ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1303/17 от 02.11.2017 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск 02 ноября 2017 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Папиной Е.П.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой С.И.,

с участием заместителя Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1303/2017 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Усть- Рубахинского муниципального образования, Российской Федерации к Администрации Усть-Рубахинского муниципального образования - администрации сельского поселения о возложении обязанности организовать и провести мониторинг реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц, в интересах Усть-Рубахинского муниципального образования, в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Администрации Усть-Рубахинского муниципального образования - администрации сельского поселения о возложении обязанности организовать и провести мониторинг реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения.

В обоснование административных исковых требований указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой по результатам анализа состояния законности при исполнении органами местного самоуправления Нижнеудинского района схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры было установлено следующее. В нарушение требований ст.ст.6, 23 и 29 Федерального закона №190- ФЗ от 27.07.2012 «О теплоснабжении» мероприятия по реализации схемы теплоснабжения поселения, несмотря на условия действующего Генерального плана, предусматривающего перспективы развития системы теплоснабжения, не проводились в период 2016-2017 г.г., а именно: ликвидация участков тепловых сетей, используемых для сопровождения и поддержания в работоспособном состоянии сетей централизованного холодного водоснабжения не проведена в связи с отсутствием бюджетных средств, а в получении субсидии в 2017 году из областного бюджета в целях реализации первоочередных мероприятий по модернизации объектов теплоснабжения и (или) подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, поселению было отказано. Решением Думы от 24.10.2016 №160 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть-Рубахинского муниципального образования на 2016-2020 годы и с перспективой до 2032 года в новой редакции. Мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа информации. Сбор исходной информации производится по показателям, характеризующим выполнение программы, а также состоянию систем коммунальной инфраструктуры. Разработка и последующая корректировка Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры базируется на необходимости достижения целевых уровней муниципальных стандартов качества предоставления коммунальных услуг при соблюдении ограничений по платежной способности потребителей, то есть при обеспечении не только технической, но и экономической доступности коммунальных услуг. Проведенный анализ действующей программы показал, что в нарушение требований п.4.1 статьи 6 ГрК РФ, пунктов 2 и 8 Требований к программе комплексного развития систем коммунальной структуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502, ежегодное уточнение объёмов финансирования из бюджета муниципального образования не осуществлялось, не осуществляется мониторинг и следующая за ним ежегодная корректировка программы, предусмотренные условиями ее реализации. Кроме того, действующая программа КРОКИ предусматривает ее финансирование в течение всего периода действия программы. Вместе с тем расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (части 1, 2 статьи 86 БК РФ) и подлежат отражению в реестре расходных обязательств (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ). При принятии вышеуказанной программы у муниципального образования возникли расходные обязательства, которые в соответствии с вышеуказанными требованиями бюджетного законодательства должны были быть обеспечены соответствующим финансированием. Проведенный анализ состояния законности показал, что финансирование программы в соответствии с условиями ее реализации в предусмотренных объёмах, не обеспечивается, что привело к ее частичному неисполнению в период 2016-2017 г.г. (мероприятия по разделу «Система обращения с отходами производства и потребления», ликвидация участков тепловых сетей, используемых для сопровождения и поддержания в работоспособном состоянии сетей централизованного холодного водоснабжения). По вышеуказанным фактам 30.08.2017 за №7-22-2017 главе Усть-Рубахинского муниципального образования ФИО1 было внесено представление об устранении нарушений законодательств о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, градостроительного законодательства. В соответствии с информацией администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от 26.09.2017 №548 о результатах рассмотрения вышеуказанного представления прокурора, решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 04.08.2017 №232 в программу были внесены изменения, программа дополнена планом мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону 2018-2019 годов, в случае поступления субсидии в 2018 году денежные средства будут заложены в местный бюджет. В соответствии с решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 04.08.2017 №232 в программу внесены изменения плана мероприятий на 2018-2019 г.г. с указанием объёмов финансирования и перечня. Администрацией поселения выявленные прокурором нарушения не устранены на стадии рассмотрения представления и предъявлении настоящего административного искового заявления. На основании ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Усть-Рубахинского муниципального образования администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции, в том числе по решению вопросов местного значения. Не исполнение принятых в поселении нормативно-правовых актов в части условий реализации и контроля за исполнением действующих программ, разработки и утверждения схем, направленных на развитие муниципального образования, влечет нарушение прав неопределённого круга лиц, препятствует осуществлению народом своей власти, в том числе непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения. Нарушение интересов муниципального образования и Российской Федерации заключается в несоблюдении установленных федеральным законодательством требований. Несоблюдение этих требований ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст.130, 132 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством о местном самоуправлении, бюджетным и иным законодательством. Просит суд обязать администрацию Усть-Рубахинского муниципального образования-администрацию сельского поселения по вступлению решения суда в законную силу организовать и провести мониторинг реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения и корректировку программы в соответствии с требованиями пункта 8 Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть-Рубахинского муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 24.10.2016 №190. Обязать администрацию Усть-Рубахинского муниципального образования-администрацию сельского поселения в срок не позднее 31.12.2017 обеспечить финансирование принятых на себя бюджетных обязательств в соответствии с условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть-Рубахинского муниципального образования на 2016-2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 24.10.2016 №190. Обязать администрацию Усть-Рубахинского муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок не позднее 15.08.2018 организовать и провести ликвидацию участков тепловых сетей, используемых для сопровождения и поддержания в работоспособном состоянии сетей централизованного холодного водоснабжения в соответствии с условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть-Рубахинского муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Усть- Рубахинского муниципального образования от 24.10.2016 №190 и схемой теплоснабжения Усть-Рубахинского сельского поселения.

В судебном заседании заместитель Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Полагала разумным сроком для совершения действий по организации и ликвидации участков тепловых сетей, используемых для сопровождения и поддержания в работоспособном состоянии сетей централизованного холодного водоснабжения в соответствии условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть-Рубахинского муниципального образования на 2016-2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 24.10.2016 №190 и схемой теплоснабжения Усть-Рубахинского сельского поседения, срок до 01 октября 2018 года.

Представитель административного ответчика администрации Усть- Рубахинского муниципального образования – администрации сельского поселения по доверенности ФИО2 направила заявление, в котором административные исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора признала в полном объеме, последствия признания административного иска понятны, просила принять признание иска, установить разумный срок для совершения действий по организации и ликвидации участков тепловых сетей, используемых для сопровождения и поддержания в работоспособном состоянии сетей централизованного холодного водоснабжения в соответствии условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть-Рубахинского муниципального образования на 2016-2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 24.10.2016 №190 и схемой теплоснабжения Усть-Рубахинского сельского поседения, до 01 октября 2018 года, а также рассмотреть дело в её отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав заместителя Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., считавшую возможным принять признание административного иска, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить административный иск по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Судом установлено, что решением Думы от 24.10.2016 №160 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть- Рубахинского муниципального образования на 2016-2020 годы и с перспективой до 2032 года в новой редакции.

В нарушение требований ст.ст.6, 23 и 29 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2012 «О теплоснабжении» мероприятия по реализации схемы теплоснабжения поселения несмотря на условия действующего Генерального плана, предусматривающего перспективы развития системы теплоснабжения, не проводились в период 2016-2017 г.г.

Проведенный анализ действующей программы показал, что в нарушение требований п.4.1 статьи 6 ГрК РФ, пунктов 2 и 8 Требований к программе комплексного развития систем коммунальной структуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502, ежегодное уточнение объёмов финансирования из бюджета муниципального образования не осуществлялось, не осуществляется мониторинг и следующая за ним ежегодная корректировка программы, предусмотренные условиями ее реализации.

Действующая программа предусматривает ее финансирование в течение всего периода действия программы. Вместе с тем расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (части 1, 2 статьи 86 БК РФ) и подлежат отражению в реестре расходных обязательств (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ). При принятии вышеуказанной программы у муниципального образования возникли расходные обязательства, которые в соответствии с вышеуказанными требованиями бюджетного законодательства должны были быть обеспечены соответствующим финансированием.

Проведенный анализ состояния законности показал, что финансирование программы в соответствии с условиями ее реализации в предусмотренных объёмах, не обеспечивается, что привело к ее частичному неисполнению в период 2016-2017 г.г. (мероприятия по разделу «Система обращения с отходами производства и потребления», ликвидация участков тепловых сетей, используемых для сопровождения и поддержания в работоспособном состоянии сетей централизованного холодного водоснабжения).

30.08.2017 за №7-22-2017 главе Усть-Рубахинского муниципального образования ФИО1 было внесено представление об устранении нарушений законодательств о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, градостроительного законодательства.

В соответствии с информацией администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от 26.09.2017 №548 о результатах рассмотрения вышеуказанного представления прокурора, решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 04.08.2017 №232 в программу были внесены изменения, программа дополнена планом мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону 2018-2019 годов, в случае поступления субсидии в 2018 году денежные средства будут заложены в бюджет.

В соответствии с решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 04.08.2017 №232 в программу внесены изменения плана мероприятий на 2018-2019 г.г. с указанием объёмов финансирования и перечня. Данная программа с внесенными изменениями будет направлена в прокуратуру. Таким образом, администрацией поселения выявленные прокурором нарушения не устранены на стадии рассмотрения представления и предъявлении настоящего административного искового заявления.

На основании ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Усть-Рубахинского муниципального образования администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции, в том числе по решению вопросов местного значения.

Неисполнение принятых в поселении нормативно-правовых актов в части условий реализации и контроля за исполнением действующих программ, разработки и утверждения схем, направленных на развитие муниципального образования, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, препятствует осуществлению народом своей власти, в том числе непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Нарушение интересов муниципального образования и Российской Федерации заключается в несоблюдении установленных федеральным законодательством требований. Несоблюдение этих требований ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством о местном самоуправлении, бюджетным и иным законодательством.

В силу ч.3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд принимает признание иска административным ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает прав других лиц.

Суд находит разумным сроком для выполнения административных исковых требований в части совершения действий по организации и ликвидации участков тепловых сетей, используемых для сопровождения и поддержания в работоспособном состоянии сетей централизованного холодного водоснабжения в соответствии условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть-Рубахинского муниципального образования на 2016-2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 24.10.2016 №190 и схемой теплоснабжения Усть-Рубахинского сельского поседения, срок до 01 октября 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Обязать администрацию Усть-Рубахинского муниципального образования - администрацию сельского поселения по вступлению решения суда в законную силу организовать и провести мониторинг реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения и корректировку программы в соответствии с требованиями пункта 8 Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть-Рубахинского муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 24.10.2016 №190.

Обязать администрацию Усть-Рубахинского муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок не позднее 31.12.2017 обеспечить финансирование принятых на себя бюджетных обязательств в соответствии с условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть-Рубахинского муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Усть- Рубахинского муниципального образования от 24.10.2016 №190.

Обязать администрацию Усть-Рубахинского муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок не позднее 01.10.2018 организовать и провести ликвидацию участков тепловых сетей, используемых для сопровождения и поддержания в работоспособном состоянии сетей централизованного холодного водоснабжения в соответствии с условиями реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Усть- Рубахинского муниципального образования на 2016 - 2020 годы и с перспективой до 2032 года, утвержденной решением Думы Усть-Рубахинского муниципального образования от 24.10.2016 №190 и схемой теплоснабжения Усть-Рубахинского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Папина

Решение в окончательной форме принято 07.11.2017г.