ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1306/2021 от 02.03.2022 Невьянского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение

составлено 02 марта 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Невьянск Свердловской области 15 февраля 2022 года

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Черепанина М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Безруковой С.А.,

с участием:

представителя административного истца – адвоката Логинова А.Н., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика Главы Невьянского городского округа – Ждановой М.Э., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фроловой Валентины Сергеевны к Главе Невьянского городского округа Берчуку Александру Александровичу о признании недействительным постановления,

установил:

Фролова В.С., действуя через представителя адвоката Логинова А.Н., обратилась в суд с исковым заявлением к Главе Невьянского городского округа Берчуку А.А., о признании не действительным постановления Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «Об утверждении проекта планировки территории города Невьянска (в части установления красных линий).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является владельцем нежилого одноэтажного здания общей площадью189 кв.м. расположенного по адресу: ...., на земельном участке площадью 997 кв. м с кадастровым номером ***

00.00.0000 между индивидуальным предпринимателем Фроловой Валентиной Сергеевной как Арендатором, с одной стороны, и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа как Арендодателем, с другой стороны, на основании постановления главы Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «О предоставлении в аренду земельного участка индивидуальному предпринимателю Фроловой Валентине Сергеевне» был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым Фроловой В.С. был предоставлен в аренду земельный участок из земель категории – земли населенных пунктов с кадастровым номером *** находящийся по адресу: .... площадью 997,00 кв. м, с разрешенным использованием – под строительство объекта торговли. Срок аренды был установлен 3 года (с 00.00.0000 по 00.00.0000). Договор аренды был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 00.00.0000 за номером регистрации ***

В соответствии с дополнительным соглашением *** от 00.00.0000 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 00.00.0000 срок аренды земельного участка был продлен до 00.00.0000.

Дополнительным соглашением *** от 00.00.0000 в договор аренды были внесены изменения, в соответствии с которыми данный договор заключен с Фроловой В.С. не как с индивидуальным предпринимателем, а как с физическим лицом.

00.00.0000 Фроловой В.С. администрацией Невьянского городского округа было выдано разрешение № *** на строительство магазина по продаже строительных материалов общей площадью 166,56 кв. м на земельном участке, предоставленном ей по вышеуказанному договору аренды от 00.00.0000. Разрешение на строительство было выдано на срок до 00.00.0000, который затем был продлен до 00.00.0000.

На основании вышеуказанных разрешительных документов Фроловой В.С. на предоставленном ей в аренду земельном участке был создан объект незавершенного строительства площадью 203,1 кв. м степенью готовности 50%, кадастровый ***. Право собственности Фроловой В.С. на данный объект было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 00.00.0000 за номером регистрации ***

00.00.0000 Фролова В.С. обратилась в Администрацию Невьянского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства (изменение внутренней планировки магазина).

Уведомлением и.о. заведующего отделом капитального строительства администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** Фроловой В.С. было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства – объекта незавершенного строительства (магазин строительных материалов) на земельном участке по адресу: ....2в на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка). Согласно градостроительному плану земельного участка от 00.00.0000*** земельный участок с кадастровым номером 66:15:1501028:490 выходит за границу красных линий, установленных документацией по планировке территории г. Невьянска, утвержденной постановлением администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п, и расположен в зоне общего пользования, в связи с чем места допустимого размещения объекта капитального строительства на данном земельном участке отсутствуют.

Полагая, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы Фролова В.С. действуя через представителя адвоката Логинова А.Н., обратилась в суд с исковым заявлением, которое исходя из характера спорных отношений и наличия у органа местного самоуправления публичных полномочий расценено как административное исковое заявление и принято к производству в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства.

В судебное заседание административный истец Фролова В.С., не явился извещен о дате, времени и месте проведения судебного заседания.

Представитель административного истца адвокат Логинов В.Н., действующий на основании доверенности в судебном заседании административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Жданова М.Э., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Заинтересованное лицо Гусельников К.А. в судебное заседание представителя не направило, извещено о дате, времени и месте проведения судебного заседания.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Ранее административный истец, полагая, что оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением. Определением судьи Свердловского областного суда от 00.00.0000 административное исковое заявление Фроловой В.С., возвращено его подателю, 00.00.0000 административный истец сдал исковое заявление в отделение почтовой связи, таким образом, срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.

Проверяя в соответствии с пп. «а» п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия, суд исходит из следующего.

В силу положений подпункта 21 пункта 6 статьи 28 Устава Невьянского городского округа, принятого Решением Невьянской районной Думы от 00.00.0000*** к полномочиям Главы Невьянского городского округа относится принятие решения о разработке документации по планировке территории городского округа, установление нормативным правовым актом порядка подготовки документации по планировке территории городского округа, утверждение документации по планировке территории городского округа, представляемой уполномоченным органом местного самоуправления городского округа.

Таким образом, административный ответчик имеет полномочия на принятие оспариваемого постановления.

Проверяя порядок принятия оспариваемого административным истцом решения административного ответчика в соответствии с положениями с пп. «б» п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации суд руководствуется следующим.

Постановление главы Невьянского городского округа *** – гп от 00.00.0000 «О подготовке документации по проекту планировки территории г. Невьянска (в части установления красных линий)» опубликовано в газете «Звезда» 11.06.2015г., размещено на официальном сайте Невьянского городского округа (газета «Звезда» официальное печатное средство массовой информации, публикация в котором правовых актов органов местного самоуправления до 00.00.0000 считалась официальной, в соответствии с решением Невьянской районной Думы от 00.00.0000 N *** «Об учреждении печатного средства массовой информации»).

В соответствии с ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Постановлением главы Невьянского городского округа *** – гп от 00.00.0000 назначено проведение публичных слушаний по проекту планировки территории г. Невьянска (в части установления красных линий) на 00.00.0000. Постановление опубликовано в газете «Звезда» 00.00.0000***, размещено на официальном сайте Невьянского городского округа.

Указанное постановление представлено в составе: схемы использования территории в период подготовки, схемы Красные линии, схемы расположения элемента в структуре, пояснительной записки.

Заключение о результатах публичных слушаний от 00.00.0000 опубликовано в газете «<*****>*** за 00.00.0000, размещено на официальном сайте Невьянского городского округа.

По результатам публичных слушаний было принято решение отправить проект планировки территории на доработку с учетом поступивших замечаний.

С учетом поступивших замечаний, постановлением главы Невьянского городского округа от 00.00.0000***-гп публичные слушания по проекту планировки территории .... (в части установления красных линий) назначены повторно (постановление опубликовано в газете <*****>*** от 04.02.2016г., размещено на официальном сайте Невьянского городского округа.

Заключение о результатах публичных слушаний от 04.03.2016г. опубликовано в газете «Звезда» *** за 00.00.0000, размещено на официальном сайте Невьянского городского округа.Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проведены с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Решением Невьянской районной Думы от 00.00.0000*** «Об утверждении Положения «О порядке проведения публичных слушаний в Невьянском городском округе» определено, что публичные слушания проводятся для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления.

Информация о вопросе, вынесенном на обсуждение, дате, времени и месте проведения публичных слушаний, проект муниципального правового акта по данному вопросу публикуются в СМИ не позднее чем за две недели до назначенной даты. Информация о вопросе, вынесенном на обсуждение, дате, времени и месте проведения публичных слушаний, проект муниципального правового акта по данному вопросу публикуются в СМИ не позднее чем за две недели до назначенной даты.

Публичные слушания проводятся в удобное для жителей время. Жителям гарантируется свободный доступ для участия в публичных слушаниях.

Постановлением администрации Невьянского городского округа ***-п от 00.00.0000 утвержден проект планировки территории г. Невьянска (в части установления красных линий), постановление опубликовано в газете «<*****>» *** от 00.00.0000, размещено на официальном сайте Невьянского городского округа.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что порядок принятия оспариваемого решения административным ответчиком соблюден.

Проверяя в соответствии подпунктом «в» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства наличие оснований для принятия административным ответчиком оспариваемого постановления, а также соответствие содержания оспариваемого постановления нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения в соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования. Как следует из доводов административного ответчика изложенных в возражениях на административное исковое заявление оспариваемое постановление принято в целях реализации полномочий органа местного самоуправления для размещения планируемых объектов местного значения (планируемого к строительству газопровода высокого давления для обеспечения газоснабжением перспективного жилого района «Южный», а также размещение местной дороги.

Исходя из системного толкования приведенных норм, проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись основания для принятия оспариваемого постановления.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика и содержания пояснительной записки к проекту планировки разработка проекта планировки осуществлялось на основании муниципального контракта *** от 00.00.0000 заключенного между администрацией Невьянского городского округа и заинтересованным лицом Индивидуальным предпринимателем ФИО6, администрация поручила, а заинтересованное лицо приняло на себя обязательства по заданию администрации выполнить работы по подготовке документации по проекту планировки территории города Невьянска (в части установления красных линий).

В соответствии с техническим заданием исполнитель обязан установить красные линии с учетом существующей застройки, сбор исходных данных для выполнения работ осуществлялся заинтересованным лицом самостоятельно и за его счет.

Согласно части 11 статьи 1, частям 4, 5 статьи 23, частям 3, 5 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии представляют собой графическое изображение, которым на проекте планировки территории как составной части генерального плана обозначаются существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц и которые не подлежат приватизации согласно пункту 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

Из содержания фрагмента проекта планировки представленной административным ответчиком следует, что граница проектируемой автомобильной дороги по улице .... полностью накладывается на земельный участок и строение принадлежащее истцу, в результате такого установления красной линии, земельный участок, находившийся в аренде у административного истца и объект незавершенного строительства право собственности на который зарегистрирован за истцом 00.00.0000 полностью оказываются за границей утверждаемой красной линии (на фрагменте обозначена сплошной черной линией).

То есть, красные линии установлены без учета фактического расположения на территории отнесенной впоследствии к территориям общего пользования земельного участка и объекта незавершенного строительства, при этом исходя из даты принятия оспариваемого постановления 00.00.0000 и даты регистрации за административным истцом права собственности на объект незавершенный строительством 00.00.0000, а также учитывая направление по итогам публичных слушаний состоявшихся 00.00.0000 проекта планировки на доработку орган местного самоуправления, обладающий информацией о том, что земельный участок по .... находится в аренде у административного истца не учел данное обстоятельство.

Между тем, из пунктов 1, 3.1, 3.3, 5.3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30, и подпунктов 8, 9 пункта 3.1.5, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (действовавших на дату разработки проекта планировки), усматривается, что установление красных линий осуществляется, в том числе, с учетом существующей застройки.

При этом, если обратится к пояснительной записке проекта планировки то на страницах 47 проекта планировки имеется таблица 11 «Объекты капитального строительства, предлагаемые к сносу в связи с расширением красных линий на I очередь», на странице 49 имеется таблица 12 «Объекты капитального строительства, предлагаемые к сносу в связи с расширением красных линий на II очередь», в указанных таблицах относящихся к улице .... объект, принадлежащий административному истцу расположенный по адресу: .... не поименован.

В связи с чем доводы представителя административного ответчика о том, что информация о проведении публичных слушаний была доведена до всех заинтересованных лиц и административный истец имел возможность выразить свои замечания к проекту планировки судом отклоняется.

Из содержания протокола публичных слушаний №1 от 00.00.0000 следует, что отвечая на вопрос участника публичных слушаний Гусельникова Е.В., являющаяся архитектором проекта планировки, сообщила, что при подготовке проекта планировки учитывались сведений, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

При этом отвечая на вопрос суда, причину, по которой сведения о земельном участке, находящемся на момент разработки проекта планировки в аренде и объекте недвижимости, принадлежащем истцу не учтены при разработке проекта планировки допрошенная в качестве специалиста архитектор Гусельникова Е.В., пояснить затруднилась.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Административный иск подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-176,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительным Постановление Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000***-П «Об утверждении проекта планировки территории города Невьянска (в части установлена красных линий)» в части отнесения земельного участка с КН *** расположенного по адресу: .... к территориальной зоне общего пользования за границей красных линий.

В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований отказать.

Настоящее решение является основанием для совершения Главой Невьянского городского округа действий по устранению допущенных нарушений прав Фроловой Валентины Сергеевны течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Глава Невьянского городского округа обязан сообщить Невьянскому городскому суду и Фроловой Валентине Сергеевне об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная жалоба на решение суда по административному делу может быть подана в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через Невьянский городской суд.

Председательствующий –

(М.А. Черепанин)

копия верна. Судья – М.А. Черепанин

секретарь с/з – С.А. Безрукова