РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижнеудинск 01 ноября 2017 г.
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Папиной Е.П.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой С.И.,
с участием заместителя Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1301/2017 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Солонецкого муниципального образования, Российской Федерации к Администрации Солонецкого муниципального образования - администрации сельского поселения о возложении обязанности организовать и провести мониторинг реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц, в интересах Солонецкого муниципального образования, в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Администрации Солонецкого муниципального образования - администрации сельского поселения о возложении обязанности организовать и провести мониторинг реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения
В обоснование административных исковых требований указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой по результатам анализа состояния законности при исполнении органами местного самоуправления Нижнеудинского района схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры были установлены нарушения. Решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 – 2020 годы и с перспективой до 2032 года». В соответствии с п.7 Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6 мониторинг Программы включает следующие этапы: 1.Периодический сбор информации о результатах проводимых преобразований в коммунальном хозяйстве, а также информации о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры; 2. Вверификация данных; 3.Анализ данных о результатах проводимых преобразований систем коммунальной инфраструктуры. Мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа информации. Сбор исходной информации производится по показателям, характеризующим выполнение программы, а также состоянию систем коммунальной инфраструктуры. Разработка и последующая корректировка Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры базируется на необходимости достижения целевых уровней муниципальных стандартов качества предоставления коммунальных услуг при соблюдении ограничений по платежной способности потребителей, то есть при обеспечении не только технической, но и экономической доступности коммунальных услуг. Вместе с тем проведенный анализ действующей Программы показал, что в нарушение требований п.4.1 статьи 6 ГрК РФ, Пунктов 2 и 8 Требований к программе комплексного развития систем коммунальной структуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502, не осуществляется мониторинг и следующая за ним ежегодная корректировка программы, предусмотренные условиями ее реализации, что свидетельствует об отсутствии предусмотренного условиями реализации программы контроля за выполнением программных мероприятий по срокам, содержанию, финансовым затратам и ресурсам. Кроме того, действующая программа КРОКИ предусматривает ее финансирование в течение всего периода действия программы. Вместе с тем расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопроса местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (части 1, 2 статьи 86 БК РФ) и подлежат отражению в реестре расходных обязательств (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, при принятии вышеуказанной программы у муниципального образования возникли расходные обязательства, которые в соответствии с вышеуказанными требованиями бюджетного законодательства должны были быть обеспечены соответствующим финансированием. Проведенный анализ состояния законности показал, что финансирование программы в соответствии с условиями ее реализации в предусмотренных объёмах не обеспечивается, что привело к не исполнению мероприятий в период 2016- 2017 года (2016 год - текущий ремонт водонапорной башни с. Солонцы - 5000 рублей, 2017 год - текущий ремонт водонапорной башни д. Кушун - 10000 рублей). По вышеуказанным фактам 30.08.2017 за №7-22-2017 главе Солонецкого муниципального образования ФИО1 было внесено представление об устранении нарушений законодательств о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, градостроительного законодательства. В соответствии с информацией администрации Солонецкого муниципального образования от 26.09.2017 №263 о результатах рассмотрения вышеуказанного представления прокурора, мероприятия, запланированные на 2016-2017год в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, неисполненные в связи с дефицитом средств в местном бюджете, будут включены в реализацию программы на 2018-2019 год. Проект о внесении изменений в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016-2020 годы и с перспективой до 2032 года в ближайшее время будет рассмотрен на Думе Солонецкого муниципального образования. Данная программа с внесенными изменениями будет направлена в прокуратуру. Таким образом, нарушения в указанной части не устранены. На основании ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Солонецкого муниципального образования администрация обеспечивает исполнительно- распорядительные функции, в том числе, по решению вопросов местного значения. Не исполнение принятых в поселении нормативно-правовых актов в части условий реализации и контроля за исполнением действующих программ, направленных на развитие муниципального образования, влечет нарушение прав неопределённого круга лиц, препятствует осуществлению народом своей власти в том числе непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения. Нарушение интересов муниципального образования и Российской Федерации заключается в несоблюдении установленных федеральным законодательством требований. Несоблюдение этих требований ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст.130, 132 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством о местном самоуправлении, бюджетным и иным законодательством. В связи с чем Нижнеудинский межрайонный прокурор обращается с настоящим заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила суд обязать администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения по вступлению решения суда в законную силу организовать и провести мониторинг реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения и корректировку программы в соответствии с требованиями пункта 7 Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6. Обязать администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок не позднее 31.12.2017 обеспечить финансирование принятых на себя бюджетных обязательств в соответствии с условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6. Обязать администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок не позднее 01.08.2018 организовать и провести текущий ремонт водонапорной башни с. Солонцы в соответствии с условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6. Обязать администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок не позднее 01.10.2018 организовать и провести текущий ремонт водонапорной башни д. Кушун в соответствии с условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6.
Представитель административного ответчика администрации Солонецкого муниципального образования – администрации сельского поселения по доверенности ФИО2 направила заявление, в котором административные исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора признала в полном объеме, последствия признания административного иска понятны, просила принять признание иска, а также рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав заместителя Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., считавшую возможным принять признание административного иска, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить административный иск по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Судом установлено, что решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года».
В соответствии с п.7 Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Солонецкого МО от 03.03.2016 №6 мониторинг Программы включает следующие этапы: 1.Периодический сбор информации о результатах проводимых преобразований в коммунальном хозяйстве, а также информации о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры; 2. Вверификация данных; 3. Анализ данных о результатах проводимых преобразований систем коммунальной инфраструктуры.
Мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа информации. Сбор исходной информации производится по показателям, характеризующим выполнение программы, а также состоянию систем коммунальной инфраструктуры. Разработка и последующая корректировка Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры базируется на необходимости достижения целевых уровней муниципальных стандартов качества предоставления коммунальных услуг при соблюдении ограничений по платежной способности потребителей, то есть при обеспечении не только технической, но и экономической доступности коммунальных услуг.
Вместе с тем проведенный анализ действующей Программы показал, что в нарушение требований п.4.1 статьи 6 ГрК РФ, Пунктов 2 и 8 Требований к программе комплексного развития систем коммунальной структуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502, не осуществляется мониторинг и следующая за ним ежегодная корректировка программы, предусмотренные условиями ее реализации, что свидетельствует об отсутствии предусмотренного условиями реализации программы контроля за выполнением программных мероприятий по срокам, содержанию, финансовым затратам и ресурсам.
Кроме того, действующая программа предусматривает ее финансирование в течение всего периода действия программы. Вместе с тем расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (части 1, 2 статьи 86 БК РФ) и подлежат отражению в реестре расходных обязательств (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ).
При принятии вышеуказанной программы у муниципального образования возникли расходные обязательства, которые в соответствии с вышеуказанными требованиями бюджетного законодательства должны были быть обеспечены соответствующим финансированием. Проведенный анализ состояния законности показал, что финансирование программы в соответствии с условиями ее реализации в предусмотренных объёмах не обеспечивается, что привело к не исполнению мероприятий в период 2016-2017 года (2016 год - текущий ремонт водонапорной башни с. Солонцы - 5000 рублей, 2017 год - текущий ремонт водонапорной башни д. Кушун - 10000 рублей).
30.08.2017 за №7-22-2017 главе Солонецкого муниципального образования ФИО1 было внесено представление об устранении нарушений законодательств о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, градостроительного законодательства.
Согласно информации администрации Солонецкого муниципального образования от 26.09.2017 №263 о результатах рассмотрения вышеуказанного представления прокурора, мероприятия, запланированные на 2016-2017год в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, неисполненные в связи с дефицитом средств в местном бюджете, будут включены в реализацию программы на 2018-2019 год. Проект о внесении изменений в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016-2020 годы и с перспективой до 2032 года в ближайшее время будет рассмотрен на Думе Солонецкого муниципального образования. Данная программа с внесенными изменениями будет направлена в прокуратуру.
На основании ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Солонецкого муниципального образования администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции, в том числе по решению вопросов местного значения.
Не исполнение принятых в поселении нормативно-правовых актов в части условий реализации и контроля за исполнением действующих программ, направленных на развитие муниципального образования, влечет нарушение прав неопределённого круга лиц, препятствует осуществлению народом своей власти в том числе непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения. Нарушение интересов муниципального образования и Российской Федерации заключается в несоблюдении установленных федеральным законодательством требований. Несоблюдение этих требований ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст.130, 132 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством о местном самоуправлении, бюджетным и иным законодательством.
В силу ч.3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд принимает признание иска административным ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает прав других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление - удовлетворить.
Обязать администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения по вступлению решения суда в законную силу организовать и провести мониторинг реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения и корректировку программы в соответствии с требованиями пункта 7 Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6.
Обязать администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок не позднее 31.12.2017 обеспечить финансирование принятых на себя бюджетных обязательств в соответствии с условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6.
Обязать администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок не позднее 01.08.2018 организовать и провести текущий ремонт водонапорной башни с. Солонцы в соответствии с условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6.
Обязать администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок не позднее 01.10.2018 организовать и провести текущий ремонт водонапорной башни д. Кушун в соответствии с условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Солонецкого муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Солонецкого муниципального образования от 03.03.2016 №6.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Папина
Решение в окончательной форме принято 07.11.2017г.