ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1312/2017 от 18.10.2017 Шелеховского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2017 год город Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Очеретянной М.Н., с участием представителя административного истца заместителя прокурора города Шелехова Трофимовой Э.В., представителя административного ответчика администрации Шелеховского городского поселения ФИО1, действующего на основании доверенности от *дата скрыта**номер скрыт*,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1312/2017 по административному исковому заявлению прокурора города Шелехова Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что постановлением Администрации Шелеховского городского поселения от 3 июня 2013 года № 551 па утвержден административный регламент муниципальной услуги «Выдача ордера-разрешения на проведение земляных работ».

Согласно пункту 1.2 административного регламента регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации Шелеховского городского поселения, порядок взаимодействия между ними и заявителями при предоставлении муниципальной услуги.

Заявителями и получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица (п.1.3).

Результатом муниципальной услуги является выдача согласованного ордера на проведение земляных работ либо мотивированный отказ в предоставлении данной услуги ( п.2.3).

Постановление от 3 июня 2013 года № 551 па опубликовано в газете «Шелеховский вестник» в номере 22/1 от 14 июня 2013 года и считается вступившим в законную силу на основании ч.3 ст. 43, ч.1 ст. 45 Устава города Шелехова и п. 4 данного постановления.

Также постановление от 3 июня 2013 года №551 па размещено на официальном сайте органов местного самоуправления Шелеховского городского поселения. Тем самым Администрацией города обеспечен доступ неопределенного круга лиц к административному регламенту предоставления муниципальной услуги.

Из указанного следует, что постановление от 3 июня 2013 года №551 па является муниципальным правовым актом нормативного характера, поскольку установленный им порядок предоставления муниципальной услуги является обязательным для физических и юридических лиц заинтересованных в получении разрешительного документа, рассчитан на неоднократное применение.

Между тем, постановление от 3 июня 2013 года № 551 па пришло в противоречие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства», что является основанием для признания его недействующим.

Также в иске указывается на Федеральный закон от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», Устав города Шелехова, положения п.2 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ, которым утвержден исчерпывающий перечень процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территории субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года №403 утверждён исчерпывающий Перечень процедур в сфере жилищного строительства.

В разделе II названного Перечня перечислены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территории субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, в том числе процедура «предоставление разрешения на осуществление земляных работ» (пункт 132).

При этом в наименовании раздела II имеется уточнение: применяются в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Тем самым подзаконным актом Российской Федерации определена компетенция представительного органа местного самоуправления на принятие соответствующего муниципального нормативного правового акта.

На территории Шелеховского городского поселения действует решение Думы Шелеховского городского поселения от 28 июня 2012 года № 32-рд, которым утверждены Правила содержания и благоустройства территории города Шелехова ( в ред. 16 июня 2016 года). Разделом 8 (1) данных Правил закреплен порядок проведения земляных работ. Положений, наделяющих администрацию города полномочием на принятие нормативного правового акта (административного регламента), устанавливающего порядок предоставления соответствующей муниципальной услуги, названное решение не содержит.

Несмотря на это, оспариваемый административный регламент, принятый исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (местной администрацией) до настоящего времени остается действующим правовым актом, что прямо противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства».8

Кроме того, указывается, что постановление от 3 июня 2013 года № 551 па содержит коррупциогенный фактор.

25 июля 2017 года прокуратурой города принесен протест на постановление администрации Шелеховского городского поселения от 3 июня 2013 года 551 па, который отклонен.

Просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Администрации Шелеховского городского поселения от 3 июня 2013 года № 551 па «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Выдача ордера - разрешения на проведение земляных работ».

В судебном заседании заместитель прокурора Трофимова Э.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований. По его мнению, не целесообразно ставить требования относительно всего административного регламента.

Представитель Думы Шелеховского городского поселения ФИО3, просил рассматривать дело без участия заинтересованного лица. Суду было предоставлено объяснение, из которого следует, что оспариваемый правовой акт был принят ответчиком во исполнение решения Думы от 24 марта 2011 года № 13-рд «Об утверждении Положения о порядке проведения земляных работ на территории города Шелехова». Решением Думы от 16 июня 2016 года № 20-рд «О внесении изменений в Правила содержания и благоустройства территории города Шелехова» решение №13-рд было отменено, но при этом Правила содержания и благоустройства были дополнены разделом 8.1. «Содержание инженерных сетей и сооружений» В данном разделе освещены вопросы проведения земляных работ на территории города Шелехова и вопросы по выдаче ордера-разрешения на проведение земляных работ. Следовательно, на территории города Шелехова имеется муниципальный правовой акт представительного органа местного самоуправления (решение Думы от 28 июня 2012 года № 32-рд «Об утверждении Правил содержания и благоустройства территории города Шелехова»), посвященный вопросам предоставления разрешения на осуществление земляных работ.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика ФИО2, заместителя прокурора г. Шелехова Трофимову Э.В., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В судебном заседании установлено, что Администрация Шелеховского городского поселения 3 июня 2013 года приняла Постановление № 551 па «Об утверждении Административного регламента услуги «выдача ордера-разрешения на проведение земляных работ» (далее по тексту – Постановление 551па). Пунктом 1 данного Постановления установлено утвердить Административный регламент муниципальной услуги «Выдача ордера-разрешения на проведение земляных работ» (Приложение №1).

Согласно п. 1.2 административного регламента регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации Шелеховского городского поселения, порядок взаимодействия между ними и заявителями при предоставлении муниципальной услуги.

Заявителями и получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица, что следует из п.1.3.

Результатом муниципальной услуги является выдача согласованного ордера на проведение земляных работ либо мотивированный отказ в предоставлении данной услуги (п. 2.3).

Указанное постановление опубликовано в газете «Шелеховский вестник» в номере 22/1 от 14 июня 2013 года и считается вступившим в законную силу на основании ч.3 ст. 43, ч.1 ст. 45 Устава города Шелехова и п.4 данного постановления.

Из указанного следует, что постановление является муниципальным правовым актом нормативного характера, поскольку установленный им порядок предоставления муниципальной услуги является обязательным для физических и юридических лиц, заинтересованных в получении разрешительного документа, рассчитан на неоднократное применение.

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальный правовой акт - решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов, согласно ч.1 ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ входят нормативные и иные правовые акта представительного органа муниципального образования (п.2); правовые акты местной администрации (п.3).

Согласно ч.1 ст. 40 Устава города Шелехова в систему муниципальных правовых актов города Шелехова входят: Устав города Шелехова, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты думы города Шелехова; правовые акты главы города Шелехова, администрации города Шелехова.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В ч.4 ст.7 данного закона указано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п.2 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

Постановлением Правительства от 30 апреля 2014 года № 403 утверждён исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства.

В разделе II названного перечня перечислены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территории субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований. В пункте 132 перечня указана процедура «предоставление разрешения на осуществление земляных работ».

Кроме того, в наименовании раздела II имеется уточнение: применяются в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Следовательно, подзаконным актом Российской Федерации определена компетенция представительного органа местного самоуправления на принятие соответствующего муниципального нормативного правового акта.

Судом установлено, что на территории Шелеховского городского поселения действует решение думы Шелеховского городского поселения от 28 июня 2012 года №32-рд, которым утверждены Правила содержания и благоустройства территории города Шелехова (в редакции от 16 июня 2016 года).

Разделу 8 (1) Правил определен порядок проведения земляных работ.

Из представленных суду заявлений, следует, что юридические и физические лица обращались за получением разрешения на производство земляных работ.

2 февраля 2015 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утверждены Методические указания № 2233-НА/06 о приведении нормативных правовых актов в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года №403.

Из названных указаний, следует, что муниципальные правовые акты, устанавливающие процедуры № 130-134 Исчерпывающего перечня, должны иметь точное соответствие наименований процедур, указанных в Исчерпывающем перечне. При этом указанные процедуры могут быть установлены только муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Вместе с тем, административный регламент принят исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого постановления Администрации Шелеховского городского поселения от 3 июня 2013 года № 551 па «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Выдача ордера- разрешения на проведения земляных работ», Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 403.

Также необходимо отметить, что оспариваемое постановление как нормативно правовой акт принято исполнительно - распорядительным органом, а не муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

На основании данного Постановления и утвержденного административного регламента осуществлялось получение разрешения на осуществление земляных работ, чем в свою очередь нарушались права неопределенного круга лиц.

Доводы представителя ответчика о том, что не имеется оснований отменять полностью административный регламент, основаны на неверном толковании, поскольку весь административный регламент регулирует процедуру «Выдача ордера - разрешения на проведение земляных работ».

Следовательно, требования прокурора города Шелехова о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления Администрации Шелеховского городского поселения от 3 июня 2013 года № 551 па «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Выдача ордера- разрешения на проведение земляных работ» подлежат удовлетворению.

На основании п.2 ч.4 ст. 215 КАС РФ, с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости опубликования сообщения об указанном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в том официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором было опубликовано оспоренное Постановление, то есть в газете «Шелеховский вестник».

Руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Шелехова о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановления Администрации Шелеховского городского поселения от 3 июня 2013 года № 551 па «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Выдача ордера - разрешения на проведение земляных работ» удовлетворить.

Постановление Администрации Шелеховского городского поселения от 3 июня 2013 года № 551 па «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Выдача ордера - разрешения на проведение земляных работ» признать недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в газете «Шелеховский вестник».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2017 года.

Судья О.И. Плындина