Дело№ 2а-130/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 января 2019 года г. Саки Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре судебного заседания Шпанко И.В., с участием представителя административных истцов ФИО8, представителя административного ответчика-ФИО5, представителя заинтересованного лица - ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо <адрес> Республики Крым о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество, понуждении совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: В августе 2018 г ФИО1 обратилась в суд с административным иском в котором просила суд признать незаконным отказ в государственной регистрации права Государственного комитета по государственной регистрации и кадастра Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№; обязании произвести государственную регистрацию права на помещение площадью №, расположенное по адресу: РК, <адрес> пом.1, в отношении заинтересованного лица ФИО2 на основании заключенного между ФИО1 и ФИО2 Договора купли-продажи. Требования мотивировала тем, что государственным комитетом по государственной регистрации и кадастра Республики Крым приято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение площадью № расположенное по адресу: РК, <адрес><адрес>. Административный истец, ФИО1, обратилась с заявлением о государственной регистрации права в связи с отчуждением данного помещения по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО2 Основанием для отказа в государственной регистрации права, как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№, послужила информация, предоставленная по межведомственному запросу Госкомкадастра РК от ДД.ММ.ГГГГ№ из <адрес> РК о том, что помещение в целом является собственностью муниципального образования <адрес> РК. Право собственности административного истца подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., основанием регистрации права Договор купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ С отказом не согласна, считает его незаконным, нарушающим право свободно распоряжаться принадлежащим имуществом. Просила суд, согласно уточненного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ обязать государственный комитет по государственной регистрации и кадастра Республики Крым произвести государственную регистрацию перехода права на помещение площадью № расположенное по адресу: РК, <адрес> на покупателя ФИО2. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соистца привлечена ФИО2, также принято административное исковое заявление, в котором ФИО2 просила суд признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастра Республики Крым в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастра Республики Крым произвести государственную регистрацию права ФИО2 на помещение площадью №, расположенное по адресу: РК, <адрес> на основании заключенного между ФИО1 и ФИО2 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Свои требования мотивировала тем, что обратилась с заявлением о государственной регистрации права в связи с отчуждением помещения № расположенного по адресу: РК, <адрес>, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, Госкомрегистром РК принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение. Основанием для отказа послужила информация, представленная по межведомственному запросу <адрес>, о том, что данное помещение в целом является собственностью муниципального образования <адрес> РК. Право собственности ФИО1 на спорное помещение подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ основанием регистрации права является договор купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ незаконным, так как отказ в государственной регистрации права при наличии в государственном реестре записи о наличии соответствующего права на объект недвижимости у лица, обратившегося за совершением государственной регистрации права, на основании, представленной иным лицом, в данном случае муниципальным образованием, претендующим на роль правообладателя данного объекта, нарушает установленный законом порядок регистрации прав. Данным отказом в государственной регистрации права нарушено право административного истца свободно приобретать в установленном законе порядке на право собственности на объект недвижимости. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена <адрес> Республики Крым. Административный истец ФИО1 судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен, причину неявки суду не сообщил, обеспечил участие в судебном заседании представителя ФИО8, действующего на основании ордера Представитель административного истца ФИО1 – ФИО8 в судебном заседании требования доверителя, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить в полном объеме на основании письменных пояснений (л.д. 156-158, 229-232), а также дополнительных пояснений (л.д.12-13,т.2), согласно которых следует, что в отношении спорого объекта недвижимости отсутствуют требования суда или уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество или установившее запрете на совершение определенных действий с недвижимым имуществом. В отказе в государственной регистрации перехода прав собственности от доверителя ФИО2 причиной названо только несоответствие представленных документов для регистрации. Отказ в государственной регистрации права (перехода права) при наличии в государственном реестре записи о наличии соответствующего права на объект недвижимости у лица, обратившегося за совершением государственной регистрации права, на основании, представленной иным лицом, в данном случае муниципальным образованием, претендующим на роль правообладателя данного объекта, нарушает установленный законом порядок регистрации права. Владение, пользование распоряжение помещением ФИО1 является добросовестным и законным, что свидетельствует о явно незаконном отказе административного ответчика в осуществлении государственной регистрации права и перехода права собственности по сделке. Объект недвижимости ни когда не находился в общей долевой собственности, также имеются расхождения в общей площади помещений изложенные в технических планах здания. Доверителем произведены неотделимые улучшения помещения, а муниципальное образование пытается присвоить себе имущество, которое количественно и качественно существенно отличается от переданного в аренду и за которое полностью получило деньги. Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен, причину неявки суду не сообщил, обеспечил участие в судебном заседании представителя ФИО8, действующего на основании ордера. Представитель административного истца ФИО2 – ФИО8 в судебном заседании требования доверителей поддержал, просил удовлетворить на основании письменных пояснений (л.д.23-24, т.2), согласно которым следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствовала информация об отметках с возражениями относительно приобретаемой недвижимости, ответчик сознательно ввел доверителя в заблуждение относительно правовых оснований для отказа в регистрации права, создает препятствия к осуществлению прав и законных интересовДД.ММ.ГГГГ был подписан договор купли-продажи, оплачена государственная пошлина и сданы документы на регистрацию. Решение суда между администрацией <адрес> и ФИО1 не представлено, чем нарушено п.6 ст. 72 Закона 218-ФЗ о и п.6 ст. 8.1 ГК РФ. Представитель административного ответчика в судебном заседании требования изложенные в административных исковых заявлениях не признал, просил отказать на основании письменных возражений (л.д.159-163), пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ в учреждение Госкомрегистра поступило заявление о регистрации перехода и регистрации права собственности нежилого помещения расположенного по адресу: РК, <адрес>,пом.1. При проведении правовой экспертизы были выявлены основания для приостановления осуществления государственной регистрации, предусмотренные п.5, ч.1 ст. 26 закона №218-ФЗ, в целях подтверждения подлинности представленных документов и достоверности содержащихся в них ведений направлен запрос в <адрес> о предоставлении информации о спорном имуществе. Согласно ответа на межведомственный запрос нежилое здание площадью 440,6 кв.м., расположенное по адресу: РК, <адрес> РК. В связи с чем, осуществить государственный переход права собственности не представляется возможным, в связи с чем принято решение Госкомрегистра об отказе в государственной регистрации права собственности в соответствии со ст. 27 Закона №218-ФЗ - в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Административным истцом выбран неверный способ защиты. Представитель заинтересованного лица <адрес> Республики Крым в судебном заседании возражал против удовлетворения требований ФИО1 и ФИО2, просил отказать на основании письменных возражений (л.д.240-242), согласно которых следует, что муниципальное образование <адрес> является собственником объекта недвижимости расположенного по адресу: РК, <адрес> в целом. <адрес> РК, в силу ч.1 ст.<адрес>, было подготовлено и направлено заявление и необходимые документы в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастра Республики Крым для проведения государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием на нежилое здание, расположенное по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации поступило уведомление о приостановлении государственной регистрации, как следует з уведомления, в вышеуказанном здании помещение № находится в частной собственности физического лица. С целью выявления возможных сторонних пользователей находящихся в здании расположенном по вышеуказанному адресу и последующей подачей документов для государственной регистрации права за муниципальным образованием, администрацией направлен запрос в Госкомрегистр о предоставлении Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в здании расположенном по вышеуказанному адресу являющейся муниципальной собственностью муниципального образования <адрес> РК, зарегистрировано нежилое помещение площадью 33,2 кв.м. с адресом: РК, <адрес>, пом.1 имеющее кадастровый №, правообладателем данного помещения, как следует из Выписки, является ФИО1. Согласно информации предоставленной филиалом ГУП РК «КрымБТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ инвентарное дело на сорный объект недвижимости было изъято органами прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не возвращено. С момента создания администрации района она не осуществляла отчуждение кому бы то было помещение (их частей) расположенных по вышеуказанному адресу. Таким образом, действия должностного лица Госкомрегистра об отказе в государственной регистрации нежилого помещения являются обоснованными и законными. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела пришел к следующему выводу. В соответствии с положениями ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Из положений ст. 61 КАС РФ усматривается, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами. Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе. При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство. Из положений ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно ч.1 ст.219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Согласно ч.7 и ч.8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Судом установлено, что на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником помещения № площадь <данные изъяты> расположенного по адресу: РК, <адрес>.(л.д.7) Данные обстоятельства подтверждаются материалами регистрационного дела на объект недвижимого имущества. (л.д.90-113) ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО7, действующей в интересах ФИО2, заключен договор купли-продажи недвижимого имущества помещения № площадь <данные изъяты> расположенного по адресу: РК, <адрес>, на основании положений п.6, ст.1 Федерального закона №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости.(л.д.5-6) Согласно сообщения об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ направленный государственным регистратором на имя ФИО2, последней отказано в регистрации права собственности на объект недвижимости помещения № площадь <данные изъяты> расположенного по адресу: РК, <адрес>. Основанием отказа послужило предоставления ответа на межведомственный запрос от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого, нежилое здание площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: РК, <адрес> в целом является собственностью муниципального образования <адрес> РК. Данные обстоятельства подтверждаются материалами регистрационного дела, предоставленного административным ответчиком на запрос суда. (л.д.114-130) Судом установлено, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№-р осуществляет полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым. Деятельность Государственного комитета по государственной регистрации и кадастра Республики Крым относиться к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним. Судом установлено, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастра Республики Крым, является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом N 218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о недвижимости сведений. Исходя из структуры ЕГРН, закрепленной в статье 7 Закона N 218-ФЗ, в состав ЕГРН входят, в том числе реестр прав на недвижимость и реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости). Статьей 12 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и <адрес> значения Севастополя" предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Статьей 12.1 этого же Федерального Конституционного закона установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно положений п.1 ст. 21 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015г «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Из материалов регистрационного дела на объект недвижимости помещение № расположенное по адресу: РК, <адрес>, судом установлено, что заявление о регистрации перехода права и регистрации права собственности поступило от административных истцов в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастра Республики Крым также ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 25-27,28-29 ) В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В судебном заседании установлено, что государственным регистратором при проведении правовой экспертизы были выявлены основания для приостановления осуществления государственной регистрации, предусмотренные п.5 ч.1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в том числе не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В связи с чем, государственным регистратором вынесено решение о приостановлении регистрации, которое направлено для сведения административным истцам, также стороны уведомлены о необходимости устранения причин, препятствующих осуществлению регистрации, и праве самостоятельно предоставить дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации права собственности в срок до 23.06.2018г. (л.д. 38-39) Копия уведомления также направлена представителям административных истцов, представляющих их при оформлении договора купли-продажи нежилого помещения.(л.д.40) Судом также установлено, что согласно п. 9 и п.5 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч.3 ст. 7.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях подтверждения подлинности представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений, государственным регистратором направлен запрос в <адрес> о предоставлении информации о спорном имуществе – нежилом помещении № расположенного по адресу: РК, <адрес>. Судом установлен, что согласно ответа на межведомственный запрос от ДД.ММ.ГГГГ исх. № нежилое здание, площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: РК, <адрес> Республики Крым. (л.д.42) В подтверждение вышеуказанных обстоятельств государственному регистратору представлена Выписка из реестра имущества муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.(л.д.43) Факт нахождения спорного объект недвижимого имущества в реестре имущества муниципального образования <адрес> РК, подтверждается представленной суду Выпиской от ДД.ММ.ГГГГ№(л.д.185); Решением <данные изъяты><адрес> совета от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме в собственность муниципального образования <адрес> РК имущества ликвидируемого <адрес> совета» (л.д.196-198); Решением 08 сессии 1 созыва <адрес> совета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче администрации <адрес> РК имущества, находящегося в собственности муниципального образования <адрес> РК» и актами приема-передачи имущества (л.д.199-220) Судом установлено, что согласно сообщения главы администрации <адрес> Республики Крым на имя Сакского межрайонного прокурора РК от ДД.ММ.ГГГГ Решением Хозяйственного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано право коммунальной собственности за <адрес> советом на двухэтажное здание, которое расположено в <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., решение вступило в законную силу <данные изъяты>.(л.д.44-49) Право собственности коммунальной зарегистрировано в электронном реестре прав собственности на недвижимое имущество <данные изъяты> В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Согласно пояснений представителя заинтересованного лица, данных в судебном заседании, спорный объект недвижимости находится в собственности муниципального образования, отдельные помещения не отчуждались. Судом не проводится правовой анализ представленных суду копий решения Хозяйственного суда АР Крым от <данные изъяты>. по делу №(л.д.164), Постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от <данные изъяты> по делу № (л.д.165-168), а также постановление Высшего хозяйственного суда Украины от ДД.ММ.ГГГГ№.(л.д.169-172), решения Хозяйственного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.174-175), постановления Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от <данные изъяты> дело № (л.д.176-184), которым отказано в удовлетворении исковых требований ООО «Фирма Таврида-Консалтинг» к <адрес>ному совету о признании права собственности на недвижимое имущество, в подтверждение возражений заинтересованного лица об отсутствии права собственности на спорный объект недвижимости помещение № расположенное по адресу: РК, <адрес> у административного истца ФИО1 Так как, требования о признании права отсутствующим или истребовании имущества из чужого незаконного владения не заявлялись, не представлено решение об удовлетворении вышеуказанных требований. Согласно положений ст. ст. 130 п. 1 абз. 3, 218 п. 2, 219, 223 ГК РФ, установлено, что к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке; право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества; право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации; право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Согласно положений п.6 ст. 8.1 ГК РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином. При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные. Согласно положений п. 7 ст. 8.1 ГК РФ в отношении зарегистрированного права в государственный реестр может быть внесена в порядке, установленном законом, отметка о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее. Если в течение трех месяцев со дня внесения в государственный реестр отметки о возражении в отношении зарегистрированного права лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, отметка о возражении аннулируется. В этом случае повторное внесение отметки о возражении указанного лица не допускается. Лицо, оспаривающее зарегистрированное право в суде, вправе требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права. Согласно пояснений представителя заинтересованного лица данных в судебном заседании, муниципальное образование неоднократно обращалось с заявлением о регистрации права не недвижимое имущество нежилое помещение расположенное по адресу: РК, <адрес> в целом, однако получало отказ, в связи с наличием зарегистрированного права на отдельное помещение в нежилом помещении за административным истцом ФИО1 Также готовится обращение в суд о признании права собственности ФИО1 на спорный объект недвижимости отсутствующим. Эти обстоятельства подтвердил в судебном заседании представитель административного ответчика. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности в соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»- в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.(л.д.50-55) Копия сообщения об отказе в государственной регистрации направлена для сведения ФИО2, ФИО1, а также представителю ФИО7 Представленная представителем административных истцов копия инвентарного дела на спорный объект недвижимости судом не может быть признана надлежащим доказательством, так как оригинал, или надлежащим образом заверенная копия, по запросу суда, филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес>, суду не представлена. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органом местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Судом установлено, что также и ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества помещений № расположенное по адресу: РК, <адрес>., на основании заявлений сторон от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.88-89) Основанием отказа послужили обстоятельства того, что ответ из <адрес> Республики рым не поступил, в связи с чем, не предоставляется возможным однозначно определить отсутствие судебного спора в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по вышеуказанному адресу. Согласно материалов регистрационного дела, представленного административным ответчиком на запрос суда (л.д.131-152), регистрация перехода права собственности сторонами осуществлялась на основании Договора купли-продажи объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ заключенного в простой письменной форме. В силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа, его противоправного действия (бездействия) незаконным, является одновременное наличие двух обязательных условий наступления юридически значимых последствий в виде незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушения Государственным органом прав и законных интересов, а равно создание препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При этом понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит административный истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. Согласно п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Из положений ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Исходя из приведенных выше правовых норм, требование заявителя может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность оспариваемых актов, действий (бездействий) органов и должностных лиц и нарушение прав и свобод гражданина. Судом установлено, что муниципальным образованием <адрес> РК оспаривается право собственности ФИО1 на помещение № расположенное по адресу: РК, <адрес>. Наличие притязаний в отношении спорного объекта недвижимого имущества свидетельствует о наличии спора о праве, который должен быть разрешен в порядке искового производства с использованием установленных законодателем способов защиты (статья 12 Гражданского кодекса РФ). Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 409-О, право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, поскольку они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральными законами. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия государственного регистратора по вынесению сообщения об отказе в регистрации перехода права собственности являются законными, обоснованными, сообщение вынесено на основании действующего законодательства, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным отказа в регистрации перехода права собственности на нежилое помещение площадью 33,2 кв.м. КН/УН 90:21:010114:62, расположенное по адресу: РК, <адрес><адрес> На основании изложенного, руководствуясь ст. 174, 180, 227, 298 КАС Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Административное исковое заявление ФИО2, ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо <адрес> Республики Крым о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество, понуждении совершить определенные действия оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме вынесено су<адрес>.01.2019г. Судья Собещанская Н.В. |