ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1301/18 от 19.11.2018 Славянского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2а-1301/2018

г.Славянск-на-Кубани. 19 ноября 2018г.

Славянский городской суд Краснодарского края в составе судьи Мурашева Н.И.,

с участием административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2,

при секретаре Дей В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федаральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, территориальный отдел № 13, в лице начальника ФИО2, о признании незаконными действий и обязании предоставить приложение № 2 к постановлению губернатора Краснодарского края № 12 от 16.01.2012г.,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, из содержания которого следует, что он является собственником нежилого помещения по адресу: (...). Имущественный налог за 2017 год на указанное помещение по сравнению с 2016 годом был увеличен в 96 раз или на 9538%. Помещение, приобретенное в 2006 году за 150 тысяч рублей и непригодное для получения прибыли, неизвестным образом оценено в 1миллион 21 тысячу пятьсот сорок восемь рублей. Для проверки правильности подсчета он обратился с запросом в ТО № 13 филиала по Краснодарскому краю ФГ БУ "Федеральная кадастровая палата ФСГРКиК". Начальник ТО №13 ФИО2 сообщил, что расчет производился федеральной кадастровой палатой по удельным показателям, содержащимся в приложении № 2 к постановлению губернатора Краснодарского края от 16.01.2012 № 12. Однако эго приложение № 2 нигде не опубликовано и отсутствует в базах данных правовых ресурсов. В самом ли деле производились подсчеты или стоимость была назначена произвольным образом, или были применены какие-то не те коэффициенты - неизвестно. Но результат расчета не соответствует стоимости имущества, влечет за собой завышенные налоговые платежи и причиняет ему имущественный вред, а документ, позволяющий проверить правильность расчета, отсутствует. Он обратился с просьбой предоставить ему это приложение № 2 к постановлению № 12. Ему было выслано сообщение не по существу заявления о том, что постановление № 12 опубликовано в интернете приложение 5, письмо от 19.10.2018, приложено к заявлению от 26.10.2018г. Причем на указанном ресурсе интернета отсутствуют как приложение №2 к постановлению № 12, так и само постановление № 12. Просит суд признать незаконными действия начальника территориального отдела №13 филиала по Краснодарскому краю ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФСГРКиК" ФИО2 и обязать его предоставить ему приложение № 2 к постановлению губернатора Краснодарского края от 16.01.2012 № 12, использованное кадастровой палатой при определении кадастровой стоимости.

В судебном заседании ФИО1 настаивал на удовлетворении иска. Пояснил, что он ссылается в своем административном иске на конкретный пункт, конкретного закона, в котором говорится, что в целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости заявитель вправе обратиться с запросом о предоставлении сведений, использованных при определении кадастровой стоимости. Согласно ответа на его обращение, имеющегося в материалах дела, на который он ссылается, там ясно сказано, что расчет оценки производился административным ответчиком, а именно кадастровой палатой. Кроме того, он обращался в архитектуру и кадастровую палату и в обеих организациях ему сообщили, что переоценка 2018 года производилась бюджетным учреждением при архитектуре. Расчет производился организацией административного ответчика и расчет производился на основании тех нормативов, которые находятся в приложении № 2. На сайте этого приложения нет, достать его он не имеет возможности. До этого года считался налог не по кадастровой стоимости, а по другой сумме, а сейчас ему пришел налог на 5000 рублей, а получить с этого помещения ничего не возможно, так как выходит оно внутрь двора. Куплено это помещение было за 150 000 рублей, а кадастровая стоимость должна совпадать с рыночной стоимостью.

Начальник филиала федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю территориального отдела №13 ФИО2 административные исковые требования не признал по изложенным в возражении основаниям. Пояснил, что в отзыве он четко указал на перечень документов, которые в соответствии со ст.62 ФЗ № 218 Федеральная кадастровая палата обязана выдавать, там приложения губернатора никакого нет, причем документы предоставляются исключительно за плату. Кроме того, согласно приказу (...), который наделяет Федеральное кадастровое учреждение федеральной кадастровой палаты отдельными полномочиями, Федеральная кадастровая палата не является ни заказчиком, ни исполнителем работ по определению кадастровой стоимости недвижимого имущества. В данном случае человек должен был обратиться за этим приложением (...) либо к заказчику работ, либо к исполнителю. Федеральная кадастровая палата не является такими органами.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и с главой 22 Кодекса административно судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения (...), расположенного по адресу: (...).

27.09.2018 года ФИО1 обратился с запросом в Территориальный отдел № 13 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю о предоставлении ему приложения № 2 к постановлению губернатора Краснодарского края от 16.01.2012 года № 12.

В установленный законом срок, обращение ФИО1 было рассмотрено и он 25.10.2018 года получил ответ, из содержания которого следует, что постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.02.2012 года № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края» была утверждена кадастровая стоимость зданий с кадастровыми номерами: (...) в размере 1 170 227,91 руб.; (...) в размере 1 831 747,86 руб. Указано так же, что филиал учреждения не наделен полномочиями пересмотреть кадастровую стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суде в порядке, установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.

Ответчик осуществляет работы по ведению государственного кадастрового учета, с 01.01.2017г. это осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. N 218-ФЗ ред. от 03.07.2016г. "О государственной регистрации недвижимости".

Возложение обязанности по совершению каких-либо действий возможно в случае, если органом, осуществляющим публичные полномочия, нарушены права и обязанности лиц, либо в случае, если орган уклоняется от исполнения возложенной на него законом обязанности.

Со стороны филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю требованиями действующего законодательства нарушены не были.

Частью 5 статьи 62 указанного выше Закона о регистрации определен порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов) и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН приказ Минэкономразвития России от 23.12.2015 г. № 968.

Согласно части 1 статьи 62 Закона о регистрации сведения, внесенные в ЕГРН, предоставляются по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к ЕГРН или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Сведения из ЕГРН предоставляются в виде: выписки из ЕГРН об объекте недвижимости; выписки из ЕГРН о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости; выписки из ЕГРН о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве; выписки о содержании правоустанавливающих документов; выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; выписки о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; выписки о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории; выписки о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населенного пункта; кадастрового плана территории; уведомления об отсутствии сведений о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости; уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений; решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Также, в виде копий документов, помещенных в реестровое дело: копии заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав; копии межевого плана, технического плана, акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка, здания, сооружения, помещения; документа, подтверждающего изменение назначения здания или помещения; документа, содержащего сведения об адресе объекта недвижимости; документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке; иного документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости, иного документа, помещенного в реестровое дело; договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме, иного правоустанавливающего документа, документа, на основании которого сведения о зоне, территории или границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Приказами Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 и от 25.12.2015 г. № 975 утверждены формы выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в форме электронных документов. Формы запросов, направляемых в форме электронных документов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН размещены на портале государственных услуг Росреестра: http://rosreeslr.ru.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в ЕГРН. На основании одного запроса о предоставлении сведений предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН. В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, если запрос представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если запрос представляется его представителем. Обращаем внимание суда, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются за плату (часть 2 статьи 63 Закона регистрации). Размер такой платы, порядок ее взимания утверждены приказами Минэкономразвития России от 10.05.2016 г. № 291 и от 23.12.2015 № 967 соответственно. Запрос, предоставленный с нарушениями Порядка предоставления сведений, утвержденного Приказом, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию установленным требованиям, в соответствии с пунктом 52 Порядка предоставления сведений, считается неполученным и не рассматривается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Таким образом, отсутствуют основания для выводов о том, что законом закреплена обязанность административного ответчика по предоставлению гражданину приложений к постановлению губернатора Краснодарского края.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 18 октября 2016 года № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не является заказчиком работ по определению стоимости объектов недвижимости ине является органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и не наделено полномочиями по пересмотру кадастровой стоимости объектов недвижимости. Этот орган осуществляет государственную регистрацию сведений об объектах недвижимости, том числе изменений в эти сведения, на основании предоставляемых ему другими лицами соответствующих документов.

Административный ответчик в данном случае не является представителем губернатора. ФИО2 пояснил, что запрашиваемого Приложения в его распоряжении нет. В имеющейся в распоряжении суда программе Консультант плюс указано, что Приложение № 2 к названному выше постановлению губернатора не прилагается, поэтому суд также лишен возможности выдать истцу копию этого Приложения.

В судебном заседании ФИО1 был разъяснен порядок оспаривания решения об изменении кадастровой стоимости недвижимого имущества в порядке КАС РФ через Краснодарский краевой суд по первой инстанции, который и затребует в случае необходимости нужные документы.

Кроме того, решение суда об обязании ФИО2 выдать истцу копию Приложения № 2 будет неисполнимым, поскольку в его распоряжении названного документа нет.

При таких обстоятельствах административные исковые требования не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федаральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, территориальный отдел № 13, в лице начальника ФИО2, о признании незаконными действий и обязании предоставить приложение № 2 к постановлению губернатора Краснодарского края № 12 от 16.01.2012г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 20 ноября 2018 года.

Копия верна: Судья Н.И.Мурашев

СОГЛАСОВАНО

Судья Н.И. Мурашев