РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
4 октября 2022 г. г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при секретаре судебного заседания Землянко И.О., с участием прокурора Костиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1302/2022 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солонецкого муниципального образования-администрации сельского поселения о возложении обязанности по устранению нарушений бюджетного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
в обоснование заявленных исковых требований прокурор сослался на следующие обстоятельства. Нижнеудинской межрайонной прокуратурой по результатам анализа состояния законности и контроля за исполнением вынесенных Нижнеудинским городским судом решений по административным исковым заявлениям прокурора установлено, что решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена на администрацию Солонецкого муниципального образования возложена обязанность в срок не позднее 12 месяцев со дня вынесения решения в отношении трех водонапорных башен, находящимся в <адрес обезличен> по адресам: <адрес обезличен><адрес обезличен> А; <адрес обезличен>, <адрес обезличен> А; <адрес обезличен>А, получить лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена на администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения возложены обязанности в отношении двух водонапорных башен в <адрес обезличен> по адресам д. <адрес обезличен><адрес обезличен>А; <адрес обезличен>, <адрес обезличен>А, разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений в срок не позднее дата обезличена. Указанные решения суда вступили в законную силу. Реализация на своей территории вопросов местного значения поселения, в том числе, при обеспечении их исполнения судебным решением, является собственными расходами муниципального образования. При этом, каждое муниципальное образование в силу требований Бюджетного кодекса РФ вправе использовать не только собственные средства, но и привлеченные в установленном законом порядке федеральные и/или областные бюджетные средства в своих интересах. Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Статьей 65 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (части 1, 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ) и подлежат отражению в реестре расходных обязательств (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ). Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, что означает самостоятельное осуществление бюджетного процесса, наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (ст. 31 Бюджетного кодекса РФ). Полномочия распорядителя бюджетных средств определены в ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, к числу которых, в том числе, относятся полномочия по осуществлению планирования расходов, распределение бюджетных ассигнований и исполнение бюджета. В нарушение вышеуказанных требований бюджетного законодательства, в расходной части местного бюджета ассигнования на финансирование мероприятий по обеспечению исправными резервными источниками электроснабжения водозаборные сооружения водонапорные башни, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные по вышеуказанным адресам не отражены, что свидетельствует об отсутствии факта их принятия и в дальнейшем исполнения, ставит под сомнение возможность исполнения решения суда и, как следствие, реализацию полномочий администрации поселения в силу требований ст.14 Федерального закона от дата обезличена №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По вышеуказанным фактам дата обезличена главе администрации Солонецкого муниципального образования было внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений бюджетного законодательства с требованием принятия и исполнения расходных обязательств по финансированию мероприятий по разработке ЗСО и получению лицензий на пользование недрами; обеспечению сбалансированности местного бюджета для выполнения вступивших в законную силу приведенных в настоящем представлении решений суда. Из информации администрации Солонецкого муниципального образования от дата обезличена следует, что в виду отсутствия бюджетных ассигнований в 2022 году и проведении отборов проб, исполнить решения суда по иным водоисточникам, за исключением водоисточников в <адрес обезличен> по адресам: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>А, <адрес обезличен>А и <адрес обезличен>, <адрес обезличен>А в части зон санитарной охраны не представляется возможным. На основании ст. 34 Федерального закона от дата обезличена № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Солонецкого муниципального образования администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции, в том числе, по решению вопросов местного значения. К полномочиям администрации поселения относится также разработка нормативно-правовых актов. Не исполнение требований федерального законодательства в указанной части влечет нарушение интересов неопределённого круга лиц на решение вопросов местного значения и ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст. ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством о местном самоуправлении, бюджетным и иным законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд обязать администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок до дата обезличена в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации принять расходные обязательства и обеспечить финансирование мероприятий по получению лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в <адрес обезличен> по адресам: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>А; <адрес обезличен>, <адрес обезличен>А, <адрес обезличен>А.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
В судебное заседание административный ответчик администрация Солонецкого муниципального образования в лице представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором указали, что административные исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора признают в полном объеме, последствия признания административного иска им известны.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить административный иск по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из искового заявления и пояснений прокурора в суде следует, что решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена на администрацию Солонецкого муниципального образования возложена обязанность в срок не позднее 12 месяцев со дня вынесения решения в отношении трех водонапорных башен, находящимся в <адрес обезличен> по адресам: <адрес обезличен><адрес обезличен>А; д. Чалоты, <адрес обезличен>А; <адрес обезличен>А, получить лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена на администрацию Солонецкого муниципального образования -администрацию сельского поселения возложены обязанности в отношении двух водонапорных башен в <адрес обезличен> по адресам <адрес обезличен>, <адрес обезличен>А; <адрес обезличен>, <адрес обезличен>А, разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений в срок не позднее дата обезличена.
В нарушение вышеуказанных требований бюджетного законодательства, в расходной части местного бюджета ассигнования на финансирование мероприятий по обеспечению исправными резервными источниками электроснабжения водозаборные сооружения водонапорные башни, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные по вышеуказанным адресам не отражены, что свидетельствует об отсутствии факта их принятия и в дальнейшем исполнения, ставит под сомнение возможность исполнения решения суда и, как следствие, реализацию полномочий администрации поселения в силу требований ст. 14 Федерального закона от дата обезличена №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По вышеуказанным фактам дата обезличена главе администрации Солонецкого муниципального образования было внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений бюджетного законодательства с требованием принятия и исполнения расходных обязательств по финансированию мероприятий по разработке ЗСО и получению лицензий на пользование недрами; обеспечению сбалансированности местного бюджета для выполнения вступивших в законную силу приведенных в настоящем представлении решений суда.
Из информации администрации Солонецкого муниципального образования от дата обезличена следует, что в виду отсутствия бюджетных ассигнований в 2022 году и проведении отборов проб, исполнить решения суда по иным водоисточникам, за исключением водоисточников в <адрес обезличен> по адресам: <адрес обезличен><адрес обезличен>А, <адрес обезличен>А и <адрес обезличен>А в части зон санитарной охраны не представляется возможным.
В силу части 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ст. 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно статье 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Таким образом, разрешая спор, суд принимает признание административным ответчиком административного иска в полном объеме, выраженное в письменном заявлении, поскольку признание административного иска не противоречит закону, не нарушает права других лиц, совершено добровольно и подтверждается имеющимися в материалах административного дела доказательствами.
В соответствии с характером соответствующих требований суд полагает разумным срок исполнения решения суда до дата обезличена.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костинского муниципального образования-администрации сельского поселения о возложении обязанности по устранению нарушений бюджетного законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию Солонецкого муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок до дата обезличена в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации принять расходные обязательства и обеспечить финансирование мероприятий по получению лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в <адрес обезличен> по адресам: <адрес обезличен><адрес обезличен>А; <адрес обезличен>, <адрес обезличен>А, <адрес обезличен>А.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Рычкова
Решение в окончательной форме принято дата обезличена.