дело №2а-13077/2022
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе судьи Марковой Н.В.,
при секретаре Пышкиной Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
дело по административному иску Общественного движения «Совет старейшин шорского народа», Региональной общественной организации шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» («Родная земля»), Мысковского городского общественного движения «Шория» к Администрации Правительства Кемеровской области-Кузбасса о признании незаконными бездействий, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы – Общественное движение «Совет старейшин шорского народа», Региональная общественная организация шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» («Родная земля»), Мысковское городское общественное движение «Шория» обратились в суд с административным иском к Администрации Правительства Кемеровской области-Кузбасса о признании незаконными бездействий, возложении обязанности совершить действия.
Просят суд: признать незаконным бездействие исполнительных органов власти Кемеровской области-Кузбасса, выразившееся в не рассмотрении и не разрешении по существу обращения Совета старейшин шорского народа от **.**.****### об образовании ТТП регионального значения «Шория»;
обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административных истцов, препятствующего осуществлению права на образование территории традиционного природопользования в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» путем рассмотрения по существу и разрешения надлежащим образом обращения Совета старейшин шорского народа от **.**.****### об образовании территории традиционного природопользования регионального значения «Шория», проведения правового семинара с широким участием представителей коренных малочисленных народов, местных жителей, представителей промышленных компаний и пользователей земельных участков, испрашиваемых для включения в границы ТТП «Шорня», руководителей и специалистов министерств и департаментов Правительства Кемеровской области-Кузбасса, органов местного самоуправления муниципальных образований для обсуждения особенностей правового режима ТТП и последующего согласования границ ТТП регионального значения «Шория»;
возместить административным истцам понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000, 00 рублей и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Определением суда от **.**.**** к участию в рассмотрении дела в качестве административного ответчика привлечено Министерство культуры и национальной политики Кузбасса.
В судебном заседании представители административных истцов: Общественного движения «Совет старейшин шорского народа» - ФИО1, Региональной общественной организации шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» («Родная земля») – ФИО2, Мысковского городского общественного движения «Шория» - ФИО3, на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель административного ответчика – Администрации Правительства Кузбасса – ФИО4, действующая на основании доверенности от **.**.****, сроком действия на три года (л.д.72), представившая диплом о наличии высшего юридического образования (л.д.73), требования административных истцов не признала, заявив о том, что Администрация Правительства Кузбасса является ненадлежащим ответчиком по делу. Письменный текст ходатайства об исключении из числа ответчиков приобщен к материалам дела (л.д.69-71).
Представитель административного ответчика - Министерства культуры и национальной политики Кузбасса – ФИО5, действующая на основании доверенности от **.**.**** (л.д. 98-99), представившая диплом о наличии высшего юридического образования (л.д.100), в судебном заседании полагала заявленные административными истцами требования необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.84-86).
Выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
В соответствие с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Судом установлено, что административный истец - Общественное движение «Совет старейшин Шорского народа» Кемеровской области обратился **.**.**** к Губернатору Кемеровской области с заявлением ###, в котором просил дать указание образовать межведомственную комиссию по вопросам образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования регионального значения коренных малочисленных народов Кемеровской области с полномочиями подготовки совместно с Советом старейшин шорского народа предложений по границам испрашиваемых земельных участков для образуемом ТТП регионального значения шорцев, разработке проекта закона Кемеровской области и проекта положения о правовом режиме ТТП регионального значения; а также дать поручение включить в резерв земельные участки, испрашиваемые для образования ТТП регионального значения шорцев Кемеровской области (л.д.12-13).
В данном обращении ### от **.**.**** указано, что для подготовки предложений по границам испрашиваемых земельных участков для образуемом ТТП и разработке проекта положения о ТТП шорцев Кемеровской области образована рабочая группа. Основой для работы являются обращения шорцев в Правительство Российской Федерации от 2001 года по образованию в Горной Шории территорий традиционного природопользования «Туган Чер» (...), «Таглыг Шор» (...) и «Алтын Шор» (...) с прилагаемыми к обращениям картами-схемами. В 2001 году в образовании ТТП в Горной Шории было отказано в связи с отсутствием типового положения о ТТП федерального значения. ТТП имели статус особо охраняемых природных территорий, что предполагало выведение их из хозяйственного оборота и перевода лесных земель в категорию земель особо охраняемых природных территорий. По лесным землям, находящимся в федеральной собственности, решение могло принимать только Правительство Российской Федерации. С принятием в декабре 2013 года Федерального закона №406-ФЗ, ТТП были выведены из категории особо охраняемых природных территорий, что создало правовые условия для регулирования особенностей правового режима ТТП регионального им местного значения законодательными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На указанное обращение ### от **.**.****, поступившее **.**.**** за №###, Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области дан ответ за ### от **.**.****1 года, в котором, сообщено, что данное обращение рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Со ссылкой на положения статьи 7 Федерального закона от 07 мая 2001 года №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» указано, что принятие закона Кемеровской области о территориях традиционного природопользования регионального значения не требуется. В настоящее время департаментом культуры национальной политики Кемеровской области совместно с комитетом по вопросам образования, культуры и национальной политики Совета народных депутатов Кемеровской области разрабатывается проект закона о внесении изменений в Закон Кемеровской области от 09 марта 2005 года №42-ОЗ «О о коренных малочисленных народах Кемеровской области» для приведения его в соответствие с действующим федеральным законодательством, в части вопроса ТТП. Также указано, что дальнейшую работу по формированию межведомственных комиссий и проекта положения по созданию ТТП возможно будет начать по итогам принятия изменений в вышеуказанный нормативно-правовой акт (л.д.16).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, общественные организации указывают, что в период с **.**.**** года каких-либо действий Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области по образованию ТТП не отмечалось. Не рассмотрение по существу обращения совета старейшин шорского народа от **.**.****### создавало препятствия к осуществлению прав и законных интересов широко круга представителей шорского народа и представителей коренных жителей традиционные виды хозяйственной деятельности и традиционное природопользование.
Согласно статье 4 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 №42-ОЗ «О коренных малочисленных народах Кемеровской области», в редакции, действовавшей на момент обращения административных истцом с заявлением от **.**.****, к полномочиям относилось, в том числе, использование и охрана земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов и других природных ресурсов; освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов; регулирование в соответствии с федеральным законодательством отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования.
К полномочиям Коллегии Администрации Кемеровской области по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов было отнесено следующее: 2) принимает решения об образовании территорий традиционного природопользования регионального значения на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей; 3) утверждает границы территорий традиционного природопользования регионального значения различных видов; 4) утверждает положение о правовом режиме территорий традиционного природопользования регионального значения с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей; 5) принимает решения по обеспечению охраны окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования (ст. 5-1 закона Кемеровской области №42-ОЗ).
Согласно ст. 5-2 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 №42-ОЗ исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, осуществляющий отдельные государственные полномочия в области защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов: 1) участвует в реализации государственных программ Российской Федерации социально-экономического и культурного развития малочисленных народов; 2) разрабатывает и реализует государственные программы Кемеровской области в сфере социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов и других природных ресурсов; 3) согласовывает с федеральными органами государственной власти ограничения нетрадиционной для малочисленных народов хозяйственной деятельности организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; 4) в пределах своих полномочий ограничивает хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; 5) информирует население об образовании территорий традиционного природопользования регионального значения.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что принятие решение о создании в Горной Шории территории традиционного природопользования на территории г. Мыски, Таштагольского района и Междуреченского района входило в компетенцию Коллегии Администрации Кемеровской области, которая уполномочена была разрешить данный вопрос.
Как следует из административного иска и возражений административного ответчика – Министерства культуры и национальной политики Кузбасса,за период с **.**.**** год были направлены обращения в адрес Губернатора Кемеровской области об образовании территории традиционного природопользования «Советом старейшин шорского народа» Кемеровской области (обращение от **.**.****###, обращение от **.**.****###), от ФИО2 (обращение от **.**.****), которые рассматривались в Департаменте культуры и национальной политики Кемеровской области и давались ответы с разъяснениями о невозможности создания ТТП на данном этапе.
ФИО1 обращался **.**.**** с вопросом об образовании территории традиционного природопользования регионального значения в Горной Шории к начальнику Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области N на личном приеме граждан, и ему по результатам встречи был направлен ответ, также с разъяснениями вопроса о создании ТТП.
Кроме того, вопрос создания территории традиционного природопользования обсуждался на заседании Совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области, которое состоялось **.**.****; заседании рабочей группы по актуальным вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Кемеровской области, которое состоялось **.**.****; заседании Совета представителей коренных малочисленных народов Кемеровской области-Кузбасса, которое состоялось **.**.****; заседании рабочей группы по актуальным вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Кемеровской области-Кузбасса, которое состоялось **.**.****; заседании рабочей группы по актуальным вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Кемеровской области-Кузбасса, которое состоялось **.**.****.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что органами государственной власти Кемеровской области-Кузбасса на протяжении указанного периода велась планомерная работа на постоянной основе по обсуждению вопросов о создании ТТП, подготовки нормативных правовых актов, регламентирующих работу по образованию территории традиционного природопользования регионального значения на территории Кемеровской области, в том числе был принят Закон Кемеровской области-Кузбасса от 06.12.2021 № 124-03 «О внесении изменений в статьи 5- 1 и 5-2 Закона Кемеровской области «О коренных малочисленных народах Кемеровской области».
С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия исполнительных органов власти Кемеровской области-Кузбасса, выразившихся в не рассмотрении и не разрешении по существу обращения ФИО6 шорского народа от **.**.****### об образовании ТТП регионального значения «Шория».
В соответствии со статьями 1, 2 и 5 Федерального закона от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территорией традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.
Размеры и границы территорий традиционного природопользования определяются с учетом следующих условий: 1) поддержание достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; 2) возможность осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования; 3) сохранение исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам; 4) сохранение целостности объектов историко-культурного наследия.
Согласно ст. 7 Закона №49-ФЗ образование территорий традиционного природопользования регионального значения осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Образование территорий традиционного природопользования регионального значения, находящихся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляется решениями органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ).
В данном случае, какого-либо решения об отказе в принятии решения об образовании территории традиционного природопользования в Горной Шории, не выносилось.
Само по себе несогласие административных истцов с действиями административных ответчиков по рассмотрению обращения Общественного движения «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области от **.**.****, не свидетельствует о каких-либо нарушениях, допущенных органами исполнительной власти Кемеровской области-Кузбасса.
В связи с чем, отсутствуют и правовые основания для возложения на административных ответчиковпроведения правового семинара с широким участием представителей коренных малочисленных народов, местных жителей, представителей промышленных компаний и пользователей земельных участков, испрашиваемых для включения в границы ТТП «Шорня», руководителей и специалистов министерств и департаментов Правительства Кемеровской области-Кузбасса, органов местного самоуправления муниципальных образований для обсуждения особенностей правового режима ТТП и последующего согласования границ ТТП регионального значения «Шория».
Кроме того, административными истцами пропущен срок обращения в суд с настоящим иском о признании незаконным бездействия по не рассмотрению по существу обращения от **.**.****.
В соответствии с предписаниями ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если названным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, настоящий административный иск направлен в суд только **.**.****, то есть со значительным пропуском трехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, при этом каких-либо доказательств подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока на обращение в суд истец не представил.
Ссылка стороны административного истца, в подтверждении своих доводов на отсутствие пропуска срока обращения в суд, на письма Правительства Кузбасса от **.**.**** и **.**.****, несостоятельна, поскольку данные ответы направлены на иные обращения по вопросу создания территории традиционного природопользования регионального значения в Кемеровской области-Кузбассе, а именно, на обращение в Прокуратуру Кемеровской области-Кузбасса (вх. №###) и в Администрацию Правительства Кузбасса (от **.**.**** вз. ###), соответственно.
Оценив доводы сторон, представленные ими доказательства, применяя нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит выводу об отказе в удовлетворении заявленных Общественным движением «Совет старейшин шорского народа», Региональной общественной организации шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» («Родная земля»), Мысковского городского общественного движения «Шория» требований.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку в удовлетворении заявленных исковых требованиях о признании незаконными бездействий, возложении обязанности совершить действия, отказано, не подлежат возмещению административным истцом, понесенные ими расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Общественного движения «Совет старейшин шорского народа», Региональной общественной организации шорского народа Кемеровской области «Туган-Чер» («Родная земля»), Мысковского городского общественного движения «Шория» к Администрации Правительства Кемеровской области-Кузбасса о признании незаконными бездействий, выразившихся в не рассмотрении и не разрешении по существу обращения от **.**.****###, возложении обязанностей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Мотивированное решение изготовлено **.**.****.
Судья Н.В. Маркова