ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1312/2021 от 28.06.2021 Серовского районного суда (Свердловская область)

66RS0051-01-2021-001608-23

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Серов 28 июня 2021 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Александровой Е.В., при секретаре судебного заседания Замятиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1312/2021 по административному иску

Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Серовского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории Серовского городского округа,

с участием представителя административного истца – помощника Серовского городского прокурора Вагаповой Р.Р.,

У С Т А Н О В И Л:

И.о.Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Мягков А.Д., действующий в защиту прав и законных интересов неограниченного круга лиц обратился в Серовский районный суд Свердловской области с административным исковым заявлением к администрации Серовского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории Серовского городского округа.

В обоснование требований И.о.Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Мягковым А.Д указано, что прокуратурой проведен мониторинг законности нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды, в ходе надзорных мероприятий установлено, что на территории Серовского городского округа не принят и не действует муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории городского округа. В адрес главы Серовского городского округа направлено предложение о принятии вышеуказанного муниципального правового акта, однако из ответа главы Серовского городского округа от 27.04.2021г. следует, что у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по принятия данного правового акта.

Представитель административного истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивает по тем, доводам, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была надлежаще извещена, представила отзыв, в котором указала, что с административными требованиями не согласна, считает, что вопрос «государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы» не входит в перечень вопросов местного значения городского округа, оснований для возложения обязанности по принятию муниципального правого акта не имеется. Считает полномочия в области экологической экспертизы относящимися к компетенции федеральных органов, федеральный закон о делегировании органам местного самоуправления данных полномочий не принят, в связи с чем, возложение данной обязанности является незаконной, также в отзыве просит рассмотреть дело без ее участия.

На основании положений ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного административного ответчика.

Суд, выслушав представителя административного истца, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (п.1 ч.9 и ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В данном случае правоотношения являются длящимися в виде не выполнения обязанности, в связи с чем, административное исковое заявление подано в установленный законом срок.

В соответствии с пп.д) ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N131-ФЗ) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа отнесена к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Аналогичное положение закреплено в ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее Закон №174-ФЗ).

В соответствии со ст.4 Закон №174-ФЗ в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Статьей 5 Закона №174-ФЗ закреплены полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, в число которых относится утверждение порядка проведения государственной экологической экспертизы.

Статьей 9 Закона №174-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории. В числе полномочий:

- принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

- организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

- организация по требованию населения общественных экологических экспертиз.

В силу ст.20 Закона №174-ФЗ общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.23 Закона №174-ФЗ общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации.

Согласно ч.1 и 2 ст.22 Закона №174-ФЗ общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

В соответствии с ч.1 ст.23 Закона №174-ФЗ общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

В соответствии с ч.2 и ч.4 ст.23 Закона №174-ФЗ орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

Статьей 24 Закона №174-ФЗ закреплены основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы

Ответственность за незаконный отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы несут должностные лица органов местного самоуправления (ч.3 ст.24 Закона №174-ФЗ).

Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Таким образом, из вышесказанного следует, что в Законе №174-ФЗ определены общие положения основания, порядка регистрации, рассмотрения заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

В соответствии ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее Закон №210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Частью 1 ст.12 Закон №210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В силу пп.4 ч.1 ст.1 Закона №210- ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

По смыслу ст.12 Закона №210-ФЗ следует, что административный регламент разрабатывается для целей конкретизации порядка рассмотрения заявления лица, установления ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за ненадлежащее рассмотрение заявления и выполнения установленной законодательством функций в рамках решении вопроса местного значения по охране окружающей среды в границах муниципального округа.

В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон №2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации среди прочего осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Статья 9 Закона №2202-1 предоставляет прокурору право при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В судебном заседании установлено, что в ходе осуществления надзорных мероприятий на территории Серовского городского округа не принят и не действует муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории городского округа.

В связи с чем, Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор 21.04.2021г. направил в адрес главы администрации Серовского городского округа предложение о принятии муниципального правого акта, регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории городского округа.

27.04.2021г. глава Серовского городского округа ответил отказом на данное предложение.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничивает отдельно вопросы местного значения и вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения.

Согласно ч.1 ст.7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч.1 ст.19 Закона №131- ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. То есть, то, что не относится к вопросам местного значения, может быть передано органам местного самоуправления в виде отдельных государственных полномочий, передача, которых осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Административный ответчик считает, что так как, в силу ст.5 Закона №174-ФЗ полномочия в области экологической экспертизы, в том числе утверждение порядка проведения государственной экологической экспертизы являются федеральными, то в данном случае передача государственных полномочий органу местному самоуправления возможна только при наличии федерального закона об этом, который в настоящее время не принят.

Однако ст.9 Закона №174-ФЗ указывает на то, что организация общественных экологических экспертиз по требованию населения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Также ст.24 Закона №174-ФЗ устанавливая основания в отказе регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, называет ее государственной, что действительно не соответствует природе органов местного самоуправления.

Из совокупного анализа норм ст.ст. 9, 24 Закона №174-ФЗ следует, что законодатель уже наделил этими полномочиями орган местного самоуправления. А предоставление государственной услуги о проведении общественной экологической экспертизы должно осуществляться органом местного самоуправления.

В силу требований Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления должны принять нормативно-правовой акт, который будет регламентировать порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования. Непринятие административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии администрации.

Заявление Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (жителей Серовского городского округа), в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Неисполнение администрацией Серовского городского округа возложенных законом обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, не расцениваются как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Серовского городского округа выразившееся в непринятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории Серовского городского округа незаконным.

Возложить на администрацию Серовского городского округа обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории Серовского городского округа сообщив об этом суду и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Серовский районный суд.

Судья Серовского районного суда Е.В. Александрова

Решение в окончательной форме изготовлено 13.07.2021г.

Судья Серовского районного суда Е.В. Александрова