ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1311/2023 от 30.01.2024 Пензенского районного суда (Пензенская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Пенза 30 января 2024 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Прудченко А.А.,

при секретаре судебного заседания Хабибулиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новое Время» к Министерству ЖКХ и ГЗН Пензенской области об отмене предписания №ПР-7 от 25 мая 2023 года об устранении выявленных нарушений и (или) проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новое время» (далее – ООО «УК «Новое время») в лице директора Ф.И.О.5, обратилось в суд с вышеназванным административным иском, указав, что Министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области в адрес Общества направлено предписание об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных ЖК РФ от 25 мая 2023 года №ПР-7, зарегистрированное под вх. от 25 мая 2023 года. В данном предписании указывается на необходимость отражения Обществом в платежных документах, направляемых в адрес собственников жилых помещений МКД по <...>, задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в разрезе по видам услуг в соответствии с примерной формой платежного документа, утвержденной приказом Минстроя России от 26 января 2018 года №43/пр. Общество считает вынесенное предписание от 25 мая 2023 года №ПР-7 незаконным и необоснованным. В соответствии с п.118 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в случае, если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги, исходя из частично неоплаченной суммы.

У собственников заключен договор управления МКД, который включает в себя несколько услуг. В платежном документе отражается долг именно по договору, а не по услугам из договора. В соответствии с п.«з» Правил в платежном документе указываются сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, но не указано, что сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем отражаются отдельно по видам жилищно-коммунальных услуг договора управления. Приказом Минстроя России от 26 января 2018 года №43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Данная форма носит рекомендательный характер и не является обязательной к применению. На основании изложенного следует, что тражение долга в платежном документе именно по договору управления, а не по услугам из договора управления, не является нарушением действующего законодательства, так как Приказ Минстроя России от 26 января 2018 года №43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» носит рекомендательный характер. В п.69 Правил №354 установлено, что в платежном документе указывают: оплачиваемый месяц (подпункт «в»), размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг (подпункт «г»), сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды (подпункт «з»). Задолженность отражается в квитанции в качестве справочной информации отдельно от платы за коммунальные услуги за оплачиваемый месяц. Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Обществом действующего законодательства РФ отсутствуют. Вынесенное предписание об установлении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных ЖК РФ от 25 мая 2023 года №ПР-7 незаконным, необоснованным и просит его отменить. Кроме того, со стороны Общества на предписание от 25 мая 2023 года №ПР-7 в адрес Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области в качестве досудебного обжалования подана жалоба на решение контрольных органов через портал Государственных услуг. В рассмотрении жалобы по услуге «Жалоба на решение контрольных органов» от 10 августа 2023 года было отказано. Просит суд признать незаконным предписание Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 25 мая 2023 года №ПР-7 и его отменить.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «УК «Новое время» Федоровичев А.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области Адлер И.А., действующий на основании доверенности, с административным исковым заявлением не согласился и просил отказать в его удовлетворении.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе, выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года №1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с п.«б» п.3 названного Положения лицензионным требованиям к лицензиату помимо требований, предусмотренных п.п.1-6.1 ч.1 ст.193 ЖК РФ, является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ.

Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из пп.«ж» п.4 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 года №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (с изменениями и дополнениями) следует, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.118 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (с изменениями и дополнениями) в случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

На основании пп.«в», «г», «з» п.69 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в платежном документе указываются: указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.

Как следует из п.71 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Минстроя России от 26 января 2018 года №43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения дела стало известно, что ООО «УК «Новое время» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, оказывает услуги по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов, а также предоставляет коммунальные услуги в многоквартирные дома.

В связи с выявленными должностными лицами Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области фактами направления ООО «УК «Новое время» в адрес собственников жилых помещений МКД по <...> в <...> платежных документов, не соответствующих форме платежного документа, утвержденного Приказом Минстроя России от 26 января 2018 года №43/пр, в части отражения задолженности за жилищно-коммунальные услуги, Министерством 17 мая 2023 года была организована внеплановая документарная проверка в отношении Общества. По итогам данной проверки был составлен акт документарной проверки №29 от 25 мая 2023 года (л.д.43 оборот-44).

25 мая 2023 года Министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области в адрес ООО «УК «Новое время» было выдано предписание №ПР-7 об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных ЖК РФ, а именно: устранение в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг, направляемых в адрес собственников (пользователей) жилых помещений многоквартирного <...> в <...> отражение задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в разрезе по видам услуг в соответствии с примерной формой платежного документа, утвержденной Приказом Минстроя России от 26 января 2018 года №43/пр, которая определена п.71 Правил №354. Срок устранения нарушений до 26 июня 2023 года (л.д.7).

Не согласившись с предписанием, ООО «УК «Новое время» обратилось в Министерство ЖКХ И ГЗН Пензенской области с возражением от 22 июня 2023 года, в котором просило отменить вышеуказанное предписание (л.д.46 оборот-47).

Согласно ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ лицо подлежит ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст.13.19.2 настоящего Кодекса.

Как было установлено в ходе проверки должностным лицом Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области, что 16 марта 2023 года в 00 часов 00 минут по адресу: <...>, директор ООО «УК «Новое время» Ф.И.О.5 осуществлял предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований (пп.«б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года №1110), выразившееся в отражении в платежном документе для внесения платы в жилищно-коммунальные услуги, выставленном в адрес собственника жилого помещения МКД по <...> в <...> за февраль 2023 года, задолженности одной строкой без разделения по видам услуг, без определения размера произведенной потребителем оплаты за прошлый период и существующей задолженности по видам услуг с нарушением п.71 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области директора ООО «УК «Новое время» Ф.И.О.5 к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, о чем было вынесено постановление №П-18 по делу об административном правонарушении от 06 июля 2023 года (л.д.63-66).

Судья Пензенского районного суда Пензенской области в своем решении от 09 октября 2023 года согласился с выводами должностного лица Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области о виновности директора ООО «УК «Новое время» Ф.И.О.5 в совершении вмененного в вину административного правонарушения (л.д.92-94).

Однако с вышеуказанными выводами должностного лица Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области и судьи Пензенского районного суда Пензенской области судья Пензенского областного суда не согласился, о чем вынес решение от 21 декабря 2023 года (л.д.95-97), которым постановление №П-18 от 06 июля 2023 года и решение от 09 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Управляющая компания «Новое время» Ф.И.О.5 отменены, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях последнего состава административного правонарушения.

В своем решении от 21 декабря 2023 года судья Пензенского областного суда указал, что в действиях директора ООО «УК «Новое время» Ф.И.О.5 не усматривается нарушения пп.«б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года №1110, поскольку юридическое лицо исполнило обязанности по договору управления многоквартирным домом, предусмотренные ч.2 ст.162 ЖК РФ.

В платежном документе была отражена задолженность за предыдущий расчетный период, а ссылка на Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 января 2018 года №43пр, не может быть принята во внимание, поскольку данным приказом утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.

Вмененные в вину Ф.И.О.5 нарушения не обязывают ООО «УК «Новое время» выставлять для оплаты платежные документы с отражением в них задолженности за предыдущие расчетные периоды по каждой коммунальной услуге в отдельности и не может являться нарушением пп.«б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года №1110.

В данном случае прекращение дела об административном правонарушении, предусмотренным ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «УК «Новое время» в связи с отсутствием состава административного правонарушения освобождает Общество от обязанности исполнения предписания Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области №ПР-7 от 25 мая 2023 года, поскольку его вынесение было обусловлено нарушениями пп.«б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года №1110, и п.71 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, которые не нашли своего подтверждения.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам инарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что вынесенное должностным лицом Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области предписание №ПР-7 от 25 мая 2023 года об устранении выявленных нарушений и (или) проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, препятствует к осуществлению Обществом своей деятельности по управлению многоквартирными домами, оказыванию услуг по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов, а также предоставлению коммунальных услуг в многоквартирные дома, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новое время» к Министерству ЖКХ и ГЗН Пензенской области об отмене предписания №ПР-7 от 25 мая 2023 года об устранении выявленных нарушений и (или) проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, - удовлетворить.

Признать предписание №ПР-7 от 25 мая 2023 года Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области об устранении выявленных нарушений и (или) проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, - незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

В окончательной форме решение принято 02 февраля 2024 года.

Председательствующий