Дело №2а-1313/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 марта 2019 г. г.Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семцива И.В., при секретаре Рыбниковой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Шахты о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во включении истицы в списки на переселение из ветхого жилья, обязании осуществить действия по включению в список,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Шахтинский городской суд с административным иском к Администрации города Шахты о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во включении истицы в списки на переселение из ветхого жилья, обязании осуществить действия по включению в список.
В обосновании административного иска административный истец указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Шахты были приняты действия, выразившиеся в отказе включить её в списки на переселение из ветхого жилья. В письме Администрации города Шахты указано, что на переселение из ветхого дома <адрес> из квартиры № были поставлены в очередь только ФИО2 и ФИО3. Истица указывает в иске, что данный ответ нарушает её права как собственника жилого помещения, а также затрагивает права остальных собственников указанной выше квартиры.
При этом, согласно техническому паспорту на квартиру, её собственниками являются: ФИО2; ФИО3; ФИО4; ФИО1. Согласно адресной справки, выданной адресным бюро <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Согласно акта уличного комитета ФИО1 проживает по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 №428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, указывает истица в иске, несмотря на то, что она является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанного ветхим, была в нем зарегистрирована при составлении списков граждан, подлежащих переселению, в указанный список не была внесена, что нарушает её право на переселение из ветхого жилья.
На основании изложенного, истица просит суд: - признать незаконными действия Администрации города Шахты, выразившиеся в отказе включения её ФИО1, в списки на переселение из ветхого жилья; - обязать Администрацию города Шахты осуществить действия по включению её ФИО1 в список на переселение из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.2-3).
Истица, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания (л.д.67,68), в суд не явилась, причины неявки суду не известны.
Суд полагает возможным, во избежании затягивания рассмотрения дела по существу, рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного истца в порядке, предусмотренном ст.ст. 90, 150 КАС РФ.
Представитель истицы – ФИО6, действующий на основании нотариально выданной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.11) в судебном заседании просил суд удовлетворить административный иск доверителя в полном объеме по основаниям аналогичным указанным в иске.
Представитель Администрации города Шахты – ФИО7, действующая на основании выданной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.23-24) просила суд отказать в административном иске в полном объеме, поскольку истицей пропущен срок исковой давности для подачи иска в суд, что отражено в ранее поданном в суд письменном возражении (л.д.20-21).
Выслушав доводы представителей сторон по делу, изучив материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем представителем Администрации города Шахты заявлено о пропуске административной истицей установленного законом срока на обжалование.
По общему правилу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом, о нарушении своих прав административный истец узнала в ДД.ММ.ГГГГ, получив письменный отказ на её письмо во включении в список на переселение из ветхого жилья, что подтверждается копией письма Администрации г.Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7).
С административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока, установленного ст. 219 КАС Российской Федерации.
Письмом Администрации г.Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ заявителю – ФИО2 (ФИО2), а не административному истцу, что следует из текста указанного письма (л.д.8-9).
В соответствии с частью 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд.Оснований для восстановления пропущенного административным истицей срока в судебном заседании не установлено, поскольку ФИО1 и её представителем не указано обстоятельств, подтверждающих уважительность причин пропуска процессуального срока.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в связи с отсутствием уважительных причин для пропуска предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока заявление представителя административного ответчика подлежит удовлетворению, поскольку пропуск без уважительных причин срока на обжалование решений, действий (бездействия) органа, наделенными отдельными государственными полномочиями, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд не может не отметить и следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 №840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (далее по тексту - Перечень).
Пунктом 8 указанного Перечня, утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков. В число мероприятий включено, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 №428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 №308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья, а также регистрация граждан на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Из материалов дела следует, что ветхий жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> расположен на подработанной территории ликвидированной шахты "Южная" ОАО "Ростовуголь".
Из копии представленного в суд истицей технического паспорта на указанную квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, в графе 1 сведения о принадлежности, следует, что за ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО1 спорная квартира числится за ними на праве совместной собственности, на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность в порядке приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в Шахтинском БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13).
Согласно копии адресной справки, представленной в суд истицей, от ДД.ММ.ГГГГ истица – ФИО1 в указанной квартире зарегистрирована только с ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается копией указанной справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Из представленных истицей в суд материалов следует также, что на момент принятия решения о ликвидации шахты "Южная" и составления списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, составленных в ДД.ММ.ГГГГ ликвидационной комиссией шахты "Южная" под номером № значиться 2 человека: ФИО2 и ФИО3, что подтверждается письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9), которые на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, были зарегистрированы на данной площади.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 не была зарегистрирована в спорной квартире на момент составления списка граждан подлежащих переселению из ветхого жилья в ДД.ММ.ГГГГ, а зарегистрирована в ней только с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ
При указанных обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд приходит также и к выводу о том, что оснований, в рамках рассмотрения настоящего дела в порядке главы 22 КАС РФ, для признания незаконными действий Администрации города Шахты выразившихся в отказе во включении истицы в списки на переселение из ветхого жилья, обязании осуществить действия по включению в список у суда нет.
При таких обстоятельствах суда приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации города Шахты о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во включении истицы в списки на переселение из ветхого жилья, обязании осуществить действия по включению в список - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 11.03.2019г.
Мотивированное решение изготовлено 11.03.2019г.
Судья: (подпись)
Копия верна:
Судья: И.В.Семцив
Секретарь: Ю.О.Рыбникова