ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1309/20 от 08.05.2020 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 мая 2020 года г. Тверь

Московский районный суд гор. Твери

в составе председательствующего судьи Акбаровой Н.В.,

при помощнике Чабан С.А.,

с участием:

помощника прокурора Московского района г. Твери – Павловой А.С.,

представителя административного истца УМВД России по Тверской области по доверенности – Мурашко И.В.,

административного ответчика – Саргсяна А.К.,

защитника Саргсяна А.К. – адвоката адвокатской палаты Тверской области «Верхневолжская коллегия адвокатов» Егоровой К.М., представившей удостоверение от 05.12.2016 и ордер от 08.05.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное исковое заявление врио начальника УМВД России по Тверской области ФИО1 о помещении гражданина Республики Армения

Саргсяна А.К., <данные изъяты>,

судимого приговором Старицкого районного суда Тверской области от 22.12.2016 по ч. 2 ст. 162 УК РФ (за два преступления) ч. 3 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 04 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима,

в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, в отношении которого принято решение о депортации за пределы Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

административный истец – врио начальника УМВД России по Тверской области ФИО1 обратился в Московский районный суд г. Твери с административным исковым заявлением о помещении гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области сроком на 04 месяца для оформления свидетельства на возвращение, приобретения билета, позволяющего пересечь Государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы РФ.

Заявление обосновано тем, что гр. Республики Армения Саргсян А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Старицкого районного суда Тверской области от 22.12.2016 по ч. 2 ст. 162 УК РФ (за два преступления) ч. 3 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 04 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области. Освобожден по отбытию наказания 08.05.2020.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации N 2766-рн от 30.05.2019 пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения подлежащего освобождению из мест лишения свободы, признано нежелательным, с возложением на данное лицо обязанности - покинуть территорию Российской Федерации.

28.04.2020 года УМВД России по Тверской области утверждено решение о депортации гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за пределы Российской Федерации.

Начальником МО МВД России «Торжокский» принято решение о временном помещении гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области на срок, не превышающий 48 часов.

У гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется национальный паспорт гражданина Республики Армения серии с отметкой о сроке действия в иностранных государствах до 16.03.2017 года, не пригодный для пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В связи с чем, исполнить решение о депортации за пределы Российской Федерации в настоящее время не представляется возможным.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мурашко И.В. заявленное требование поддержала по изложенным в административном иске обстоятельствам. При этом пояснила, что срок, указанный в исковом заявлении необходим для оформления свидетельства на возвращение на родину, приобретения билета, позволяющего пересечь государственную границу РФ, исполнения решения о депортации за пределы РФ и если документы будут получены ранее 04 месяцев, то решение о депортации гр. Армения Саргсяна А.К., будет исполнено незамедлительно. Решение о депортации от 28.04.2020 и распоряжение Министерства Юстиции РФ от 30.05.2019 в настоящий период не обжалованы. Вопросов по личности нет, Саргсян А.К. имеет паспорт иностранного гражданина, но данный паспорт является недействительным для пересечения государственной границы. Необходимо сделать запрос в Консульский отдел, чтобы получить свидетельство о возвращении на родину. В связи с карантином Консульские отделы прием граждан не ведут, документы направляются почтой. Также с марта 2020 граница с Арменией закрыта из-за карантина. При получении всех документов и открытия границы, решение о депортации будет исполнено. Указание ответчиком и стороны защиты о нахождении близких родственников граждан РФ – жены, детей, наличие на территории РФ жилья, не является обстоятельством, что гражданин Армении Саргсян А.К. имеет законные основания находиться на территории РФ. Указание защиты о том, что в Рамешковском районе Тверской области проживает родственник Саргсяна А.К., который предоставит жилье, также не позволит проконтролировать местонахождение Саргсяна А.К. Саргсян А.К. не имеет действительного документа, удостоверяющего его личность, паспорт его недействителен, временная регистрация закончилась в марта 2017 года, он не сможет встать на миграционный учет, не сможет на законных основаниях получить работу. При этом Саргсян А.К. может покинуть место нахождения в Рамешковском районе, т.к. его семья проживает в Краснодарском крае. Проконтролировать нахождение Саргсяна А.К. в Краснодарском крае УМВД России по Тверской области не сможет, установить место его нахождения будет затруднительно. При этом исполнение решение о депортации возложено на УМВД Тверской области, также и контроль данных лиц. Надлежащий контроль, возможен только в условиях нахождения в Центре временного содержания иностранных граждан. Законом не предусмотрено передача лиц, в отношении которых принято решение о депортации их родственникам, поэтому в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» такие лица временно должны быть помещены в специальное учреждение для дальнейшего исполнения решения о депортации. С учетом разъяснений Главного управления по вопросам миграции МВД России от 06.05.2020, органы МВД должны в обязательном порядке принимать решения о депортации в отношении иностранных граждан, освободившихся из мест лишения свободы и в отношении которых приняты распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ. Указ Президента РФ от 18.04.2020 распространяется на иные категории иностранных граждан (истечение срока патента, срока пребывания на территории РФ после въезда, по сокращенным срокам пребывания и т.д.). Саргсян А.К. освободился из мест лишения свободы, не имеет регистрации, паспорта, распоряжение и решение о депортации не обжалованы, поэтому законных оснований нахождения на территории РФ он не имеет. В силу Федерального закона № 115-ФЗ такая категория иностранных граждан помещается в специальное учреждение, чтобы исполнить решение о депортации. Просила об удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик Саргсян А.К., в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований УМВД России по Тверской области о помещении его в центр временного содержания. При этом пояснил, что хронических заболеваний, инвалидности не имеет. Родился в Армении и является гражданином Армении. В РФ не имеет регистрации, но имеет ? доли в собственности жилого дома в <адрес>, где проживает его жена и двое малолетних детей, которые являются гражданами РФ. В Армении проживает его мать, она гражданка Армении. Решение о депортации не обжаловал, поскольку получил его 08.05.2020, но намерен обжаловать. С распоряжением Министерства Юстиции РФ от 30.05.2019 был ознакомлен в июле 2019, но юридически не грамотен и не знал, что его можно обжаловать. Просил не помещать его в специальное учреждение, т.к. 4 года был изолирован, не мог общаться с семьей. Хотел бы проживать до исполнения решения со своей семьей. Также указал, что в Рамешковском районе Тверской области проживает его двоюродный брат, который сможет предоставить ему жилье, работу. Ранее имел регистрацию и разрешение на временное проживание на территории РФ, но был осужден, в настоящее время регистрации не имеет.

Защитник Егорова К.М. поддержала позицию Саргсяна А.К., возражала против удовлетворения исковых требований УМВД России по Тверской области о помещении Саргсяна А.К. в центр временного содержания. В обосновании позиции указала, что в соответствии с Федеральным законом помещение в специальное учреждение иностранного гражданина возможно на основании принятого решения о депортации. Решение о депортации в отношении Саргсяна А.К. от 28.04.2020 принято незаконно, поскольку в данный период действовал Указ Президента РФ № 274 от 18.04.2020 и согласно п.п «Б» п. 2 Указа с 15.03.2020 по 15.06.2020 установлен запрет на принятие решений о депортации иностранных граждан из РФ. Решение о депортации Саргсяна А.К. не могло быть принято. Пояснила, что решение о депортации получено 08.05.2020, в связи с чем не было обжаловано, но Саргсян А.К. данное решение обжаловать намерен. Кроме того, на территории РФ в Краснодарском крае проживает его семья – жена, двое малолетних детей, которые являются гражданами РФ. Саргсян А.К. имеет ? долю в собственности жилого дома, то есть на территории РФ имеет жилье, может оформить регистрацию. Его дети ходят в садик и образовательное учреждение, что подтверждает в суде документами. Имеется гарантийное письмо о возможном трудоустройстве Саргсяна А.К. Кроме того, в <адрес> проживает родственник Саргсяна А.К., который также может предоставить ему жилье, то есть Саргсян А.К. может проживать в субъекте, где должно быть исполнено решение о депортации и осуществляться его контроль. Саргсян А.К отбыл наказание по приговору суда, он не представляет никакой угрозы для общества. Исходя из ст. 8 Конвенции, Определения Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 10-П, не должны быть нарушены права Саргсяна А.К. на семейную жизнь, его семья проживает в РФ, он имеет устойчивые семейные и родственные связи в РФ. С 2013 года Саргсян А.К. законно находился на территории РФ, по привлечению его к административной ответственности в 2015 истек срок давности. Сведений о том, что органы МВД не смогут проконтролировать местонахождение Саргсяна А.К. в другом субъекте РФ, не представлены. Считает, что оснований для помещения Саргсяна А.К. в специальное учреждение, несмотря на принятое решение о депортации, не имеется.

Прокурор в судебном заседании полагала, что исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению для необходимости исполнения решения о депортации. Указала, что в отношении гражданина Республики Армения Саргсяна А.К. принято распоряжение Министерства Юстиции РФ от 30.05.2019 о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, также принято решение о его депортации, данные решения не обжалованы, то есть являются законными. С учетом пояснений представителя истца, Указ Президента РФ не распространяется на лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в отношении которых принимаются решения о депортации. Саргсян А.К. не имеет гражданства РФ, ранее его также не имел, не имеет регистрации на территории РФ. Решение о депортации принято УМВД России по Тверской области и должно исполняться УМВД по Тверской области. Контролировать нахождение Саргсяна А.К. в другом субъекте будет невозможно, что послужит препятствием для исполнения решения о депортации.

Заслушав представителя административного истца УМВД России по Тверской области, административного ответчика, его защитника, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Согласно пункту 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 названной статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В силу пункта 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

В соответствии с ч. 1 ст. 267 КАС РФ административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение подается в суд в течение сорока восьми часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и предоставлению государственных услуг в сфере миграции, или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя, принятому в соответствии с федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Саргсян А.К. является гражданином Республики Армения, на территории РФ не имеет регистрации.

Гр. Республики Армения Саргсян А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Старицкого районного суда Тверской области от 22.12.2016 по ч. 2 ст. 162 УК РФ (за два преступления) ч. 3 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 04 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области. Освобожден по отбытию наказания 08.05.2020.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 30.05.2019 пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Армении Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения подлежащего освобождению из мест лишения свободы, признано нежелательным, с возложением на данное лицо обязанности - покинуть территорию Российской Федерации.

28.04.2020 года УМВД России по Тверской области утверждено решение о депортации гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за пределы Российской Федерации.

Начальником МО МВД России «Торжокский» принято решение о временном помещении гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области на срок, не превышающий 48 часов.

У гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется национальный паспорт гражданина Республики Армения серии с отметкой о сроке действия в иностранных государствах до 16.03.2017 года, не пригодный для пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В связи с чем, исполнить решение о депортации за пределы Российской Федерации в настоящее время не представляется возможным.

Учитывая указанные положения закона, наличие в отношении Саргсяна А.К. решения о депортации за пределы Российской Федерации, а также то, что он не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Таким образом, Саргсян А.К. не имеет гражданства Российской Федерации, ранее также его не имел. Его проживание, пребывание в Российской Федерации в установленном законом порядке признано нежелательным и вынесено решение о депортации. Сведений об отмене распоряжения Министерства Юстиции РФ о нежелательности пребывания в Российской Федерации, а также решения о депортации не имеется, то есть указанные решения имеют юридическую силу.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из представленных документов следует, что каких-либо препятствий к размещению гражданина Республики Армения Саргсяна А.К. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе по состоянию здоровья, не имеется.

Признавая обоснованным требование УМВД России по Тверской области о помещении гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области, суд исходит из следующего.

Гр. Республики Армения Саргсян А.К. на миграционном учете в УМВД России по Тверской области не состоит, гражданства РФ не имеет и ранее его не имел, является гражданином Республики Армения, регистрации на территории Российской Федерации не имеет.

Суд принимает во внимание, что близкие родственники - супруга, двое малолетних детей, брат проживают на территории РФ и являются гражданами РФ. Также суд учитывает, что в собственности Саргсян А.К. имеет жилье на территории РФ - ? долю дома в <адрес>, сведения о возможности получить работу, что подтверждено документально, сведения о проживании родственника в Рамешковском районе Тверской области.

При этом суд учитывает пояснения представителя истца в суде, согласно которых исполнение решение о депортации возложено на УМВД России по Тверской области и контроль местонахождения лица, в отношении которого принято решение о депортации, также возложено на УМВД. При этом как установлено в суде близкие родственники проживают в Краснодарском крае, жилье в собственности Саргсян А.К. имеет в Краснодарском крае, что исключает возможность контроля его фактического места нахождения и послужит препятствием в дальнейшем для исполнения решения о его депортации.

Кроме того, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27), провозглашает защиту государством семьи (ч.1 ст.38). При этом данные права в силу ч.3 ст.55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ (конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В установленном законом порядке распоряжение Министерства Юстиции РФ от 30.05.2019 о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, решение от 28.04.2020 УМВД России по Тверской области о депортации гражданина Республики Армении Саргсяна А.К. за пределы РФ не обжалованы, то есть имеют юридическую силу. При этом суд обращает внимание, что с распоряжением Министерства Юстиции РФ от 30.05.2019 , Саргсян А.К. был ознакомлен 11.07.2019, что было подтверждено последним в суде, при этом не обжаловал принятое решение.

Доводы стороны защиты о том, что решение УМВД России по Тверской области о депортации гражданина Республики Армении Саргсяна А.К. от 28.04.2020 было принято незаконно, без учета Указа Президента РФ № 274 от 18.04.2020 о временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являются не состоятельными, поскольку вопрос о законности или незаконности принятого решения от 28.04.2020 о депортации Саргсяна А.К. не является предметом рассмотрения искового заявления. Суд при рассмотрении данного дела не вправе давать оценку законности принятого решения о депортации.

Таким образом, с учетом указанных правовых норм, суд не находит обстоятельств, в достаточной степени гарантирующих наличие достоверной информации о месте нахождения гр. Республики Армения Саргсяна А.К., в случае возникновения такой необходимости, в связи с чем приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

Вместе с тем, суд считает, что с учетом установленных обстоятельств, отсутствие затруднений по установлению личности Саргсяна А.К., объема проведения необходимых действий, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в части срока помещения гр. Республики Армения Саргсяна А.К., в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 268, 269 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление врио начальника УМВД России по Тверской области ФИО1 о помещении гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области – удовлетворить частично.

Поместить гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, пос. Б.Перемерки, д. 40, сроком на 03 (три) месяца.

Срок помещения исчислять с момента реального помещения гражданина Республики Армения Саргсяна А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, пос. Б.Перемерки, д. 40, а именно с 08.05.2020 по 07.08.2020 включительно.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение десяти дней со дня принятия.

Мотивированное решение изготовлено 08.05.2020.

Председательствующий Н.В.Акбарова

1версия для печатиДело № 2а-1309/2020 ~ М-1093/2020 (Решение)