ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1316/19 от 02.04.2019 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-1316/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«02» апреля 2019 года город Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе: председательствующего судьи Хабиной И.С.,

при секретаре Самохиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Свердловой Ольги Ивановны к Администрации г. Челябинска об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Свердлова О.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Челябинска о признании незаконным письма заместителя главы города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3», об обязании Администрации г. Челябинска зарегистрировать изменения и дополнения в Устав ТОС «Ленинский-3», принятые и утвержденные конференцией ДД.ММ.ГГГГ г.

В обоснование заявленных требований указано, что она является председателем Комитета территориального общественного самоуправления «Ленинский-3» (далее оп тексту – ТОС «Ленинский-3»). Устав ТОС «Ленинский-3» был зарегистрирован в установленном порядке Администрацией г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ г. о чем была внесена запись в единый реестр уставов территориального общественного самоуправления г. Челябинска за регистрационным номером и выдано соответствующее свидетельство о регистрации. ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец обратился в Администрацию г. Челябинска с заявлением о регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3», принятые и утвержденные конференцией от ДД.ММ.ГГГГ г. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № за подписью заместителя главы города Челябинска по правовым и имущественным вопросам отказано в регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС, на основании того, что Администрация г. Челябинска не осуществляет ведение реестра уставов территориального общественного самоуправления, а также отсутствуют правовые основания для регистрации изменений и дополнений. С данным отказом она не согласна, считает, что ее права нарушены, просит признать его незаконным (л.д. 4).

В судебном заседании административный истец Свердлова О.И. просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Шеянов А.А., действующий на основании (л.д. 82-83) в судебном заседании представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. Поддержал доводы отзыва. (л.д. 130-131).

Заинтересованное лицо Администрация Ленинского района г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. (л.д. 212) Сведений об уважительности причины неявки и заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.

Заинтересованные лица Минаева Л.Н., Шишкова Е.Л. судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 214, 215). Обратились с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 216, 218).

Заинтересованные лица Бабошкина Л.А., Евсикова В.И., Альхова И.А. в судебном заседании полагали, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и проанализировав письменные доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к следующему выводу.

В развитие статьи 46 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (часть 2 статьи 27 Федерального закона).

Согласно части 3 статьи 27 Федерального закона территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. (часть 5 статьи 27 Федерального закона).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на момент регистрации ТОС «Ленинский-3» 21.12.2006 г. город Челябинск являлся единым муниципальным образованием. Общая схема самоуправления города учитывала функционирование города как единого целого муниципального образования.

Законом Челябинской области от 10.06.2014 г. № 703-ЗО «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе» предусмотрено, что местное самоуправление в Челябинском городском округе осуществляется также на территориях внутригородских районов (статья 1), что деление Челябинского городского округа с внутригородским делением на внутригородские районы осуществляется с учетом исторически сложившегося внутригородского территориального устройства, предусматривающего наличие семи районов в городе: Калининского, Курчатовского, Ленинского, Металлургического, Советского, Тракторозаводского, Центрального, при условии соблюдения их территориальной целостности (статья 2), а также определен порядок формирования представительного органа - Челябинской городской Думы, путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов по семь человек от каждого представительного органа внутригородского района в соответствии с равной, независимой от численности населения внутригородских районов нормой представительства (статья 3), порядок избрания главы Челябинского городского округа - из состава Челябинской городской Думы и глав внутригородских районов - из состава представительного органа внутригородского района (статья 4), определяет численность депутатов Челябинской городской Думы и представительных органов внутригородских районов и срок их полномочий (статьи 5 и 6). Закон также установил срок для внесения соответствующих изменений в Устав города Челябинска, преобразованного в Челябинский городской округ с внутригородским делением - до 1 сентября 2014 года и принятия уставов внутригородских районов, сроки формирования местных администраций внутригородских районов, избрания главы Челябинского городского округа и глав внутригородских районов, сроки назначения глав администраций (статья 8).

На момент регистрации ТОС «Ленинский-3» действовало Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске, утвержденном Решением Челябинской городской Думы от 28.02.2006 г. № 10/18, согласно которому устав территориального общественного самоуправления принимается собранием, конференцией граждан, проживающих на соответствующей территории. При этом границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Челябинской городской Думой по предложении граждан, проживающих на соответствующей территории, является частью муниципального образования город Челябинск и не может выходить за пределы города Челябинска.

В целях реализации положений Закона № 703-ЗО, а также наделением города Челябинска статусом городского округа с внутригородским делением решением Челябинской городской Думы от 24.11.2015 г. № 15/24 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением. Указанным решением, признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 28.02.2006 г. № 10/18.

В соответствии с п. 5 Положения территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего внутригородского района. Порядок регистрации уставов территориального общественного самоуправления определяется уставами внутригородских районов и (или) нормативными правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не допускает возможность вмешательства в деятельность внутригородских районов, осуществляемую органами местного самоуправления внутригородских районов самостоятельно.

Согласно п. 13 Положения порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставами внутригородских районов, осуществляемый органами местного самоуправления тается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего внутригородского района. Порядок регистрации уставов территориального общественного самоуправления определяется уставами внутригородских районов и (или) нормативными правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов и уставами территориального общественного самоуправления.

27.05.2016 г. на внеочередной конференции территориального общественного самоуправления «Ленинский-3» было принято решение о внесении изменений в Устав.

28.05.2018 г. председатель ТОС «Ленинский-3» Свердлова О.И. обратилась в Администрацию г. Челябинска с заявлением о регистрации изменений и дополнений в Устав территориального общественного самоуправления «Ленинский-3».

По результатам рассмотрения заявления Администрация г. Челябинска сообщила, что проведение работ по регистрации изменений и дополнений в Уставы ТОС невозможны, по причине изменения системы организации местного самоуправления города Челябинска, а также наделением города Челябинска статусом городского округа с внутригородским делением

Указанное решение оформлено письмом № от ДД.ММ.ГГГГ г., которое оспаривается в настоящем деле.

Оценивая действия административного ответчика, суд соглашается с ними, поскольку ТОС «Ленинский-3» было зарегистрировано, на основании действующего на момент регистрации, Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске, утвержденном Решением Челябинской городской Думы от 28.02.2006 г. № 10/18, полномочиями по внесению изменений и регистрации соответствующих ТОС была наделена Администрация муниципального образования город Челябинск. Вместе с тем на момент проведения внеочередной конференции ТОС «Ленинский-3» о внесении изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3» 27.05.2016 г. уже действовало Положение о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением, утвержденное решением Челябинской городской Думы от 24.11.2015 г. № 15/24.

Таким образом, законных оснований для внесения изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3» у Администрации г. Челябинска не имеется, указанными полномочиями обладают внутригородские районы города Челябинска, на территории которых располагаются ТОС. При этом органами местного самоуправления внутригородских районов приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок работы территориального общественного самоуправления на территории соответствующего района.

Учитывая то, что на основании вновь утвержденного Положения о территориальном общественном самоуправлении, Администрация г. Челябинска не осуществляет ведение реестра уставов ТОС, а законодательно порядок передачи ранее зарегистрированных Уставов ТОС не предусмотрен, соответственно имеющиеся в распоряжении Администрации г. Челябинска Уставы ТОС подлежат хранению в Администрации г. Челябинска.

Административный истец Свердлова О.И., обращаясь в суд с требованием к Администрации г. Челябинска о признании незаконным действий по не внесению изменений в Устав ТОС «Ленинский-3» указывает на то, что ее права нарушены, поскольку административный ответчик препятствует в регистрации изменений, принятых на внеочередной конференции ТОС «Ленинский-3»

Вместе с тем, каких-либо допустимых доказательств в материалы дела не представлены. При этом, препятствий в регистрации территориального общественного самоуправления на территории соответствующего района в соответствии с действующим Положением о территориальном общественном самоуправлении в судебном заседании не установлено.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и в судебном заседании не установлено.

Суд обращает внимание на то, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу вышеприведенных правовых норм ветви власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В связи с этим суд не может обязать орган местного самоуправления совершить действия, поскольку указанные действия являются исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным письма № от ДД.ММ.ГГГГ г., принятого в рамках полномочий органа местного самоуправления, в строгом соблюдении действующего законодательства, не установлено, а следовательно оснований для удовлетворения требований административного истца Свердловой О.И. не имеется.

Поскольку суд находит не подлежащим удовлетворению требование административного истца о признания незаконным письма № от ДД.ММ.ГГГГ г., то и вытекающее требование об обязании Администрации г. Челябинска зарегистрировать изменения и дополнения в Устав ТОС «Ленинский-3», принятые и утвержденные конференцией ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодека об административном судопроизводстве РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Свердловой Ольги Ивановны о признании незаконным письма заместителя главы города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3», об обязании Администрации г. Челябинска зарегистрировать изменения и дополнения в Устав ТОС «Ленинский-3», принятые и утвержденные конференцией ДД.ММ.ГГГГ г., отказать.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: