ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1312/2022 от 17.08.2022 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-1312/2022

УИД 43RS0017-01-2022-001878-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 августа 2022 г. г. Кирово-Чепецк

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Широковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Костылевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1312/2022 по административному иску ФИО1 к МО МВД России «Кирово-Чепецкий», УМВД России по Кировской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ИВС,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к МО МВД России «Кирово-Чепецкий», УМВД России по Кировской области о признании действий (бездействия) незаконными и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ИВС.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что в 2010 году в период расследования уголовного дела находился под стражей и был размещен в <данные изъяты>, из которого неоднократно этапировался для проведения следственных действий в ИВС г. Кирово-Чепецка, где содержался в переполненных (4-5 человек), душных камерах (площадью 10-12 кв.м.), не имеющих вешалок для одежды, шкафчиков для продуктов питания, лавочек, бочка с питьевой водой, с ограниченным доступом к естественному освещению и воздуху, с туалетом, не имеющим перегородок, с отсутствием индивидуального спального места. Условия содержания в ИВС считает бесчеловечными, унижающими человеческое достоинство, с причинением нравственных страданий. Просит признать действия (бездействия) административного ответчика незаконными и взыскать с Российской Федерации в лице МВД России в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в ИВС в сумме <данные изъяты> руб.

Административное дело рассмотрено без участия административного истца, содержащегося в <данные изъяты>, а также в отсутствие представителей административных ответчиков МО МВД России «Кирово-Чепецкий», УМВД России по Кировской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания по делу.

Представитель МО МВД России «Кирово-Чепецкий» в отзыве указывает, что содержание ФИО1 на законных основаниях в камерах ИВС обеспечивалось с соблюдением его прав вследствие реализации механизма государственного принуждения, при обстоятельствах, осуществляемых на законных основаниях. Сотрудниками ИВС предпринимались все возможные и зависящие от них меры по соблюдению надлежащих условий для содержания, в том числе и ФИО1 Доводы, указанные в административном иске ФИО1 не свидетельствуют о незаконных действиях (бездействии) со стороны сотрудников ИВС и нарушении условий содержания ФИО1 под стражей. Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, без указания уважительных причин пропуска данного срока. Просит оставить административные исковые требования ФИО1 без удовлетворения.

Представитель УМВД России по Кировской области в своем отзыве выразил несогласие с административными исковыми требованиями ФИО1, указывает, что срок хранения документов, образующихся в деятельности ОВД РФ, по заявленному ответчиком периоду (2010г.) истёк, в связи с чем документы уничтожены. Административным истцом не представлено достоверных сведений, в какие дни он содержался в ИВС, сколько человек с ним содержались. Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, без указания уважительных причин пропуска данного срока. Просит отказать административному истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

Суд, ознакомившись с позицией сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с положениями статей 7, 9 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

В соответствии со статьей 17.1 вышеуказанного Федерального законаподозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Обязанность доказывания оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 3 Постановления от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Пунктом 14 названного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Исследуя материалы дела, суд установил, что ФИО1 <дата> был осужден <данные изъяты>.

В административном исковом заявлении ФИО1 указывает на нарушения условий содержания его под стражей в периоды этапирования для проведения следственных действий в ИВС МО МВД России «Кирово-Чепецкий» в 2010 году.

Судом установлено, что в ИВС МО МВД России «Кирово-Чепецкий» имеется 7 камер, минимальная площадь – 5,9 кв.м.(1 место); максимальная площадь – 17,6 кв.м.(4 места). Общая площадь камер 87,25 кв.м. Лимит мест в камерах ИВС 18 человек из расчета 4 кв.м. на человека. Имеется санузел с перегородкой и дверками высотой более 1 м. от пола санитарного узла (чаши генуя), металлическая раковина с краном с водопроводной холодной водой. Камеры оборудованы одно - двухъярусными кроватями (1,9х0,7 м). В каждой камере установлен один стол и 2 скамьи, вешалка для верхней одежды, настенные шкафы для хранения продуктов питания и предметов личной гигиены, бачок с питьевой водой и кружки, радиодинамик, кнопка вызова дежурного, светильники дневного и ночного освещения, приточно-вытяжная вентиляция, камеры видеонаблюдения. Уровень освещенности соответствует предъявленным требованиям.

Согласно статье приказа МВД России от 30.06.2012 № 655 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации с указанием сроков их хранения» срок хранения указанной документации составляет 10 лет.

Документация, содержащая сведения по планировке, обеспечению, снабжению камер, а также о содержании ФИО1 в ИВС за 2010 год уничтожена по истечению срока хранения.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вместе с тем, ФИО1 не представлены доказательства нарушения его условий содержания в ИВС МО МВД России «Кирово-Чепецкий». Одних показаний административного истца недостаточно для установления факта нарушения его условий содержания. ФИО1 не конкретизировал факты, указанные им в административном исковом заявлении: когда именно (в какой период, с какой периодичностью и продолжительностью) имелись данные нарушения, сообщал ли он о них сотрудникам ИВС, если сообщал, то кому именно, каким образом фиксировались его сообщения, предпринимались ли какие-либо меры по его заявлениям.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств того, что он содержался в ИВС МО МВД России «Кирово-Чепецкий» в 2010 г. в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, судом не установлено.

Давая оценку доводам административного истца, указанным в административном исковом заявлении, с учетом всей совокупности обстоятельств дела суд не усматривает нарушения условий содержания административного истца в ИВС МО МВД России «Кирово-Чепецкий» в оспариваемый период и оснований для удовлетворения требований. Кроме того суд приходит к выводу о пропуске ФИО1 срока для обращения в суд с указанным административным иском в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к МО МВД России «Кирово-Чепецкий», УМВД России по Кировской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ИВС отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Председательствующий судья Н.В. Широкова

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Решение24.08.2022