Дело № 2а-1319/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.02.2017 года г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи | Е.В. Лазаревой |
при секретаре | ФИО1, |
с участием: административного истца представителя административных ответчиков – федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия», военного комиссара Республики Карелия ФИО2, временно исполнявшего обязанности военного комиссара Республики Карелия ФИО3 | ФИО4 ФИО5, действующего на основании доверенностей от 09.09.2016, 08.02.2017 |
рассмотрев административное дело по административным искам ФИО4 к территориальному органу Министерства обороны Российской Федерации – федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия», военному комиссару Республики Карелия ФИО2 А,А. и временно исполняющему обязанности военного комиссара Республики Карелия Фенько А,А, о признании незаконными решений, действий и бездействия, понуждении к совершению действий,
установил:
ФИО4 (далее – административный истец, заявитель) обратился в суд с требованиями к территориальному органу Министерства обороны Российской Федерации – федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» (далее – Учреждение, Военный комиссариат), военному комиссару Республики Карелия ФИО2 А,А. (далее – Военный комиссар), временно исполняющему обязанности военного комиссара Республики Карелия Фенько А,А, (далее – врио Военного комиссара) с требованиями о признании:
1. в ответе № 10/2854 от 26.09.2016 (далее – ответ от 26.09.2016) решения, действия (бездействия) Военного комиссара при указании чужого мнения вместо аргументированного ответа по существу поставленного вопроса незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы заявителя при ответе на заявление от 01.09.2016 (далее – обращение от 01.09.2016), понуждении возложить обязанность на Военного комиссара дать ответ в полном соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ);
2. в ответе № 5/10/3225 от 28.10.2016 (далее – ответ от 26.09.2016) решения, действия (бездействия) врио Военного комиссара в отказе давать ответ по существу поставленных вопросов в заявлениях от 01.09.2016 и (или) от 04.10.2016 (далее – обращение от 04.10.2016) неаргументированным, незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы заявителя, возложить обязанность на Военного комиссара дать ответы в полном соответствии с требованиями Закона № 59ФЗ на вопросы обращения от 04.10.2016 или сообщить ссылки ответов на вопросы, содержащиеся в заявлениях;
3. в ответе от 26.09.2016 решения Военного комиссариата о безосновательности очередного обращения и о прекращении переписки незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы заявителя при ответе на обращение от 04.10.2016, отменить данное решение,
полагая, что тем самым нарушается его право на получение аргументированного ответа по существу поставленных в обоих обращениях вопросах.
Административный истец в судебном заседании на требованиях настаивал. Дополнительно пояснил, что в обращениях от 01.09.2016 и 04.10.2016 им испрашивалось о разъяснении понятия «продление выплаты пенсии» с тем, что бы добиться признания, что Учреждением на суд было оказано давление при рассмотрении дела по его иску о признании незаконным решения о продлении и перерасчета пенсии, что повлечет отмену решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15.08.2011, и, как следствие, увеличение размера выплачиваемой ему пенсии.
Представитель всех административных ответчиков в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
ФИО2 и ФИО3, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав участников процесса, показания свидетеля ПМН, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дел №№2-5130/2011, 2-5145/2014, 2а-8945/2016, суд приходит к следующим выводам.
Суд, учитывая выбранный заявителем способ защиты нарушенных прав, принимает решение исключительно по заявленным требованиям.
В судебном заседании установлено, что заявитель 24.06.2011 обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Учреждению о признании незаконным решения о продлении и перерасчета пенсии, получаемой им в соответствие с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), взыскании незаконно удержанной части пенсии, взыскании денежных средств.
По результатам рассмотрения дела решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15.08.2011 (далее – решение от 15.08.2011), вступившим в законную силу 14.10.2011, в удовлетворении требований было отказано в полном объеме.
В ходе рассмотрения заявленных требований, сформулированных самим ФИО4, последним в качестве одного из доказательств было представлено уведомление Военного комиссариата № 10/845 от 26.06.2008 (далее – уведомление от 26.06.2008), в котором было сообщено о «продлении выплаты пенсии» с 01.06.2008 в указанном данным уведомлением размере.
В последующем административный истец неоднократно обращался с заявлениями о разъяснении принятых по делу судебных постановлений, исправлении в них описок, а 24.01.2013 – о пересмотре решения от 15.08.2011 по вновь открывшимся обстоятельствам, при этом в удовлетворении всех его заявлений (кроме заявлений об исправлении описок) было отказано.
ФИО4 01.09.2016 обратился к военному комиссару Республики Карелия с обращением от 01.09.2016, в котором просил сообщить «как выглядит и в каких единицах измеряется продление выплаты пенсии указанное в уведомлении от 26.06.2008 и признанное законным решением от 15.08.2011, в чем это продление заключается».
На обращение от 01.09.2016 заявителю 26.09.2016 за подписью Военного комиссара дан ответ, согласно которому уведомлением от 26.06.2008 было принято решение по перерасчету пенсии с 01.06.2008 с учетом районного коэффициента 1,15, законность которого подтверждена решением от 15.08.2011 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14.10.2011, а также указано, что, по мнению Учреждения, «продление выплаты пенсии означает действие военного комиссариата по дальнейшей выплате пенсии».
Административный истец 04.10.2016 обратился к военному комиссару с обращением от 04.10.2016, в котором просил дать ответ не от имени Учреждения, а от своего имени. Кроме того, указал, что в случае, если представители Военного комиссариата в ходе рассмотрения дела, по результатам которого было вынесено решение от 15.08.2011, доказывали «продление выплаты пенсии, означающее законные действия Учреждения по дальнейшей выплате пенсии … выплата пенсии по месту пребывания и выплата пенсии по месту жительства это разные выплаты, а в судебных постановлениях, указанных в ответе от 26.09.2016 установлено, что с 02.12.2006 одновременно подлежит выплате пенсия и по месту пребывания в г. Петрозаводске и по месту жительства в г. Петрозаводске и если, по Вашему мнению, продление выплаты пенсии означает увеличение выплат пенсии, то дайте ответ на поставленный вопрос в обращении от 01.09.2016».
На обращение от 04.10.2016 административному истцу 28.10.2016 за подписью врио Военного комиссара был дан ответ от 28.10.2016, в котором воспроизведено положение п. 3 ст. 4 Закона № 59-ФЗ, сообщено, что ответ относительно понятия слова продление был дан в ответе от 26.09.2016, в связи с чем Военным комиссариатом на основании п. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ принято решение о прекращении переписки.
Административное исковое заявление к ФИО2 и ФИО3 о признании незаконными ответов от 26.09.2016 и 28.10.2016 подано 15.12.2016, а административное исковое заявление к Учреждению о признании незаконным ответа от 28.10.2016 подано 26.01.2017.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Частью 1 статьи 1 Закона № 59-ФЗ установлено, что настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 2 этого же закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, не нарушая при этом права и свободы других лиц, при этом обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно статье 4 Закона № 59-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
– обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (п. 1);
– предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества (п. 2);
– заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (п. 3);
– жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (п. 4).
В соответствие с пп. 1, 3, 4 ст. 5 Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин, в том числе, имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 9, пп. 1 и 4 ч. 1, ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению в течение 30 дней со дня его регистрации, по результатам которого дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, за подписью руководителя государственного органа, должностного лица либо уполномоченного на то лица.
Согласно чч. 2 и 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения, а в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу; о данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Как усматривается из материалов дела, пояснений самого административного истца, данных в ходе его рассмотрения, обращения от 01.09.2016 и 04.10.2016 преследовали цель получения оценки уведомления от 26.06.2008, в том числе, имея ввиду то обстоятельство, что из содержания обоих обращений усматривается стремление заявителя уяснить смысл приведенного в нем понятия «продление выплаты пенсии».
Между тем уведомление от 26.06.2008 являлось одним из доказательств (ч. 1 ст. 55, ст. 71 ГПК РФ) при рассмотрении требований, заявленных и сформулированных самим ФИО4, по делу по его иску о признании незаконным решения о продлении и перерасчета пенсии, получаемой им в соответствие с Законом № 4468-1, взыскании незаконно удержанной части пенсии, взыскании денежных средств, рассмотрение которого было завершено принятием решения от 15.08.2011.
Равным образом судом при вынесении решения от 15.08.2011 применительно к взаимосвязанным положениям ч. 1 ст. 55, ст.ст. 67 и 68 ГПК РФ оценивались объяснения представителей Учреждения, данные в ходе рассмотрения дела.
Поскольку существом названного спора являлось определение размера районного коэффициента, исходя из установления в судебном порядке конкретного места жителя заявителя, и, как следствие, размера получаемой им в соответствие с Законом № 4468-1 пенсии, а содержание текста уведомления от 26.06.2008, объяснений представителей и их правовое и фактическое содержание в части понятия «продление выплаты пенсии» сомнений у суда не вызвала, оценка указанного уведомления и объяснений представителей Военного комиссариата непосредственно в самом решении от 15.08.2011 применительно к положениям чч. 3-7 ст. 67 ГПК РФ не приведена.
Однако уведомление от 26.06.2008, а равно объяснения представителей Военного комиссариата, не будучи исключенными из числа относимых и допустимых (ст. 59, 60 ГПК РФ), оценивались судом при принятии указанного выше решения, необоснованными им не признавались, имея ввиду и то обстоятельство, что ФИО4 заявлялись, в том числе, требования о признании незаконными «решений Учреждения по продлению и перерасчету пенсии», а решением от 15.08.2011 в удовлетворении иска было отказано в полном объеме.
Таким образом, применительно к правовой позиции, содержащейся в п. 17 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного 16.03.2016 Президиумом Верховного Суда РФ, как само уведомление от 26.06.2008, так и объяснения представителей не только не могут быть предметом самостоятельной судебной проверки, но и в силу ч. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 8 ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, не могут подвергаться оценке со стороны иных органов, что нашло правовое закрепление и в ч. 2 ст. 11 Закона № 59-ФЗ.
Из этого же исходит Конституционный Суд РФ, который в определении № 2829-О от 22.12.2015 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО6 на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» сформулировал следующую правовую позицию.
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ они определяются федеральными законами, к числу которых относится и Гражданский процессуальный кодекс РФ, предусматривающий, что проверка правильности оценки доказательств, положенных в основу принимаемого по результатам рассмотрения дела решения суда, осуществляется вышестоящими судами (разделы III и IV), а не в новом судебном процессе, поскольку предполагает проверку законности и обоснованности этого судебного решения.
Таким образом, в ответе от 26.09.2016 имеется обоснованные ссылки на состоявшиеся судебные акты, на отсутствие компетенции на толкование судебных актов, а также на право заявителя обратиться в суд в установленном порядке (ст. 202 ГПК РФ) с заявлением о разъяснении судебных актов.
При этом Учреждение применительно к положениям ст. 29 Конституции РФ высказывать свое мнение относительно понятия «продление выплаты пенсии», что и было сделано. Оценка доказательств, на основании которых было принято решения от 15.08.2011, а также самого решения Учреждением не давалась.
Соответственно, ответы от 26.09.2016 от 28.10.2016 были даны в установленный срок, поскольку не имелось оснований для применения положений ч. 2 ст. 11 Закона № 59-ФЗ срока.
Таким образом, суд не усматривает каких-либо оснований для удовлетворения заявленных требований в части признании незаконным ответа Военного комиссара от 26.09.2016 и ответа врио Военного комиссара от 28.10.2016 в части разъяснения понятия «продление выплаты пенсии».
Кроме того, суд особо отмечает, что заявитель в своих обоих обращениях не просил предоставить какую-либо новую информацию, сведения, оказать иное содействие в установлении фактических обстоятельств, необходимых для реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц и т.д.
Сутью его обращений от 01.09.2016 и от 04.10.2016 являлось только и исключительно получение правовой оценки содержания ранее полученного уведомления от 26.06.2008, то есть доказательства по гражданскому делу.
Вместе с тем, указанная оценка истребовалась заявителем у руководителя Учреждения, являвшегося ответчиком по гражданскому делу, по результатам рассмотрения которого было принято решение от 15.08.2011.
Кроме того, в обоих обращениях административный истец фактически добивался получения требуемого ему ответа на поставленные вопросы, предлагая необходимые именно ему (исходя из его правовой позиции по спорному вопросу, касающемуся определения размера и порядка выплаты пенсии) варианты ответа на них, а также подтверждения его правовой интерпретации понятия «продление выплаты пенсии», приведенного в уведомлении от 26.06.2008.
В силу предписания ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, закрепляющего правило осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон, присущего гражданскому судопроизводству принципу диспозитивности, означающего, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановления Конституционного Суда РФ № 4-П от 14.02.2002 и № 19-П от 28.11.1996, определения Конституционного Суда РФ № 166-О от 13.06.2002, № 7-О от 15.01.2015 и др.), ни одна из сторон гражданского процесса (в отличие от административного, имея ввиду положения ч. 5 ст. 135 КАС РФ), в том числе обладающая определенными властными или иными публичными полномочиями, не может быть понуждена к представлению каких-либо объяснений по делу, тем более, к представлению отличной от имеющейся у нее правовой позиции относительно предмета судебного разбирательства, а равно по представлению иной правовой оценки уже имеющихся в материалах дела доказательств.
Административный истец, обращаясь (как 01.09.2016, так и 04.10.2016) с заявлениями о разъяснении понятия «продление выплаты пенсии» к руководителю Учреждения, являвшегося его процессуальным оппонентом, по сути, испрашивал у него (а в рамках настоящего дела – истребует) о получении обоснования правовой позиции по указанному гражданскому делу и о получении дополнительных письменных объяснений по нему (в том числе, относительно правовой оценки доказательств), а не о предоставлении каких-либо фактических сведений, информации, оказания содействия в их получении и т.д.
Вместе с тем, представление объяснений противоположной стороне в силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 57, ст. 68 ГПК РФ должно осуществляться лишь наряду с их представлением суду, рассматривающему дело, а не исключительно стороне, имеющей противоположный материально-правовой интерес, но пользующейся своим правом по получению требуемой ему правовой позиции по делу и оценки уже имеющихся доказательств в порядке, предусмотренном Законом № 59-ФЗ.
Соответственно, суд приходит к выводу о недопустимости возложения на административных ответчиков обязанности по предоставлению заявителю иных ответов на вопросы, поставленные в обращениях от 01.09.2016 и 04.10.2016 с иной правовой аргументацией, отличной от ранее данных в ответах от 26.09.2016 и 28.10.2016, имея ввиду что в последних в соответствие с компетенцией лиц, их подписавших, были разрешены поставленные в указанных выше обращениях вопросы. Указанное является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в части возложения на должностных лиц комиссариата Республики Карелия обязанности дать ответы на обращения от 01.09.2016 и от 04.10.2016.
Учитывая сформулированные административным истцом в ходе рассмотрения настоящего дела конечные цели его обращений к военному комиссару Республики Карелия (отмена решения от 15.08.2011), суд приходит к выводу о недопустимости использования заявителем механизма, предусмотренного Законом № 59-ФЗ, для получения от своего процессуального оппонента необходимой ему правовой позиции и оценки доказательств по ранее рассмотренному гражданскому делу (а не получения какой-либо информации по вопросам факта), что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признания незаконным ответа Военного комиссара от 26.09.2016, ответа врио Военного комиссара от 28.10.2016 в части разъяснения понятия «продление выплаты пенсии» и возложении обязанности на военного комиссара Республики Карелия дать ответы на обращения от 01.09.2016 и от 04.10.2016.
Вместе с тем, суд разъясняет, что в случае, если заявитель полагает, что на суд при вынесении решения от 15.08.2011 было «оказано давление», в связи с чем, как указанное решение, так и кассационное определение от 14.10.2011 являются незаконными и подлежат отмене, он вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением о преступлении, совершенном против правосудия (в том числе, преступлений, предусмотренных чч. 1 и 3 ст. 294 УК РФ), а в последующем, в случае, если вступившим в законную силу приговором суда будут установлены обстоятельства, перечисленные в пп. 2 и 3 ч. 3 ст. 392 ГПК РФ, обратиться в порядке, предусмотренном главой 42 ГПК РФ с заявлением о пересмотре решения от 15.08.2011 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Также суд находит правомерным решение Военного комиссариата в ответе от 28.10.2016 о безосновательности очередного обращения и о прекращении переписки (далее – решение о прекращении переписки), как принятое в соответствие с положениями ч. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ.
При этом суд исходит из того, что по вопросу, связанному с разъяснением понятия «продление выплаты пенсии», административному истцу дважды (в ответах от 26.09.2016 и от 28.10.2016), то есть неоднократно, давались ответы. По смыслу ч. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ решение о прекращении переписки может быть принято одновременно с направлением ответа на повторное обращение. Иного положения п. 9 Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 555 от 18.08.2014, не содержит.
Учитывая характер требований, заявленных в обращениях от 01.09.2016 и от 04.10.2016, обстоятельства, предшествующие указанным обращениям (в том числе, имея ввиду длительность переписки по вопросу правомерности решения об уменьшении размера выплаты пенсии, ранее состоявшиеся по данному вопросу судебные акты), суд приходит к выводу о соразмерности принятого решения о прекращении переписки.
При этом суд принимает во внимание как содержание обращения от 04.10.2016, так и правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом РФ, согласно которой ч. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ направлена на предотвращение злоупотребления гражданами правом обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления путем многократного направления обращений, совпадающих по своему предмету и основаниям; при этом в случае, когда компетентный орган или должностное лицо приняли незаконное, по мнению гражданина, решение о прекращении с ним переписки, данное решение, а также последующее бездействие органа или лица при направлении гражданином аналогичных обращений могут быть обжалованы в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации (определения № 1268-О-О от 19.10.2010, № 1309-О от 24.09.2013, № 1497-О от 19.07.2016 и др.).
Вместе с тем, суд отмечает, что оспариваемое решение о прекращении переписки касается только и исключительно прекращения переписки по вопросу разъяснения понятия «продления выплаты пенсии» и не касается переписки по иным вопросам, имея ввиду то обстоятельство, что исходя из самого содержания ответа от 28.10.2016, прекращение переписки с ним было принято только и исключительно в связи с тем, что его заявление от 04.10.2016 дублирует заявление от 01.09.2016, то есть в нем не содержится сущностно новых доводов и обстоятельств.
Из исследованных материалов усматривается, что ФИО4 неоднократно обращался в Военный комиссариат по различным аспектам вопроса о размере выплачиваемой ему пенсии, по которым ему давались ответы, однако данные обращения не учитывались при принятии оспариваемого решения о прекращении переписки (исходя из его содержания).
Таким образом, оспариваемое решение о прекращении переписки не затрагивает право административного истца на рассмотрение его иных обращений и получения ответов на них (за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Закона № 59-ФЗ), имея ввиду и то обстоятельство, что это прямо следует из указания в названном решении на то, что «при появлении новых фактов и обстоятельств по существу заданных вопросов, заявитель вправе вновь обратиться с заявлением».
Частью пятой статьи 11 Закона № 59-ФЗ правом на принятие решения о прекращении переписки наделены лишь руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо, что обусловлено соответствующими правовыми последствиями указанного решения и призвано не допустить приятие решения, ограничивающего закрепленного в Конституции РФ права, не уполномоченным на то лицом.
Указанное не препятствует принятию указанного решения лицом, поименованным в ч. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ, действующим на основании нормативного правового акта от имени органа, в который обратился заявитель, равно как и являющимся тем должностным лицом, к которому он обратился, имея ввиду, что тем самым обеспечивается надлежащий контроль за обоснованностью решения со стороны лица, уполномоченного на его принятие.
Кроме того, применительно к спорным правоотношениям, решение о прекращении переписки хотя и было принято от имени Военного комиссариата (исходя из буквального его содержания), было подписано врио Военного комиссариата, то есть надлежащим лицом, в связи с чем не нарушает прав заявителя в указываемом им аспекте, в связи с чем в удовлетворении его заявления в указанной части следует отказать.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконными решений, действий (бездействия) административных ответчиков при рассмотрении обращений ФИО4 от 01.09.2016 и 04.10.2016, не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку ответы от 26.09.2016 и 28.10.2016, а также решение о прекращении переписки даны и прияты при наличии к тому правовых и фактических оснований, компетентными должностными лицами, не нарушают прав и законных интересов административного истца, в связи с чем совокупность установленных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
Применительно к положениям ч. 1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные административным истцом, следует в полном объеме отнести на него самого.
Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать полностью.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме принято 21.02.2017.
Последний день подачи апелляционной жалобы – 21.03.2017.