сайте http://ege-online24.ru информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В связи с изложенным, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доводы административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяют свое действие на производство по административным делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которого на территории Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации-действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Как указано в п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу п. 1, п. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

При этом, пунктом 6 статьи 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч.ч. 1-2, 4 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

В силу ч. 13 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах.

Согласно ч. 4 ст. 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации

Единый государственный экзамен является одной из форм государственной итоговой аттестации, результаты которой принимаются как результаты вступительных испытаний в высшие учебные заведения, в связи с чем распространение ответов на Единый государственный экзамен ведет к искажению объективности оценки качества подготовки обучающихся.

Приказом Минпросвещения России (189), Рособрнадзора (1513) от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего (основного) общего образования».

Пунктом 52 Порядка установлено, что экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ включают в себя КИМ, бланки регистрации, бланки ответов на задания КИМ (дополнительные бланки ответов на задания КИМ) (далее - бланки ЕГЭ). Экзаменационные материалы для проведения ГВЭ включают в себя тексты, темы, задания, билеты, а также бланки регистрации и бланки ответов на задания (дополнительные бланки ответов на задания) (далее - бланки ГВЭ).

В настоящем административном иске прокурор, заявляя требование о признании информации запрещенной, ставит вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на его распространение.

Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Орла в ходе мониторинга Интернет-ресурсов с целью выявления сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию о продаже ответов на Единый государственный экзамен произведен осмотр интернет-сайта http://ege-online24.ru.

В ходе проведения указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ в помещении прокуратуры Железнодорожного района г. Орла по адресу: г. Орел, ул. Пушкина д.44, при помощи ноутбука «Asus» и поисковой системы Google Chrome, обследован сайт http://ege-online24.ru, на котором содержалась информация об оказании гражданам услуг по возмездному приобретению ответов на Единый государственный экзамен 2023. Вход на указанный сайт является свободным, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой пользователь сети «Интернет», информация на сайте распространяется бесплатно.

По результатам проверки помощником прокурора Железнодорожного района г. Орла Блинниковой М.В. составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, указанная информация зафиксирована с помощью опции Print Screen в виде файлов PNG и копирования в документ Word текстового содержания сайта.

Суд принимает в качестве доказательств скриншоты страницы указанного первоисточника, они заверен прокурором Железнодорожного района г. Орла, содержит название и адрес сайта, тем самым доказывает, что информация взята именно из этого официального источника.

Как указано на сайте единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», на момент проверки указатель http://ege-online24.ru в этом реестре отсутствует.

Согласно данным сервиса Whois сервис – проверка свободного домена на занятость, информация о домене сайта и его IP, доменное имя http://ege-online24.ru зарегистрировано. Предоставить информацию о владельце данного доменного имени, IP-адресов, с которых осуществлялось системное администрирование данного ресурса, не представляется возможным.

Из анализа представленных в материалы дела доказательств, а именно, скриншотов, на которых изображены данные по размещению в поисковой системе «Яндекс» информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» информация интернет–сайта http://ege-online24.ru, следует, что на указанной странице сайта содержится информация о рекламе приобретения ответов на Единый государственный экзамен.

Тем самым, на интернет-ресурсе http://ege-online24.ru неустановленными лицами фактически организовано предоставление услуг по возмездному приобретению ответов на Единый государственный экзамен 2023 за материальное вознаграждение, тогда как законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации, связанной с нарушением установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами прокурора Железнодорожного района г. Орла о том, что обеспечение доступа к информации, представляющей собой пропаганду или агитацию к совершению противоправных деяний, нарушает права и законные интересы граждан, а также подрывает основы конституционного строя Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с нарушением установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации.

Таким образом, размещенная в сети «Интернет» в свободном доступе информация о продаже ответов на Единый государственный экзамен, за совершение которой законодателем предусмотрена ответственность, является исходя из указанных правовых положений запрещенной информацией.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».

В реестр в силу пункта 2 части 2 указанной нормы, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п. 3 указанной статьи Закона, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктами 2, 3 указанных Правил создание, формирование и ведение единого реестра, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии п. 2 ч. 5 ст. 15.1 указанного выше закона и подпунктом «б» пункта 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих запрещенную информацию, являются вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

В соответствии со статьей 15.1 ФЗ-149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр) (часть 1); в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2); создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3)

Целью обращения прокурора Железнодорожного района г. Орла в суд с вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной возможна путем рассмотрения административного иска, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

Признание тех или иных информационных материалов направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан в возможности получения услуг по приобретению ответов на Единый государственный экзамен, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие и уже в силу этого названные информационные материалы представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц.

По делам о признании информации, пропагандирующей возможность получения ответов нв Единый государственный экзамен и получение за оказываемые услуги денежного вознаграждения, среди широкого круга лиц, и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на странице интернет-сайта http://ege-online24.ru фактически организована продажа ответов на Единый государственный экзамен за материальное вознаграждение, что фактически является информационным пособничеством к совершению наказуемых действий, создающих опасность для основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан, вопреки государственной политике Российской Федерации в интересах детей по их защите от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетних, распространение ответов на Единый государственный экзамен ведет к искажению объективности оценки качества подготовки обучающихся суд приходит к выводу, что информация, размещенная на странице интернет – сайта http://ege-online24.ru, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и, как следствие, подлежит включению в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ, в связи с чем, заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта http://ege-online24.ru информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта http://ege-online24.ru, в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: 109074, г. Москва, Китайгородской проезд, д.7, строение 2; Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 66 для исполнения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.В. Перепелица