ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-130/2023 от 14.07.2023 Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 июля 2023 года город Новосибирск

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Дунаева Д.В., при секретаре судебного заседания Заверткиной К.А., с участием представителя административного истца Кузьминой Ю.В., представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Новосибирской области» Жиляевой С.Н., рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-130/2023 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Иванова Дмитрия Васильевича о признании незаконным решения призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе на территории Новосибирской области об оставлении в силе решения призывной комиссии граждан, пребывающих в запасе на территории <адрес>, о призыве на военную службу по мобилизации,

установил:

Иванов обратился в суд с административными исковыми заявлениями, в котором указал, что проходит военную службу в войсковой части на основании решения призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе на территории города Новосибирска.

Далее административный истец указал, что решением призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе на территории Новосибирской области от 1 июня 2023 года оставлено в силе решение вышеназванной призывной комиссии от 26 сентября 2022 года, так как на момент призыва оснований для предоставления отсрочки не было.

Полагая незаконным вышеуказанное решение от 1 июня 2023 года, Иванов просит его признать таковым, возложив обязанность на данный коллегиальный орган предоставить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, указывая в обоснование следующее.

Административный истец считает, что с учетом Указаний Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – ГШ ВС РФ) от 4 октября 2022 года и Статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2022 года, он решением призывной комиссии от 1 июня 2023 года лишен права на отсрочку от призыва на военную службу, а также возможности увольнения с военной службы, как имеющий на иждивении трех несовершеннолетних детей, возрастом до 16 лет, когда как такое право у него имеется.

Приводя положения действующего законодательства, Иванов считает, что Указания от 4 октября 2022 года, несмотря на то, что не являются законом, подлежат исполнению и применению.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания административный истец Иванов, административный ответчик – призывная комиссия по мобилизации граждан, пребывающих в запасе на территории Новосибирской области, привлеченная в качестве заинтересованного лица призывная комиссия по мобилизации граждан, пребывающих в запасе на территории города Новосибирска, а также их представители в суд не явились. В представленном в суд письменном заявлении административный истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Кузьмина заявленные требования поддержала и просила административный иск удовлетворить в полном объеме. При этом, приводя обстоятельства дела и ссылаясь на положения действующего законодательства, регламентирующего полномочия Министерства обороны Российской Федерации, вопросы мобилизации и деятельности ГШ ВС РФ, Кузьмина указывает, что Иванову было отказано в предоставлении отсрочки на основании ст. 18 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», однако административный истец просил предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу с учетом Указаний ГШ ВС РФ от 4 октября 2022 года.

Обращает внимание, что в списки личного состава воинской части Иванов был зачислен позднее издания Указаний ГШ ВС РФ.

Считает, что обращение Иванова в установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядке, фактически не рассмотрено, поскольку в решении от 1 июня 2023 года не приведены мотивы, по которым не применены Указания от 4 октября 2023 года, носящие обязательный, а не рекомендательный характер.

Представитель Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Новосибирской области» Жиляева, в представленных суду письменных возражениях, а также в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать, ссылаясь на то, что права и свободы Иванова при рассмотрении его заявления об отмене решения о призыве на военную службу нарушены не были, решение призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе на территории Новосибирской области от 1 июня 2023 года вынесено законно и обоснованно, с учетом данных из личного дела военнослужащего и состава его семьи.

Также Жиляева пояснила, что законом не предусмотрены определенные требования к содержанию решения вышестоящей призывной комиссии. При этом также указала, что призывная комиссия по мобилизации граждан, пребывающих в запасе на территории Новосибирской области, в своем решении от 1 июня 2023 года привела мотивы оставления в силе решения призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе на территории города Новосибирска от 26 сентября 2022 года.

Кроме того представитель заинтересованного лица указала, что Указания ГШ ВС РФ от 4 октября 2022 года применяются только в отношении граждан, пребывающих в запасе, а какие-либо распоряжения о применении Указаний в отношении граждан, ранее призванных на военную службу по мобилизации не имеются.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон) в период мобилизации воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусматривает, в частности, призыв на военную службу по мобилизации и ее прохождение в период мобилизации.

В абз. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон о мобилизации) установлено, что мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 № 647 в Российской Федерации с 21 сентября 2022 года объявлена частичная мобилизация.

Как следует из п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона о мобилизации, призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Статьей 18 Закона о мобилизации определено, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется в том числе гражданам, имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель); имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.

Следовательно, иные основания для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации могут предоставляться только на основании Указа Президента Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 852 утверждено Положение о призыве граждан РФ по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее – Положение).

Согласно п. 2 Положения призыв граждан по мобилизации - это комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени.

Пунктами 21, 22, 25, 27 и 29 Положения предусмотрено, что в период мобилизации на призывную комиссию по мобилизации субъекта Российской Федерации возлагается осуществление призыва граждан и его обеспечение.

На призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагается утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части, предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации.

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии.

Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования.

Призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан принимает решения о призыве для прохождения военной службы, либо о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.

Призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований.

Согласно Указаниям Начальника ГШ ВС РФ от 4 октября 2022 года, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, имеющим на иждивении трех и более детей в возрасте до 16 лет. Отсрочка предоставляется на основании паспорта гражданина Российской Федерации, документа воинского учета, свидетельств о рождении детей (Приложение 1).

В соответствии с указаниями статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2022 года установлено, что увольнение с военной службы военнослужащих, призванных на военную службу по мобилизации, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации осуществляется приказами соответствующих командиров (начальников) по ходатайству военного комиссара на основании решения призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации об отмене решения призывной комиссии по мобилизации муниципального образования.

Как видно из выписки из протокола от 26 сентября 2022 года призывной комиссией по мобилизации граждан, пребывающих в запасе на территории города Новосибирска и именного списка, Иванов, состоящий на воинском учете в военном комиссариате Кировского и Ленинского районов города Новосибирска, призван на военную службу по мобилизации.

Согласно представленным копиям свидетельств о рождении, на иждивении Иванова находятся трое детей: Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения; А., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

В соответствии с копией свидетельства о заключении брака от 24 января 2014 года серии <данные изъяты> произведена государственная регистрация брака между Ивановым и Б.Е.А.

Как видно из выписки из протокола заседания призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, на территории Новосибирской области от 1 июня 2023 года по результатам рассмотрения обращения Иванова коллегиальный орган принял решение об оставлении в силе решения призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе в Куйбышевском районе (ошибочно указано) в отношении призыва по мобилизации, так как на момент призыва оснований для предоставления отсрочки от призыва в соответствии со ст. 18 Закона о мобилизации не было.

Таким образом суд учитывает, что поскольку Иванов на дату призыва на военную службу по мобилизации не имел на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или воспитывал без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, при этом Указ Президента Российской Федерации о предоставлении гражданам, имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет, не издавался в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона о мобилизации, то оснований для отмены решения вышеуказанного решения у призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, на территории Новосибирской области не имелось.

В этой связи суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, на территории Новосибирской области от 1 июня 2023 года (протокол ) является законным и обоснованным, а требования, изложенные в административном исковом заявлении, не подлежащими удовлетворению.

Доводы Кузьминой о том, что в решение от 1 июня 2023 года принято без фактического рассмотрения обращения Иванова и не мотивировано, опровергаются выпиской из протокола заседания призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, на территории Новосибирской области , согласно которому в п.п. 2.11 содержатся основания обращения Иванова об отмене решения призывной комиссии по мобилизации от 26 сентября 2022 года, а также ссылки на нормы действующего законодательства при принятии решения об оставлении данного решения коллегиального органа в силе.

Суд также не принимает доводы представителя административного истца о нарушении порядка рассмотрения обращения Иванова, поскольку призывная комиссия по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, на территории Новосибирской области рассматривая данное обращение, действовала в рамках полномочий, предусмотренных Положением и к данным правоотношениям Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» применяться не может.

Оценивая ссылку административного истца и его представителя на указания начальника ГШ ВС РФ от 4 октября 2022 года, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 Инструкции по подготовке и представлению на подпись проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 2014 года № 888, в Министерстве обороны Российской Федерации нормативные правовые акты издаются в виде приказов Министра обороны Российской Федерации или ином установленном законодательством Российской Федерации виде.

При этом правовые акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, могут издаваться в виде указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Положениями п. 1 ст. 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации не носят нормативного характера и в силу действующего правового регулирования не могут устанавливать иные основания для предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации помимо перечисленных в Законе о мобилизации и Указах Президента Российской Федерации, в связи с чем на основании ст. 15 КАС РФ не могут применяться при разрешении данного административного дела.

Более того, суд отмечает, что вышеназванные Указания изданы после принятия решения призывной комиссии о призыве административного истца на военную службу по мобилизации, у которого имелось на иждивении трое несовершеннолетних детей, в связи с чем у Иванова права на отсрочку от призыва на военную службу отсутствовало.

Разрешая вопросы, связанные с возмещением судебных расходов, суд, руководствуясь требованиями ст. 111 КАС РФ, не усматривает оснований для возмещения Иванову суммы уплаченной им государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Иванова Дмитрия Васильевича о признании незаконным решения призывной комиссии по мобилизации граждан, пребывающих в запасе на территории Новосибирской области об оставлении в силе решения призывной комиссии граждан, пребывающих в запасе на территории города Новосибирска о призыве на военную службу по мобилизации, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.В. Дунаев

Мотивированное решение суда составлено 25 июля 2023 года