ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1305/2022 от 28.04.2022 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 апреля 2022 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Зининой А.Ю.

при секретаре Пудиковой В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1305/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области к учредителю средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «Машиностроитель» - АО «Тяжмаш» о приостановлении деятельности средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «Машиностроитель»,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области обратилось в суд с иском, в котором просит приостановить деятельность средства массовой информации - газеты «Машиностроитель» (запись о регистрации № *** от <дата>) до устранения нарушений, послуживших основанием для обращения в суд (до приведения в соответствие с требованиями статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

В обоснование своих требований административным истцом указано, что в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 27, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области (далее - Управление) уполномочено осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания, регистрировать средства массовой информации и осуществлять иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В рамках реализации указанных полномочий, на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) Поволжским Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия зарегистрировано периодическое печатное издание - газета «Машиностроитель» (запись о регистрации от <дата>№ *** Учредителем данного средства массовой информации является АО «ТЯЖМАШ», № ***, адрес согласно выписке из ЕГРЮЛ: 446010, Самарская область, г. Сызрань, <адрес>. Статус данного средства массовой информации является действующим. Средство массовой информации - газета «Машиностроитель» распространяется на территории г. Сызрань Самарской области. В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о СМИ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием (в том числе с участием иностранного гражданина, лица без гражданства, гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство другого государства) в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации и (или) являться редакцией средства массовой информации. Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона о СМИ, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ ***. Указанный перечень содержит следующие документы: 1. Заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии учредительных документов юридических лиц. 2. Выписка из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью. Документ, содержащий в соответствии с законодательством страны регистрации учредителей (участников) юридического лица сведения об уставном (складочном) капитале юридического лица или о долях в уставном (складочном) капитале. 3. Выписка из торгового реестра страны регистрации или иной эквивалентный документ в соответствии с законодательством страны регистрации учредителя (участника) юридического лица. 4. Заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц). 5. Копия документа, свидетельствующего о подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве (предоставляется по собственной инициативе заявителя). 6. Документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле в соответствии со статьей 19.1 Закона о СМИ (при наличии). Однако на момент подачи административного искового заявления, документов, подтверждающих соответствие требованиям статьи 19.1 Закона о СМИ от учредителя средства массовой информации газеты «Машиностроитель» в Управление не поступало. В рамках установленной компетенции Управлением из писем держателя реестра акционеров АО «Регистраторское общество «СТАТУС» (исх. № № *** от <дата>, исх. № № *** от <дата>), а также писем АО «ТЯЖМАШ» от <дата>№ *** и от <дата>№ *** установлено наличие в реестре акционеров АО «ТЯЖМАШ» иностранного гражданина. Таким образом, АО «ТЯЖМАШ» является российским юридическим лицом с иностранным участием, что является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 19.1 Закона о СМИ. В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона о СМИ деятельность средства массовой информации может быть также приостановлена в связи с нарушением правил, установленных ст. 19.1 Закона о СМИ, по решению суда в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области по доверенности Кораблева Е.А. требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, а также в возражениях на отзыв административного ответчика, согласно которого в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от <дата>№ *** «О средствах массовой информации» (далее - Закон О СМИ); учредителем средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Средство массовой информации периодическое печатное издание газета «Машиностроитель» зарегистрировано Поволжским Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, регистрационный номер серии № *** от <дата>. Учредителем газеты «Машиностроитель» на основании ст. 7 Закона О СМИ является организация - юридическое лицо Открытое акционерное общество «Тяжмаш». Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическое лицо переименовано и имеет наименование Акционерное общество «Тяжмаш» (сокращенное наименование АО «Тяжмаш»), № ***. С <дата> вступил в силу Федеральный закон от 14.10.2014 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», внёсший изменения в ст. 19.1 Закона О СМИ, предусматривающую ограничение иностранного участия в деятельности средств массовой информации, а также устанавливающий срок направления приведённых в соответствие с требованиями статьи 19.1 Закона о СМИ в новой редакции учредительных документов учредителей средств массовой информации или редакций средств массовой информации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации. Так, ч. 1 ст. 19.1 Закона РФ от <дата>№ *** «О средствах массовой информации» установлено, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием (в том числе с участием иностранного гражданина, лица без гражданства, гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство другого государства) в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации и (или) являться редакцией средства массовой информации. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более чем 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном (складочном) капитале юридического лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание. Не допускается установление лицами, указанными в части первой настоящей статьи, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения. В целях реализации полномочий по контролю за исполнением учредителями средств массовой информации требований ст. 19.1. Закона О СМИ Управлением Роскомнадзора по Самарской области были направлены запросы держателю реестра акционеров акционерного общества: АО «Регистраторское общество «Статус» о предоставлении сведений о держателях акций (исх. № *** от <дата>, исх. № *** от <дата>). В соответствии с ответами АО «Регистраторское общество «Статус» (Сызранский филиал Акционерного общества «Регистраторское общество «Статус») исх. № № *** от <дата>, исх. № № *** от <дата> в реестре акционеров АО «Тяжмаш» количество счетов зарегистрированных лиц нерезидентов (физических лиц) составляет один. Доля в уставном капитале АО «Тяжмаш» зарегистрированного физического лица нерезидента составляет 1,3701 %. Таким образом АО «Тяжмаш» является российское юридическое лицо с иностранным участием и на основании ч. 1 ст. 19 Закона О СМИ не вправе выступать учредителем средства массовой информации. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.10.2014 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» учредительные документы учредителей средств массовой информации или редакций средств массовой информации, а также организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, подлежат приведению в соответствие со статьей 19.1 Закона РФ от <дата>№ *** «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона) до <дата>. Сведения о соблюдении требований ст. 19.1 Закона РФ от <дата>№ *** «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не позднее <дата>. Каких бы то ни было исключений для средств массовой и информации, зарегистрированных ранее <дата>, освобождающих от исполнения требований Федерального закона от <дата> № ЗО5-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 19.1 Закона о СМИ нормативными актами не предусмотрено. Таким образом, учредительные документы учредителя средства массовой информации газеты «Машиностроитель» - АО «Тяжмаш», вне зависимости от даты регистрации СМИ, подлежали приведению в соответствие со статьей 19.1 Закона О СМИ в срок до <дата>, сведения о соблюдении требований ст. 19.1. Закона О СМИ подлежали передаче в Управление Роскомнадзора по Самарской области не позднее <дата>. В соответствии со ст. 16 Закона О СМИ, деятельность средства массовой информации может быть приостановлена в связи с нарушением правил, установленных статьей 19.1 Закона О СМИ, по решению суда в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа. На момент подачи искового административного заявления, документов, подтверждающих соответствие требованиям статьи 19.1 Закона о СМИ от учредителя средства массовой информации - газеты «Машиностроитель» в Управление Роскомнадзора по Самарской области не поступало. Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.01.2019 № 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в связи с жалобой гражданина * * * ч. 1 ст. 19.1 настоящего Закона признана «не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 62 (часть 2), в той мере, в какой использованное в ней понятие «участник средства массовой информации», не конкретизированное действующим законодательством, создает неопределенность в установлении круга адресатов предусмотренного ею запрета». Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2019 N 4-П не может быть применено при рассмотрении вопросов, касающихся понятия «учредитель средства массовой информации» и ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.1 Закона О СМИ для учредителя средства массовой информации. Кроме того, в соответствии с п. 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17.01.2019 N 4-П Федеральным законом от 01.07.2021 № 263-ФЗ "О внесении изменений в статью 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (вступил в силу 01.07.2021) в ст. 19.1 Закона О СМИ внесены соответствующие изменения. Часть 2 ст. 19.1 Закона О СМИ допускает иностранное участие в уставном (складочном) капитале юридического лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, предполагает самостоятельные ограничения и не может быть рассмотрена в совокупности с ч. 1 ст. 19.1 Закона О СМИ. Таким образом, ч. 1 ст. 19.1 Закона О СМИ установлен прямой запрет на право выступать учредителем СМИ, являться редакцией СМИ российским юридическим лицам с иностранным участием, в том числе с участием иностранного гражданина, независимо от количества акций, принадлежащих такому гражданину, а также его способности прямо или косвенно управлять таким учредителем, такой редакцией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.

Административный ответчик учредитель средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «Машиностроитель» - АО «Тяжмаш» в лице представителя по доверенности Мязитовой Г.Р. в судебном заседании против административного иска возражала, просила в иске отказать в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в отзыве и в дополнении к отзыву, согласно которых: согласно ч.1.ст. 19.1. Закон о СМИ «Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации и (или) являться редакцией средства массовой информации. Согласно ст. 7 закона о СМИ "...Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть орган местного самоуправления. Не может выступать учредителем: гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.» Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 23.06.2005 ПИ №ФС7-3220 учредителем газеты «Машиностроитель» является АО «ТЯЖМАШ» - российское юридическое лицо, а не «гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации». В свою очередь, учредителем АО «ТЯЖМАШ» согласно свидетельства № *** от <дата> является трудовой коллектив АО «ТЯЖМАШ». Кроме того, в соответствии с вышеуказанным свидетельством тематика и специализация газеты «Машиностроитель» является освещение работы трудового коллектива, культурной и общественной жизни АО «ТЯЖМАШ». Таким образом, требования ст. 19.1. закона о СМИ не распространяются на АО «ТЯЖМАШ» как на момент перерегистрации газеты «Машиностроитель» в 2005 году, так и после вступления в силу ФЗ от 14.10.2014 № 305-ФЗ «О внесении изменений в закон о СМИ, и АО «ТЯЖМАШ» не относиться к лицам, которые обязаны предоставлять документы свидетельствующие о соблюдении требований ст. 19.1 закона о СМИ. Конституционный Суд признал ч. 1,3,4 ст.19.1 закона о СМИ не соответствующими Конституции Российской Федерации, а именно: часть 1 статьи 19.1 - в той мере, в какой использованное в ней понятие «участник средства массовой информации», не конкретизированное действующим законодательством, создает неопределенность в установлении круга адресатов предусмотренного ею запрета; часть вторая и четвертая статьи 19.1 - в той мере, в какой они не позволяют установить: круг субъектов корпоративных правоотношений (участников хозяйственного общества - учредителя средства массовой информации, организации, осуществляющей вещание, или же участников иного лица, имеющего доли (акции) в уставном капитале общества - учредителя средства массовой информации, организации, осуществляющей вещание), на которых распространяется предусмотренное ею правовое регулирование, а также наличие юридической возможности у гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство иного государства и владеющего более 20 процентами долей (акций) в уставном капитале хозяйственного общества, являющегося учредителем средства массовой информации или организацией, осуществляющей вещание (либо иного лица, имеющего доли (акции) в уставном капитале общества - учредителя средства массовой информации, организации, осуществляющей вещание), реализовывать корпоративные права в пределах, не превышающих 20 процентов такого участия. Из системного толкования и во взаимосвязи положений ст. 7, ч. 1, 3 ст. 19.1 закона РФ «О средствах массовой информации» с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 14 октября 2014 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» требования Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» и Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 января 2019 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в связи с жалобой гражданина * * * следует вывод, что ограничения установлены не в отношении всех российских юридических лиц с иностранным участием, а в отношении российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранного государства или международной организации с пороговым критерием – 20 % иностранного участия. До настоящего времени неоднозначность, неясность, неопределенность и противоречивость законодательного установления тех субъектов, на которых распространяются ограничения ст. 19.1 законодателем не устранены. Аналогичная позиция изложена в кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от <дата>№ ***. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от <дата> N 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и кассационному определению Шестого Кассационного суда общей юрисдикции от 18.06.2020г. № *** следует, что ограничения установлены не в отношении всех российских юридических лиц с иностранным участием, а в отношении российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранного государства или международной организации с пороговым критерием - 20% иностранного участия. Согласно справки АО «Регистраторское общество «СТАТУС» в реестре акционеров АО «ТЯЖМАШ» по состоянию на 12.11,2020г.: отсутствуют зарегистрированные юридические лица нерезиденты РФ; зарегистрировано 1 физическое лицо нерезидент РФ (Чжао Чжань-ЮЕ) доля которого в уставном капитале АО «ТЯЖМАШ» составляет 1,3701 %. За период с 2007 года по 2021 год данное лицо не принимало участие в общих собраниях акционеров АО «ТЯЖМАШ» и в органы управления АО «ТЯЖМАШ» не избирался, какая-либо связь, а также информация о данном физическом лице отсутствует, что подтверждается выписками из протокола годового общего собрания акционеров АО «ТЯЖМАШ» от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>. Т.е., указанное физическое лицо не имеет возможности прямо или косвенно управлять АО «ТЯЖМАШ», а также определять решения, принимаемые органами управления АО «ТЯЖМАШ». На основании изложенного, вышеуказанное физическое лицо не является учредителем ни АО «ТЯЖМАШ», ни газеты «Машиностроитель». Таким образом, ни АО «ТЯЖМАШ», и соответственно газета «Машиностроитель» не находятся под контролем иностранного государства или международной организации. Согласно ст. 31 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции. В соответствии с п. 2 ст. 49 вышеуказанного закона и п.11.5 Устава АО «ТЯЖМАШ» решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в общем собрании акционеров. Согласно ст. 48 закона «Об акционерных обществах» и р. 11 Устава Общества координация деятельности, газеты не входит в компетенцию общего собрания акционеров. Согласно ст. 65 закона и р. 12 устава АО «ТЯЖМАШ» к компетенции совета директоров также не относиться координация, контроль деятельности СМИ «Машиностроитель», кроме того, согласно представленных выписок из протокола годового общего собрания акционеров АО «ТЯЖМАШ» от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> в составе совета директоров АО «ТЯЖМАШ» никогда не входило иностранное лицо. Согласно п. 1.2 Устава газеты «Машиностроитель»: «учредителем и издателем СМИ «Машиностроитель» является АО «ТЯЖМАШ» в лице Генерального директора», т.е. только исполнительный орган АО «ТЯЖМАШ» в лице генерального директора вправе контролировать, определять тематику, специализацию, периодичность и объем СМИ. В составе акционеров иностранное лицо числиться с 1996 года, что подтверждается анкетой владельца акций. Вышеуказанное подтверждает то, что иностранное лицо не приобретает возможность прямо или косвенно владеть, управлять учредителем, редакцией, организацией, их контролировать, а также даже фактически определять принимаемые ими решения.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав позицию сторон, изучив возражения ответчика, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, не находит оснований для удовлетворения иска в связи с нижеследующим.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 27, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области уполномочено осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания, регистрировать средства массовой информации и осуществлять иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В силу ст. 7 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.

Не может выступать учредителем:

- гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;

- объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

- гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Согласно ч. 1 статьи 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием (в том числе с участием иностранного гражданина, лица без гражданства, гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство другого государства) в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе выступать учредителем средства массовой информации и (или) являться редакцией средства массовой информации.

Согласно ч. 2 статьи 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или в отдельности не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более чем 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном (складочном) капитале юридического лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.

Согласно ч. 3 статьи 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается установление лицами, указанными в части первой настоящей статьи, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.

Судом установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (далее Управление) <дата> зарегистрировано периодическое печатное издание - газета «Машиностроитель», было выдано свидетельство ПИ № ФС7-3220. Учредителем газеты «Машиностроитель» является АО «ТЯЖМАШ».

Средство массовой информации газета «Машиностроитель» является действующим.

Согласно данного свидетельства ПИ № ФС7-3220 примерная тематика и (или) специализация – освещение работы трудового коллектива, культурной и общественной жизни, реклама (40 %).

Осуществляя в пределах своих полномочий функции по контролю и надзору за деятельностью средств массовой информации Управлением проведено плановое систематическое наблюдение в отношении СМИ - газеты «Машиностроитель», в результате которого выявлено несоответствие административного ответчика требованиям ст. 19.1 Закона о СМИ.

Так, Управлением было установлено наличие в реестре акционеров АО «ТЯЖМАШ» иностранного гражданин, в связи с чем, АО «ТЯЖМАШ» является российским юридическим лицом с иностранным участием, что является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 19.1 Закона о СМИ.

Согласно п. 1 ст. 96 ГК РФ акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Установлено, что в реестре акционеров АО «ТЯЖМАШ» по состоянию на <дата>: отсутствуют зарегистрированные юридические лица нерезиденты РФ; зарегистрировано 1 физическое лицо нерезидент РФ (Чжао Чжань-ЮЕ) доля которого в уставном капитале АО «ТЯЖМАШ» составляет 1,3701 %., что также подтверждается справкой АО «Регистраторское общество «СТАТУС».

Таким образом, АО «ТЯЖМАШ» является российским юридическим лицом с долей иностранного участия 1,3701 % уставного капитала.

За период с 2007 года по 2021 год данное лицо не принимало участие в общих собраниях акционеров АО «ТЯЖМАШ» и в органы управления АО «ТЯЖМАШ» не избирался, что подтверждается выписками из протоколов годового общего собрания акционеров АО «ТЯЖМАШ» от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>.

Также, согласно свидетельства № *** серия: АС-94 от <дата> учредителем АО «ТЯЖМАШ» является трудовой коллектив АО «ТЯЖМАШ».

Согласно ст. 16 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке административного судопроизводства по иску регистрирующего органа (ч.1).

Деятельность средства массовой информации может быть также приостановлена судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в связи с нарушением запретов и ограничений, установленных статьями 7, 19, 19.1 настоящего Закона (ч.5).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.01.2019 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в связи с жалобой гражданина * * * части первая, вторая и четвертая статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 62 (часть 2), в той мере, в какой использованное в ней понятие «участник средства массовой информации», не конкретизированное действующим законодательством, создает неопределенность в установлении круга адресатов предусмотренного ею запрета; в той мере, в какой они в силу неопределенности своего содержания не позволяют установить: круг субъектов корпоративных правоотношений (участников хозяйственного общества - учредителя средства массовой информации, организации, осуществляющей вещание, или же участников иного лица, имеющего доли (акции) в уставном капитале общества - учредителя средства массовой информации, организации, осуществляющей вещание), на которых распространяется предусмотренное ею правовое регулирование; наличие юридической возможности у гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство иного государства и владеющего более 20 процентами долей (акций) в уставном капитале хозяйственного общества, являющегося учредителем средства массовой информации или организацией, осуществляющей вещание (либо иного лица, имеющего доли (акции) в уставном капитале общества - учредителя средства массовой информации, организации, осуществляющей вещание), реализовывать корпоративные права в пределах, не превышающих 20 процентов такого участия. Также часть четвертая статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1) и 56 (часть 3), в той мере, в какой, ограничивая лиц, не отвечающих требованиям данной статьи, в праве осуществлять корпоративные права, вытекающие из их участия в хозяйственном обществе, она исключает для них возможность прибегнуть к судебной защите их имущественных прав и законных интересов, связанных с деятельностью этого общества.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается (статья 29, части 4 и 5). В свою очередь, на государстве лежит позитивное обязательство по введению адекватных законодательной и административной основ, отвечающих требованиям ясности и определенности, для гарантирования эффективного плюрализма в средствах массовой информации и по поддержанию конкуренции в аудиовизуальном секторе (постановление Европейского Суда по правам человека от 07.06.2012 по делу «* * *). Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» устанавливает, что в Российской Федерации учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации (статья 1).

Как следует из Конституции Российской Федерации, названные права, основополагающие для демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, базирующейся на началах конкуренции и свободы экономической деятельности, а также идеологического многообразия, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 1, часть 1; статья 8, часть 1; статья 13, часть 1; статья 55, часть 3). Вместе с тем - для достижения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов - следует использовать лишь строго обусловленные конституционно одобряемыми целями ограничительные меры, отвечающие требованиям адекватности, необходимости и правовой определенности, а устанавливаемое федеральным законодателем правовое регулирование - с тем чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации - должно содержать нормы, не допускающие расширительного толкования вводимых ограничений и, следовательно, произвольного их применения.

Как ранее указал Конституционный Суд Российской Федерации, для федерального законодателя не исключается возможность предусмотреть - с соблюдением конституционных принципов и норм, в том числе с учетом статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, - дополнительные условия занятия предпринимательством на территории Российской Федерации для иностранных граждан и организаций, включая ограничения на участие в российских хозяйственных обществах, имеющих особую значимость с точки зрения обеспечения национальных интересов; такие ограничения во всяком случае должны быть конституционно обоснованными и отвечать требованию формальной определенности, вытекающему из закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равноправия (Определение от 5 июля 2011 года N 924-О-О).

Так, Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, отнесено, в частности, осуществление радиовещания на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более половины численности населения субъекта Российской Федерации (пункт 35 статьи 6); сделки, в результате совершения которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, подлежат предварительному согласованию с уполномоченным государственным органом (часть 1 статьи 7).

Приведенное регулирование само по себе не препятствует введению иных ограничительных мер в отдельных секторах экономики, включая рынок средств массовой информации, при соблюдении названных условий. К числу таких мер относится и установленное частью первой статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» изъятие из права выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, для отдельных лиц, включая граждан Российской Федерации, имеющих иное гражданство.

Поскольку АО «ТЯЖМАШ» является не участником, а учредителем средства массовой информации, то положения ч. 1 ст. 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» подлежат применению при разрешении спора сторон, равно как и подлежит применению положения ч. 3 ст. 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Предъявляя и поддерживая исковые требования о приостановлении деятельности средства массовой информации, истец исходил из того, что российское юридическое лицо с долей иностранного участия не вправе выступать учредителем СМИ в безусловном порядке, т.е. вне зависимости от доли иностранного участия.

Суд полагает указанную позицию истца основанной на неверном толковании закона.

Так из содержания ст. 7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» следует, что учредителем СМИ не может быть иностранный гражданин, только в случае если он не проживает постоянно в Российской Федерации, а относительно организаций запрет ст. 7 Закона установлен с формулировкой «деятельность которых запрещена по закону».

Исходя из буквального толкования положений ч. 1 ст. 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" следует, что безусловные ограничения установлены только в отношении иностранного государства и международной организации.

Исходя из буквального толкования положений ч. 1 ст. 19.1 Закона Российской Федерации»О средствах массовой информации» и системного толкования ст. 7 и ч. 1 и 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» ограничения установлены не в отношении всех иностранных юридических лиц, российских юридических лиц с иностранным участием, иностранных граждан и т.д., а в отношении перечисленных лиц, находящихся под контролем иностранного государства или международной организации.

Ссылка истца на иное толкование закона отвергается судом, поскольку указанные разъяснения даны без учета постановления Конституционного суда.

Суд учитывает, что законодателем прямо не установлены критерии, по которым надлежит оценить лицо, как находящееся под контролем иностранного государства, международной организации. Указанное обстоятельство, следовательно должно являться предметом судебной оценки.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что доказательств, что АО «ТЯЖМАШ» является лицом, находящимся под контролем иностранного государства и международной организации, а также наличие возможности у иностранного юридического лица и иностранного гражданина прямо или косвенно владеть управлять АО «ТЯЖМАШ», как учредителем средства массовой информации газеты «Наша жизнь», его контролировать или фактически определять принимаемые решения, истцом не представлено.

Согласно устава АО «ТЯЖМАШ» высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое Общее собрание акционеров. Решения Общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций Общества, принимающих участие в собрание (п. 11.1, 11.5 Устава).

К компетенции Общего собрания акционеров относятся вопросы:

1) внесение изменений и дополнений в Устав Общества или утверждение Устава Общества в новой редакции;

реорганизация Общества;

ликвидация Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

определение количественного состава Совета директоров Общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличение уставного капитала Общества путем увеличения номинальной стоимости акций;

увеличение уставного капитала Общества путем размещения

дополнительных акций;

уменьшение уставного капитала Общества путем уменьшения

номинальной стоимости акций, путем приобретения Обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных Обществом акций;

образование исполнительного органа Общества, досрочное прекращение его полномочий;

избрание членов Ревизионной комиссии Общества и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение Аудитора Общества;

выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года;

утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества;

распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением выплаты (объявления) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года) и убытков Общества по результатам отчетного года;

определение порядка ведения Общего собрания акционеров;

дробление и консолидация акций;

принятие решений об одобрении сделок в случаях, предусмотренных статьей 83 Федерального закона «Об акционерных обществах»;

принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 79 Федерального закона «Об акционерных обществах»;

приобретение Обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах»;

принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов Общества;

решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Исходя из положений Устава АО «ТЯЖМАШ» (р. 11, 12) координация деятельности, газеты не входит в компетенцию общего собрания акционеров, к компетенции совета директоров также не относиться координация, контроль деятельности СМИ «Машиностроитель».

Согласно устава редакции многотиражной корпоративной газеты «Машиностроитель» учредителем и издателем СМИ «Машиностроитель» является АО «Тяжмаш» в лице Генерального директора А.Ф. Трифонова.

Таким образом, сам по себе факт наличия у акционера нерезидента права участвовать в управлении, учитывая установленный судом незначительный размер доли участия (1,3701 %) не свидетельствует о наличии возможности владеть и управлять АО «ТЯЖМАШ», тем более о наличии возможности контролировать и фактически определять принимаемые им решения.

С учетом изложенного в удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области следует отказать.

Кроме того, суд учитывает, что согласно ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 14.10.2014 N 305-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" закон вступил в силу с 1 января 2016 года.

А согласно ч. 3 ст. 2 указанного Закона требования Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат применению с 1 января 2017 года в отношении иностранного юридического лица и российского юридического лица, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) такие лица в совокупности либо каждый в отдельности прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения более 20 процентами долей (акций) любого лица) осуществляют владение, управление или контроль в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося учредителем средства массовой информации, редакции средства массовой информации, а также организации (юридического лица), осуществляющей вещание;

2) одно или несколько российских лиц прямо или косвенно (через третьих лиц) имеют в каждом из таких лиц преобладающее участие, составляющее 80 и более процентов.

Таким образом, анализ правовых норм приведенных выше (в том числе ст. 7 ч.1, 3. ст. 19.1 закона РФ «О средствах массовой информации) также позволяет установить волю законодателя на установление ограничений не в отношении всех российских юридических лиц с иностранным участием, а в отношении российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранного государства или международной организации с пороговым критерием - 20 % иностранного участия.

Доля иностранного участия в АО «ТЯЖМАШ» незначительна, в связи с чем, основания для приостановления деятельности средства массовой информации газеты «Машиностроитель» судом не установлены.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.01.2019 № 4-П законодателю предложено внести изменения в действующее правовое регулирование.

Изменения в закон на момент рассмотрения дела судом не внесены, в связи с чем, уяснить содержания ограничения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (с учетом постановления Конституционного суда РФ) суд лишен возможности.

Положения указанной статьи (ч. 2 ст. 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации") напрямую не относятся к предмету спора сторон, в связи с чем, ссылки и толкования обеих сторон положений ч. 2 ст. 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" отвергаются судом.

Согласно ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в ст. 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 70 КАС РФ письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся 5в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области к учредителю средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «Машиностроитель» - АО «Тяжмаш» о приостановлении деятельности средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «Машиностроитель» до устранения нарушений, послуживших основанием для обращения в суд надлежит отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 39, 175-181 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области к учредителю средства массовой информации – периодического печатного издания – газеты «Машиностроитель» - АО «Тяжмаш» о приостановлении деятельности средства массовой информации – газеты «Машиностроитель» (запись о регистрации ПИ № № *** от <дата>) до устранения нарушений, послуживших основанием для обращения в суд (до приведения в соответствие с требованиями ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации») – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Зинина А.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2022 года.

Судья: Зинина А.Ю.