ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1314/2022 от 09.08.2022 Калининского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-1314/2022

УИД 69RS0037-02-2022-001367-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2022 года город Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

Председательствующего судьи Земляковой К.Е.,

С участием: административного ответчика Николаева Д.Н.

представителя административного ответчика Васильевой О.Б.,

при секретаре судебного заседания Афонине Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС РФ № 9 по Тверской области к Николаеву Дмитрию Николаевичу о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Николаеву Д.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени. Свои требования мотивирует тем, что за ним числится задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 65485 рублей 00 копеек, пени в размере 229 рублей 20 копейки, по налогу по имущество физических лиц за 2014-2016 в размере 31 рубля 00 копеек, пени в размере 4 рубля 58 копеек, которую просит взыскать с административного ответчика.

В судебном заседании административный ответчик Николаев Д.Н. и его представитель Васильева О.Б. пояснили, что две машины он продал, готов заплатить за 1 машину, исковая давность пропущена. Истец ранее обращался в суд с требованиями о взыскании транспортного налога. От уплаты налога на имущество физических лиц административный ответчик освобожден, поскольку является пенсионером.

В судебное заседание представитель административного истца, будучи извещенным надлежащим образом, не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав административного ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, действия налогового органа и налогоплательщика определены главами 8, 10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 44, 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу положений ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (ч. 1). В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам (ч. 2).

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что за Николаевым Д.Н. зарегистрировано имущество, являющееся объектом налогообложения, указанное в налоговом уведомлении.

Николаеву Д.Н. направлялось налоговое уведомление № 27398961 от 01.09.2021 об уплате транспортного налога и налоговое уведомление № 55972063 от 21.09.2017 об уплате налога на имущество физических лиц, что подтверждается реестром почтовых отправлений.

Ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч. 2). Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч. 4).

Николаеву Л.Н. выставлено требование об уплате налога на имущество физических лиц и пени № 55771 по состоянию на 10.07.2019 со сроком исполнения до 05.11.2019.

Николаеву Л.Н. выставлено требование об уплате транспортного налога и пени № 39693 по состоянию на 16.12.2021 со сроком исполнения до 08.02.2022.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 1). Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).

Из материалов дела следует, что сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.

11.05.2022 мировым судьей судебного участка № 17 Тверской области по делу № 2а-756/2022 вынесено определение об отмене судебного приказа мирового судьи судебного участка № 17 Тверской области от 21.04.2022 о взыскании с Николаева Д.Н. задолженности по транспортному налогу и пени за 2020 год, налогу по имущество физических лиц за 2014-2016, в связи с поступлением возражений.

22.06.2022 налоговая инспекция обратилась в районный суд с иском.

В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации). Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Исходя из вышеназванных положений закона, суд полагает, что предъявленные административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Николаев Д.Н. имеет задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, в связи с чем ему начислены пени, выставлено требование об уплате задолженности и пеней. Налоговым органом соблюден предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания задолженности и пеней, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

При принятии решения суд руководствуется расчетом, представленным истцом, поскольку он соответствует материалам дела и вышеизложенным положениям закона, контррасчет административным ответчиком не представлен, данных об уплате налога не представлено.

Довод административного ответчика о том, что у него отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога на транспортные средства, которые он продал, основан на неверном толковании положений закона.

Так, в силу действующего налогового законодательства, обязанность по уплате транспортного налога налогоплательщиком поставлена в зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД (статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации), а не от момента прекращения права собственности на автомобиль или нахождения его в фактическом пользовании.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (действовавшем в спорный налоговый период) предусмотрено, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пункту 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 года N 605 (действовавшем в спорный налоговый период), регистрация транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявлении им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

Налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, именно на него возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, регистрация носит заявительный характер. Следовательно, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий, лежат на налогоплательщике, а не на лице, которое приобрело у него автомобиль по сделке.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 марта 2015 года N 541-О, возникновение объекта налогообложении с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, призвано обеспечить избежание двойного налогообложения в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо.

Исходя из сведений, предоставленных Межрайонной ИФНС РФ № 9 по Тверской области, а также по запросу суда из УМВД России по Тверской области, транспортные средства RENAULT PREMIUM зарегистрировано за Николаевым Д.Н. с 27.02.2007 по 02.02.2021, MERCEDES BENZ зарегистрировано за Николаевым Д.Н. с 31.07.2010 по 02.02.2021, следовательно, он должен оплатить транспортный налог за 2020 год.

Согласно ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения налоговых отношений) с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (п. 10 ч. 1). Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору (ч. 6).

Суд отвергает довод административного ответчика о том, что он освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц, так как является пенсионером, поскольку доказательств обращения в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы он в суд не представил.

Согласно ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной ИФНС РФ № 9 по Тверской области к Николаеву Дмитрию Николаевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с Николаева Дмитрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: , в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 65485 рублей 00 копеек, пени в размере 229 рублей 20 копейки, налогу по имущество физических лиц за 2014-2016 в размере 31 рубля 00 копеек, пени в размере 4 рубля 58 копеек, а всего 65749 рублей 78 копеек.

Взыскать с Николаева Дмитрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: , государственную пошлину в доход местного бюджета Калининского района Тверской области в размере 2172 рубля 49 копеек.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.Е. Землякова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 августа 2022 года

Судья К.Е. Землякова

Дело № 2а-1314/2022

УИД 69RS0037-02-2022-001367-21