ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-130/20 от 04.12.2020 Ухоловского районного суда (Рязанская область)

дело № 2а-130/2020

УИД 62RS0028-01-2020-000181-78 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Ухолово Рязанской области 4 декабря 2020 года

Ухоловский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Васина Ю.В.,

с участием представителя административного истца администрации МО - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области по доверенности от ***ФИО1, главы администрации ФИО2,

представителя административного ответчика ГУКПК Рязанской области по доверенности от ***ФИО3,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области по доверенности от ***ФИО4,

при секретаре судебного заседания Трусенковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Ухоловского районного суда Рязанской области административное дело по иску

администрации муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области к Главному управлению контроля и противодействия коррупции Рязанской области о признании незаконным и отмене предписания,

у с т а н о в и л:

администрация муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Главному управлению контроля и противодействия коррупции Рязанской области (далее по тексту ГУКПК Рязанской области) о признании незаконным и отмене предписания, указав в обоснование заявленных требований, что по результатам проведённой в период с 23.07.2020 по 27.07.2020 проверки отделом регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Главного управления контроля и противодействия коррупции Рязанской области в отношении административного истца вынесено предписание № 24 об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанным предписанием на административного истца возложены следующие обязанности: 1) осуществить накопление резервов материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренных номенклатурой, в срок до 01.06.2021; 2) создать местную систему оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования до 01.06.2021.

Административный истец полагает, что указанные обязанности на него возложены незаконно, так как вопрос организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в силу прямого указания закона не может быть отнесён к компетенции администрации сельского поселения.

Администрация МО - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области просит суд признать незаконным и отменить предписание отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Главного управления контроля и противодействия коррупции Рязанской области № 24 от 27.07.2020, выданное административному истцу.

От административного ответчика ГУКПК Рязанской областипоступили возражения относительно заявленных требований, из содержания которых следует, что финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет, в том числе, средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов.

Определением Ухоловского районного суда Рязанской области от 17 ноября 2020 года к участию в деле привлечена в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца администрация МО - Ухоловский муниципальный район Рязанской области.

От заинтересованного лица администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области поступили объяснения, из содержания которых следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В рамках указанных полномочий администрацией района создаётся резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и система оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях.

В судебном заседании представитель административного истца администрации МО - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области по доверенности ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объёме.

Глава администрации ФИО2 заявленные административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объёме.

Представитель административного ответчика ГУКПК Рязанской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании решение по существу заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п. «с» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации.

Главное управление контроля и противодействия коррупции Рязанской области (далее ГУКПК Рязанской области) является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, что закреплено в п. 1 раздела I Положения о главном управлении контроля и противодействия коррупции Рязанской области, утверждённом Постановлением Правительства Рязанской области от 11.10.2017 № 248.

К основным задачам ГУКПК Рязанской области, в том числе, относится осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера (п. 8 ст. 2 раздела II Положения).

ГУКПК Рязанской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия (функции), в том числе, по организации и осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в порядке, установленном Правительством Рязанской области (п. 15 ч. 1 ст. 1 Раздела III Положения).

В соответствием с содержанием Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Рязанской области, утверждённого Постановлением Правительства Рязанской области от 10.08.2016 № 176 «О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Рязанской области», региональный государственный надзор организуется и осуществляется ФИО5 (п. 4). Региональный государственный надзор осуществляется, в том числе, посредством организации и проведения проверок (п. 6).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 23.07.2020 по 27.07.2020 начальником отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ФИО3 и главным специалистом отдела М. было проведено плановое выездное мероприятие по надзору за выполнением администрацией МО - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проверки администрации МО - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области выдано предписание № 24 об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 27.07.2020. Указанным предписанием на административного истца возложены следующие обязанности: 1) осуществить накопление резервов материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренных номенклатурой, в срок до 01.06.2021; 2) создать местную систему оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования до 01.06.2021.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены статьёй 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Так согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; б) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ; л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях. При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.

В соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006, системы оповещения создаются в том числе на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования) (п. 4).

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы (п. 2). Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются, в том числе, местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления (п. 3).

В соответствии с п. «д» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляемым самостоятельно, в том числе, относится создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как установлено положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 23 ч. 1). К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) (ч. 3). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4).

Закон Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» закрепляет за сельскими поселениями Рязанской области отдельные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в дополнение к вопросам местного значения сельского поселения, предусмотренным частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона, в соответствии с содержанием которого за сельскими поселениями Рязанской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (за исключением организации в границах сельского поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения), 5 - 8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2.1).

Допрошенный в качестве свидетеля начальник отдела по ГО и ЧС администрации МО - Ухоловский муниципальный район Рязанской области П. суду пояснил, что на территории сельских поселений органами местного самоуправления для своего населения должны создаваться резервы материальных ресурсов и местная система оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях, которая, в свою очередь, подключается к системе оповещения, имеющейся на уровне района.

При таких обстоятельствах возложенные на администрацию МО - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области оспариваемым предписание обязанности: 1) осуществить накопление резервов материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренных номенклатурой; 2) создать местную систему оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования, являются законными.

Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 178-180, 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования - Коноплинское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области к Главному управлению контроля и противодействия коррупции Рязанской области о признании незаконным и отмене предписания отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Ухоловский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 9 декабря 2020 года.

Судья