ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1316/2021 от 13.09.2021 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2021 года г. Нижнеудинск

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Мархеева А.М.,

при секретаре Савкиной Д.Г.,

с участием административного истца – помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Костиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1316/2021 по административному иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шумского муниципального образования – администрации городского поселения о возложении обязанности создать запасы химических реагентов для тушения пожаров, создать запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов, создать силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, создать запасы оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем энерго-, водоснабжения, создать резервы мобильных устройств для очистки, опреснения и транспортировки воды,

У С Т А Н О В И Л:

в обоснование заявленных требований Нижнеудинский межрайонный прокурор, ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, которым утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687, которым утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее – Положение № 687), к вопросам местного значения городского поселения относится, помимо прочего, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных правовых норм, администрацией Шумского муниципального образования не запланированы, не осуществлены следующие мероприятия в целях решения задач в области гражданской обороны:

1. Отсутствуют запасы химических реагентов для тушения пожаров (абз. 3 п. 15.8 Положения № 687);

2. Не созданы запасы дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов (абз. 1 п. 15.10 Положения № 687);

3. Не созданы силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий (абз. 2 п. 15.10 Положения № 687);

4 Не созданы запасы оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем энерго-, водоснабжения (абз. 2 п. 15.12 Положения

№ 687);

5. Отсутствуют резервы мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды (абз. 3 п. 15.12 Положения № 687).

Ненадлежащее исполнение администрацией Шумского муниципального образования возложенных на нее обязанностей и в дальнейшем непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений законодательства в области гражданской обороны может привести к наступлению негативных последствий, связанных с неготовностью органов местного самоуправления к действиям в случае военных конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушением прав граждан, проживающих на территории Шумского муниципального образования, на защиту их жизни, здоровья, имущества в случаи их возникновения.

В целях устранения выявленных нарушений Нижнеудинским межрайонным прокурором главе Шумского муниципального образования 22.06.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, по результатам рассмотрения которого требования прокурора не удовлетворены, нарушения не устранены, что подтверждается ответом № 319.

Руководствуясь ст. 39 КАС РФ, своих требованиях административный истец просит обязать администрацию Шумского муниципального образования в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:

- создать запасы химических реагентов для тушения пожаров;

- создать запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

- создать силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий;

- создать запасы оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем энерго-, водоснабжения;

- создать резервы мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

В судебное заседание административный ответчик не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте его проведения. От главы Шумского муниципального образования Уточкина Ю.А. поступило заявление, в котором он просит об отложении судебного разбирательства, ссылаясь на свой отпуск.

Суд, с учетом мнения административного истца, сроков рассмотрения данной категории административных дел, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, явка которого не признана судом обязательной, поскольку отпуск не является уважительной причиной неявки в судебное заседание.

Изучив материалы дела, выслушав административного истца, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, помимо прочего, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплены основные обязанности органов местного самоуправления в области гражданской обороны. Так, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

- проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

- обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

- определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации.

Согласно части 3 указанного Положения федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее – Положение № 687).

Указанным Положением закреплены мероприятия, которые должны быть запланированы и осуществлены органами местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны.

Так, в силу п. п. 15 – 15.15 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

- заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров (абз. 3 п.15.8);

- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов (абз. 1 п.15.10);

- создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны (абз.2 п.15.10);

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации (абз.2 п.15.12);

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды (абз.3 п.15.12).

Нижнеудинской межрайонной прокуратурой по результатам анализа состояния законности на поднадзорной территории в сфере гражданской обороны установлено, что в нарушение вышеуказанных правовых норм, администрацией Шумского муниципального образования не запланированы, не осуществлены следующие мероприятия в целях решения задач в области гражданской обороны:

1. Отсутствуют запасы химических реагентов для тушения пожаров (абз. 3 п. 15.8 Положения № 687);

2. Не созданы запасы дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов (абз. 1 п. 15.10 Положения № 687);

3. Не созданы силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий (абз. 2 п. 15.10 Положения № 687);

4. Не созданы запасы оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем энерго-, водоснабжения (абз. 2 п. 15.12 Положения

№ 687);

5. Отсутствуют резервы мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды (абз. 3 п. 15.12 Положения № 687).

В связи с чем, 22.06.2021 в адрес главы Шумского муниципального образования внесено представление, которое рассмотрено, нарушения не устранены, что подтверждается ответом от 23.07.2021 номер обезличен.

Понятие гражданской обороны определено ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В статье 6 Устава Шумского муниципального образования предусмотрены вопросы местного значения поселения, в числе которых организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, ненадлежащее исполнение администрацией Шумского муниципального образования возложенных на нее обязанностей и в дальнейшем непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений законодательства в области гражданской обороны может привести к наступлению негативных последствий, связанных с неготовностью органов местного самоуправления к действиям в случае военных конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушением прав граждан, проживающих на территории Шумского муниципального образования, на защиту их жизни, здоровья, имущества в случаи их возникновения.

Доказательств того, что на момент рассмотрения настоящего административного дела, выявленные прокуратурой и указанные в представлении нарушения действующего законодательства административным ответчиком устранены, суду не представлено.

При таких установленных обстоятельствах административное исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора суд полагает законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд устанавливает порядок и срок исполнения решения.

При определении указанного срока с учетом характера и объема мероприятий, подлежащих выполнению для исполнения решения, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда испрашиваемый административным истцом. При этом суд учитывает, что данный срок обеспечит соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Шумского муниципального образования – администрацию городского поселения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:

- создать запасы химических реагентов для тушения пожаров;

- создать запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

- создать силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий;

- создать запасы оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем энерго-, водоснабжения;

- создать резервы мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.М. Мархеев

Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2021 года.