ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1303/2018 от 09.02.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-1303/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2018 года Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., рассмотрев в упрощенном порядке в г. Чите административное дело по иску Министерства финансов Забайкальского края к УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя следующим. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13.06.2012 по делу №2-2165-12 Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязаны в срок до 31 декабря 2015 года обеспечить вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, не имеющих закреплённого жилого помещения, у которых наступило право на обеспечение жильём, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Решения суда о внеочередном предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма, вынесенные до 01.01.2013, подлежат исполнению в соответствии с Законом Забайкальского края от 15.11.2013 № 880-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по финансовому обеспечению исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счёт предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013г. № 528 утверждён Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по финансовому обеспечению исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому уполномоченным органом и главным распорядителем средств краевого бюджета является Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края (в настоящий момент Министерство социальной защиты Забайкальского края). Уполномоченный орган перечисляет средства субвенции в местные бюджеты на счета, открытые для кассового обслуживания соответствующих бюджетов. В 2013 году: за счет средств краевого бюджета выделено 265 806,0 тыс. руб., в т.ч. в рамках мероприятий краевой долгосрочной целевой программы выделено 264 309,5тыс. руб., на исполнение вступивших в законную силу судебных решений 1 496,5тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета - 187 539,8тыс. руб., в т.ч. 2 154,8тыс. руб. и 185 385,0тыс. руб. на обеспечение жилыми помещениями специализированного фонда. В 2014 году: за счет средств краевого бюджета выделено 217 123тыс. руб., в т.ч. на строительство жилья 187 113,2тыс. руб., на приобретение готового жилья - 936,0тыс. руб., на исполнение вступивших в законную силу судебных решений 29 074,20тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета - 102 946,9тыс. руб. на обеспечение жилыми помещениями специализированного фонда. В 2015 году: за счет средств краевого бюджета на указанные цели выделено 101 665,9тыс.руб; за счет средств федерального бюджета - 296 774,4тыс. руб. на обеспечение жилыми помещениями специализированного фонда. Несмотря на все предпринятые в период 2012-2015гг. усилия, исполнить в полном объёме апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13.06.2012 года по делу № 2-2165-12, в срок до 31 декабря 2015 года, не представлялось возможным. Определением Центрального районного суда от 30.11.2015г. Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № 2-2165-12 на срок до 31.12.2017 года. В 2016 году: за счет средств краевого бюджета выделено 47 521,24тыс. руб., в т.ч. на обеспечение жилыми помещениями специализированного фонда 23 682,44тыс. руб., на исполнение вступивших в законную силу судебных решений - 23 838,80тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета - 87 829,52тыс. руб. на обеспечение жилыми помещениями специализированного фонда. В 2017 году: за счет средств краевого бюджета на указанные цели выделено 82 861,40тыс.руб; за счет средств федерального бюджета- 232 833,10тыс. руб. Указанные выше бюджетные правоотношения распространяются только на органы государственной власти и органы местного самоуправления Забайкальского края. Субвенция не является адресной либо персонифицированной. Министерство финансов Забайкальского края вправе выделять ГРБС денежные средства в размере, предусмотренном последним в законе о бюджете Забайкальского края на определённый финансовый год на соответствующие цели. Финансирование из бюджета края не может осуществляться произвольно (сверх объёмов бюджетных ассигнований, а также с нарушением сроков), формирование бюджета осуществляется с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Забайкальского края «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» от 07.04.2009 г. №155-ЗЗК. Распределение средств краевого бюджета в пределах полномочий ГРБС, в 2013 - 2014гг. осуществлялось Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, в 2015-2017гг. - Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Выделение денежных средств напрямую гражданам, либо в муниципальный бюджет или ГРБС с указанием конкретных граждан, законодательством не предусмотрено. Министерство финансов Забайкальского края вправе перечислить главному распорядителю бюджетных средств денежные средства в размере, предусмотренном законом о бюджете Забайкальского края на определённый финансовый год на соответствующие цели. Финансирование из бюджета края не может осуществляться произвольно (сверх объёмов бюджетных ассигнований, а также с нарушением сроков), формирование бюджета осуществляется с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Забайкальского края «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» от 07.04.2009 г. № 155-ЗЗК. Учитывая тот факт, что исполнение бюджета Забайкальского края осуществляется в условиях предельного бюджетного дефицита, высокой долговой нагрузки и, как следствие, недостаточности средств для исполнения первоочередных социальных обязательств, исполнить в полном объёме апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13.06.2012 года по делу № 2-2165-12, в срок до 31 декабря 2017 года, не представлялось возможным. По информации Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края за 2016-2017гг. детям-сиротам предоставлено 107 благоустроенных жилых помещения специализированного жилого фонда и 26 жилых помещений по договору социального найма. Низкое количество обеспеченных жильем граждан указанной категории обусловлено рядом как субъективных, так и объективных причин: около 50% детей-сирот отказываются от предлагаемого им жилья (не устраивает местоположение, степень благоустройства и пр.). Все отказы зафиксированы уполномоченным органом в письменном виде; при приобретении готового жилья не состоялся 51 аукцион (нет предложений продавцов, либо предлагаемое жилье не соответствует предъявленной технической документации; рынок жилья края не позволяет обеспечить всю потребность; при объявлении аукционов на строительство, отсутствуют предложения застройщиков в связи с низкой стоимостью 1 кв. м. составляющей 34 002,0руб. установленной приказом Минстроя РФ от 22.12.2016г. № 1003/пр и требованиям установленным по площади жилья (не менее 25 кв.м.). Из 3 аукционов, объявленных на строительство 90 квартирного дома не состоялся ни один. Учитывая изложенное, в ноябре 2017 года Правительство Забайкальского края обратилось в Центральный районный суд г. Читы о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-2165/2012. Определением Центрального районного суда г. Читы от 17.11.2017г. заявление оставлено без удовлетворения. В настоящий момент заявителем подана частная жалоба в Забайкальский краевой суд. Исполнение в установленный для добровольного исполнения срок было невозможным вследствие объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрена возможность выделения финансовых средств, на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жильём, в размере, превышающем, объёмы бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом края, а также в сроки, отличающиеся от сроков установленных порядком расходования субвенций. Неисполнение Министерством финансов Забайкальского края в добровольном порядке требований исполнительного документа в данном случае вызвано недостаточностью предусмотренных краевым законом в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели субвенций, что свидетельствует об объективной невозможности Министерства финансов Забайкальского края исполнить исполнительный документ в установленный срок в добровольном порядке и, как следствие, об отсутствии вины в его неисполнении, и даёт основание для обращения в суд с просьбой об освобождении от уплаты исполнительского сбора. На основании изложенного, просят суд освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей установленного постановлением судебного пристава - исполнителя от 17.01.2018 года по исполнительному производству от 01.08.2012г. №1137/15/75031-ИП.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, их явка в судебное заседание судом не признавалась обязательной, в связи с чем, административное дело рассматривается в упрощенном порядке, в соответствии с п. 7 ст. 150 и главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.

Согласно ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Часть 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

Материалами дела подтверждается, что на основании исполнительного листа № 2-2165/2012 от 12.07.2012, выданного Центральным районным судом г.Читы в отношении должника Министерства финансов Забайкальского края 01.08.2012 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 1137/15/75031-ИП. Предметом исполнения является – обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в срок до 31 декабря 2015 года обеспечить вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, не имеющих закрепленного жилого помещения, у которых наступило право на обеспечение жильем, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

17 января 2018 года судебный пристав-исполнитель МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю вынес постановление о взыскании с Министерства территориального развития Забайкальского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением должником в установленный срок исполнительного документа.

Как следует из искового заявления, в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014г. № 93 (Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений и пр. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края, организует исполнение бюджета края.

Министерство финансов Забайкальского края вправе перечислить главному распорядителю бюджетных средств денежные средства в размере, предусмотренном законом о бюджете Забайкальского края на определённый финансовый год на соответствующие цели.

Финансирование из бюджета края не может осуществляться произвольно (сверх объёмов бюджетных ассигнований, а также с нарушением сроков), формирование бюджета осуществляется с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Забайкальского края «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» от 07.04.2009 г. № 155-ЗЗК.

Исполнение в установленный для добровольного исполнения срок было невозможным вследствие объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрена возможность выделения финансовых средств, на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жильём, в размере, превышающем, объёмы бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом края, а также в сроки, отличающиеся от сроков установленных порядком расходования субвенций.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Вышеуказанные обстоятельства, на которые ссылается истец, как на основания, позволяющие освободить его от взыскания исполнительского сбора, по мнению суда, относятся к числу обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Подтверждающих доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного листа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют об объективной невозможности должника исполнить исполнительные документы в установленный срок в добровольном порядке и, как следствие, об отсутствии вины в его неисполнении, и дают основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180,294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск Министерства финансов Забайкальского края к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора по постановлению Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 28.11.2017 по исполнительному производству № 37221/17/75031-ИП.

Решение, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течении 15-ти дней, со дня получения сторонами копии настоящего решения.

Судья И.Н. Филиппова