ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1308/2023 от 14.11.2023 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-1308/2023

УИД 23RS0053-01-2023-001407-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тихорецк Краснодарского края 14 ноября 2023 года

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Юраш С.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Басиевой Л.Ю.,

представителей административного истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю. помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Лебедевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Тихорецкий межрайонный прокурор в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившееся в не приведении в соответствие с действующим законодательством муниципального нормативного правового акта и не устранении пробелов муниципального нормотворчества и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальном нормотворчестве в деятельности администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района в части приведения нормативно-правовой базы поселения в соответствие с действующим законодательством, по результатам которой выявлены нарушения в указанной сфере, а именно, органом местного самоуправления поселений в нарушение требований ст. 39.36-1 Земельного кодекса РФ и ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Порядка использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Краснодарского края, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на основании утверждаемой органами местного самоуправления поселений или городских округов схемы размещения таких объектов (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.04.2022 № 196) не приняты: схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства; порядок определения платы за использование земельных участков для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями; административные регламенты предоставления муниципальной услуги по заключению договора (выдаче разрешения) на возведение гаража, являющегося некапитальным сооружением, выдаче разрешения для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства; административные регламенты предоставления муниципальной услуги по предоставлению гражданам в собственность бесплатно земельного участка, на котором расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации. В нарушение ч. 3.2 ст. 3 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» порядок выдачи разрешения на пересадку зеленых насаждений администрацией поселения не определен. Также не утвержден порядок осуществления пересадки зеленых насаждений и контроля за приживаемостью пересаженных зеленых насаждений, содержащий в том числе параметры зеленых насаждений, возможных к пересадке, сроки пересадки, продолжительность уходных работ и срок приживаемости пересаженных зеленых насаждений (ч. 3.3 ст. 3 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ). В сельском поселении также выявлено отсутствие порядка производства восстановительного озеленения в случае вырубки аварийно-опасных деревьев, сухостойных деревьев и кустарников, осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов (ч. 8.1 ст. 4 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ).

14.06.2023 главе Братского сельского поселения Тихорецкого района внесено представление об устранении пробелов в сфере муниципального нормотворчества, которое рассмотрено, удовлетворено, однако до настоящего времени проекты муниципальных актов не разработаны, на антикоррупционную экспертизу не поступили.

Кроме того, 28.02.2023 межрайонной прокуратурой принесен протест на постановление администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района от 30.07.2012 №129 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписок из похозяйственной книги», а также представление об устранении пробелов в сфере муниципального нормотворчества, которые рассмотрены, удовлетворены, однако изменения не внесены.

В судебном заседании прокурор Веселова Ж.Ю. поддержала заявленные административные требования, однако просила исключить из административных исковых требований подпункты 2,3,4 пункта 2 изначально заявленных требований, просила признать незаконным бездействие администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в неприведении в соответствие с действующим законодательством муниципального нормативного правового акта и неустранении пробелов муниципального нормотворчества, а также обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района разработать и принять нормативные правовые акты в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, регламентирующие схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства. Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района разработать и принять в соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» порядок выдачи разрешения на пересадку зеленых насаждений. Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района разработать и принять порядок осуществления пересадки зеленых насаждений и контроля за приживаемостью пересаженных зеленых насаждений, содержащий в том числе параметры зеленых насаждений, возможных к пересадке, сроки пересадки, продолжительность уходных работ и срок приживаемости пересаженных зеленых насаждений в соответствии с ч. 3.3 ст. 3 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ. Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района разработать и принять порядок производства восстановительного озеленения в случае вырубки аварийно-опасных деревьев, сухостойных деревьев и кустарников, осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов в соответствии с ч. 8.1 ст. 4 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ. Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района привести в соответствии с действующим законодательством постановление Братского сельского поселения Тихорецкого района от 30.07.2012 № 129 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписки из похозяйственной книги» путем разработки и принятия соответствующего нормативного акта.

Помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Лебедева И.С. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что администрацией нарушаются интересы граждан и государства в сфере ряда административных публичных правоотношений, чем дискредитируется роль государства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, а также защиты интересов общества и государства.

Представитель административного ответчика – глава администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района Р.Г. Толико в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. Предоставил суду отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что считает требования прокурора не основанными на требованиях действующего законодательства, а потому незаконны ввиду следующего. Как указал в своём Постановлении Президиум Верховного Суда от 7 и 14 июня 2006 года статьёй 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу приведённой правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. Статьёй 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Из данных норм следует, что суд также не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Данный вывод подтверждается также положениями главы 21 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из которой следует, что суд рассматривает административные исковые заявления о признании нормативного правового акта недействующим. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт. На этом основании можно сделать вывод о том, что прокурору должно быть отказано в принятии заявления в интересах неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в лице администрации поселения на основании ч. 1 ст. 128 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку такое требование не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Выслушав участвующего в судебном заседании прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, которые в свою очередь включаются в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор и его заместитель наделены полномочиями по опротестованию противоречащих закону правовых актов.

Статьей 23 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В судебном заседании установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в о муниципальном нормотворчестве по результатам которой в деятельности администрации Братского сельского поселения в части приведения нормативно-правовой базы поселения в соответствие с действующим законодательством, по результатам которой выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений.

Проведенной проверкой установлено, что органом местного самоуправления поселений в нарушение требований статей 39.36-1 Земельного кодекса РФ и ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Порядка использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Краснодарского края, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на основании утверждаемой органами местного самоуправления поселений или городских округов схемы размещения таких объектов (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.04.2022 № 196) не приняты схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.

В нарушение ч. 3.2 ст. 3 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» порядок выдачи разрешения на пересадку зеленых насаждений администрацией поселения не определен.

Также не утвержден порядок осуществления пересадки зеленых насаждений и контроля за приживаемостью пересаженных зеленых насаждений, содержащий в том числе параметры зеленых насаждений, возможных к пересадке, сроки пересадки, продолжительность уходных работ и срок приживаемости пересаженных зеленых насаждений (ч. 3.3 ст. 3 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ).

В сельском поселении также выявлено отсутствие порядка производства восстановительного озеленения в случае вырубки аварийно-опасных деревьев, сухостойных деревьев и кустарников, осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов (ч. 8.1 ст. 4 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ).

В связи с чем, 14.06.2023 межрайонной прокуратурой Главе Братского сельского поселения Тихорецкого района внесено представление Исорг 20030049-2120-23/-20030049 об устранении пробелов в сфере муниципального нормотворчества.

Согласно ответу Администрацией Братского сельского поселения Тихорецкого района рассмотрено представление об устранении пробелов в муниципальном нормотворчестве и по результатам рассмотрения межрайонному прокурору сообщено (исх. № 642 от 11.07.2023), что в результате проверки прокуратурой установлено, что администрацией поселения не принят ряд правовых актов во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.04.2022 № 196. В собственности муниципального образования - Братского сельского поселения Тихорецкого района находятся 7 земельных участков, используемых под зданиями администрации и ведомственных казённых муниципальных учреждений в строгом соответствии с действующим земельным законодательством и статьёй 13 Земельного кодекса Российской Федерации. Остальные земли, которые могут быть вовлечены в оборот согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.04.2022 № 196, находятся в статусе неразграниченной государственной собственности. Согласно Земельному кодексу, полномочия по распоряжению землями, собственность на которую не разграничена, находятся в ведении администрации муниципального образования Тихорецкий район. Замечания по исполнению ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ и -Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ ранее рассмотрены администрацией и даны соответствующие ответы.

Согласно пункту 1.5 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.04.2022 N 196 "О некоторых вопросах, связанных с использованием земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Краснодарского края, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства" (вместе с "Порядком использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Краснодарского края, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на основании утверждаемой органами местного самоуправления поселений или городских округов схемы размещения таких объектов", "Порядком определения размера платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Краснодарского края для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями") предоставление права на использование земель или земельного участка для целей, указанных в пунктах 1.3, 1.4 настоящего Порядка, осуществляется на основании схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства (далее - Схема размещения некапитальных гаражей (стоянок), утверждаемой органами местного самоуправления поселений или городских округов.

До настоящего проекты муниципальных актов не разработаны, на антикоррупционную экспертизу не поступали, в связи, с чем подлежат удовлетворению требования прокурора об устранении пробелов нормотворчества в указанной сфере.

Кроме того, 28.02.2023 межрайонной прокуратурой принесен протест на постановление администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района от 30.07.2012 № 129 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписки из похозяйственной книги», согласно которого Тихорецкой межрайонной прокуратурой в ходе проверки указанного постановления выявлены факту его несоответствия требованиям действующего законодательства. Так, согласно статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 23, 24, 34 Порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов", в разделе II похозяйственной книги записывается площадь земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и иных видов разрешенного использования, находящихся в собственности или пользовании членов хозяйства, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми и ягодными насаждениями. Заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках следует указывать номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер. Если документы на землю оформлены не только на главу хозяйства, то в книге следует указать, на кого из членов хозяйства оформлен конкретный участок. Любой член хозяйства вправе получить выписку из книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей. Выписка из книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.

Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1228 "Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление) утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - Правила).

Постановление вступило в силу с 01 декабря 2021 г., за исключением пункта 4 настоящего постановления, который вступил в силу со дня официального опубликования указанного постановления, и пунктов 1 и 13 Приложения, которые вступают в силу с 01 января 2025 г.

Согласно п. 3 Постановления местным администрациям рекомендовано руководствовать Правилами, утвержденными настоящим постановлением, при утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Правилами определены, в том числе, требования к структуре и содержанию административных регламентов. В административный регламент включаются следующие разделы: общие положения; стандарт предоставления государственной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра организаций, указанных в ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников (п. 9 Правил).

Согласно п. 10 Правил в раздел «Общие положения» включаются следующие положения: предмет регулирования административного регламента; круг заявителей; требование предоставления заявлению государственной услуги в соответствии с вариантом предоставления государственной услуги, соответствующим признакам заявителя, определенным в результате анкетирования, проводимого органом, предоставляющим услугу (далее - профилирование), а также результата, за предоставлением которого обратился заявитель.

В соответствии с п. 16 Правил подраздел «Правовые основания для предоставления государственной услуги» должен включать сведения о размещении на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услуга, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, информации о порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействий) органов, предоставляющих государственные услуги, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

В соответствии с п. 19 Правил подраздел «Исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги» должен включать следующие положения: исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления государственной услуги предусмотрена законодательством Российской Федерации; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Исчерпывающий перечень оснований, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, приводится для каждого варианта предоставления государственной услуги в содержащих описания таких вариантов подразделах административного регламента. В случае отсутствия таких оснований следует прямо указать в тексте административного регламента на их отсутствие.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими - исполнительно-распорядительные полномочия.

Федеральный закон № 210-ФЗ претерпел значительные изменения, внесенные Федеральным законом от 19.07.2018 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг», а также Федеральным законом от 30.12.2020 № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, установлен запрет на повторный отказ в предоставлении государственной услуги по основаниям, не указанным в первоначальном отказе. Запрещается истребовать у заявителя документы и информацию, на отсутствие или недостоверность которых не указывалось при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной и муниципальной услуги, за исключением перечисленных в Федеральном законе случаев. Заявителю, предоставляется возможность обратиться с жалобой на решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную и муниципальную услугу; должностного лица органа. Предоставляющего государственную и муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего многофункционального центра: работника многофункционального центра, в том числе в случае истребования у заявителя при предоставлении государственной и муниципальной услуги документов пли информации, отсутствие или недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной и муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. В случае признания жалобы, подлежащей удовлетворению, в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную и муниципальную услугу, многофункциональным центром в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной и (или) муниципальной услуги. В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению, в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

Также, часть 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ дополнена пунктом 5, согласно которому органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами.

Вместе с тем, структура и содержание Административного регламента не приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе, в разделе «Общие положения» круг заявителей, имеющих право на заключение нового договора аренды, не приведен в соответствие с положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, кроме того, в разделе содержится справочная информация о местонахождении, графике работы, телефонах, адресах официальных сайтов в сети «Интернет».

В разделе «Стандарт предоставления муниципальной услуги» б п. 2.5 Административного регламента приведен перечень нормативных правовых актов, являющихся правовым основанием для предоставления муниципальной услуги, в указанном разделе не приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги либо указание на отсутствие таких оснований.

Отсутствие в Административном регламенте исчерпывающего перечня оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги либо указания на отсутствие таких оснований свидетельствует на наличие в действующей редакции нормативно-правового акта коррупциогенного фактора, устанавливающего для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а именно «широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность условий принятия: решения», предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 26.02.2010 №96.

Помимо прочего, Административный регламент содержит ссылку на приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.03.2012 № П103 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок», который утратил силу и является недействующим в связи с изданием приказа Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.08.2021 № П068.

26.12.2022 главе Братского сельского поселения Тихорецкого района принесен протест Исорг-4295-22 на постановление администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района от 23.03.2016 №27 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов».

Указанный протест был рассмотрен. Согласно ответу администрации (исх 219 от 06.03.2023), по итогам рассмотрения протеста Тихорецкому межрайонному прокурору направлено сообщение о том, что с учётом значительности изменений и необходимости проработки механизма их практической реализации в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции настоящего Федерального закона) поэтапно в срок до 1 января 2025 года в соответствии с планом-графиком, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе на основании предложений органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Администрация поселения в настоящее время ведёт организационно-правовую работу по приведению всех административных регламентов в соответствие действующему законодательству.

Вместе с тем, административным ответчиком администрацией Братского сельского поселения Тихорецкого района не представлено доказательств того, что внесение изменений в постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписок из похозяйственной книги» должно быть не в те сроки, о которых указывает прокурор. Пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает лишь ограничительный срок приведения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства и не исключает обязанность муниципальных органов принять меры по приведению указанных административных регламентов в соответствии с действующим законодательством в более ранние сроки.

Таким образом, несмотря на факт противоречия положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписок из похозяйственной книги» действующему законодательству, мер по своевременному приведению его в соответствии с действующему законодательству не принято.

До настоящего времени проект муниципального правового акта с целью приведения в соответствие постановления «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписок из похозяйственной книги» не разработан и не принят, как не разработаны и не приняты нормативные правовые акты в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, не разработаны и не приняты: порядок выдачи разрешения на пересадку зеленых насаждений, порядок осуществления пересадки зеленых насаждений и контроля за приживаемостью пересаженных зеленых насаждений, содержащий в том числе параметры зеленых насаждений, возможных к пересадке, сроки пересадки, продолжительность уходных работ и срок приживаемости пересаженных зеленых насаждений, порядок производства восстановительного озеленения в случае вырубки аварийно-опасных деревьев, сухостойных деревьев и кустарников, осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, что влечет недостаточную правовую урегулированность ряда административных публичных правоотношений, в которых участвует поселение.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора законен, обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Удовлетворить административное исковое заявление Тихорецкого межрайонного прокурора в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в не приведении в соответствие с действующим законодательством муниципального нормативного правового акта и не устранении пробелов муниципального нормотворчества.

Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района разработать и принять нормативные правовые акты в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, регламентирующие схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства;

Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района разработать и принять в соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» порядок выдачи разрешения на пересадку зеленых насаждений.

Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района разработать и принять порядок осуществления пересадки зеленых насаждений и контроля за приживаемостью пересаженных зеленых насаждений, содержащий, в том числе, параметры зеленых насаждений, возможных к пересадке, сроки пересадки, продолжительность уходных работ и срок приживаемости пересаженных зеленых насаждений в соответствии с частью 3.3 статьи 3 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае».

Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района разработать и принять порядок производства восстановительного озеленения в случае вырубки аварийно-опасных деревьев, сухостойных деревьев и кустарников, осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов в соответствии с частью 8.1 статьи 4 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае».

Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района привести в соответствии с действующим законодательством постановление Братского сельского поселения Тихорецкого района от 30.07.2012 № 129 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление выписки из похозяйственной книги» путем разработки и принятия соответствующего нормативного акта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2023 года.

Судья Тихорецкого

районного суда С.В. Юраш