Дело № 2а–1319/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи: Юровского И.П.,
при секретаре: Дударьковой П.В.,
помощник судьи: Зорина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просит взыскать с налогоплательщика ФИО1 (ИНН <номер обезличен>) задолженность по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018 года в размере 271407,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 764,46 рублей, всего в размере 272171,46 рублей.
Взысканную сумму перечислить по следующим реквизитам: получатель: УФК по Новосибирской области (ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска); ИНН <***>; КПП 540601001; банк получателя платежа: Сибирское ГУ Банка России по Новосибирской области; расчетный счет <***>; БИК 045004001; код ОКАТО (ОКТМО) 50701000; КБК 18210601020041000110 – уплата налога на имущество физических лиц, КБК – 18210601020042100110 – уплата пени по налогу на имущество физических лиц.
В обоснование заявленных требований представитель истца указывает, что налогоплательщик ФИО1 (ИНН <номер обезличен>) состоит на учете в ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска. ФИО1 нарушена обязанность по уплате законно установленного налога на имущество физических лиц за налоговый период 2018 год. На ФИО1 в 2018 году было зарегистрировано недвижимое имущество – иные строения, помещения и сооружения, местонахождение – <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>. Налоговым органом в установленные законом сроки налогоплательщику (в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика) направлено налоговое уведомление № 31214290 от 21.08.2019 по уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2018 год по сроку уплаты до 02.12.2019, в т.ч. по коду ИФНС 5406 в размере 271407,00 рублей, на имущество - иные строения, помещения и сооружения, местонахождение – <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>. Административный ответчик в установленный законом срок налог на имущество физических лиц за налоговый период 2018 год не уплатила, в связи с чем, ей были начислена пеня. ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска налогоплательщику было направлено (передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика) требование № 33944 от 16.12.2019 по сроку уплаты до 09.01.2020 на уплату налога на имущество физических лиц за налоговый период 2018 год в размере 271407,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 764,46 рублей, а всего в размере 272171,46 рублей. В установленный в требовании срок налогоплательщик не исполнила обязанность по уплате задолженности. Срок исполнения требования истек 09.01.2020 г. Заявление о вынесении судебного приказа подано налоговым органом в установленный законом срок – до 09.07.2020. 18 февраля 2020 года мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Томска по заявлению ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска вынесен судебный приказ № 2а-455/20(5) о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц за период 2018 года в размере 271407,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 764,46 рублей, всего в размере 272171,46 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Томска от 16 марта 2020 года вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от административного ответчика. Определение об отмене судебного приказа вынесено 16.03.2020, соответственно, срок подачи административного искового заявления по 16.09.2020. На дату подачи административного искового заявления задолженность ответчиком не погашена.
Представитель административного истца ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска, о времени и месте судебного заседания уведомленный надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть данное дело без участия представителя административного истца. Представил письменные пояснения по делу, в которых указал, что в период с 04.04.2019 (дата регистрации налогоплательщика в личном кабинете) по 03.09.2020 (дата отключения) ФИО1, получившая в этот период доступ к личному кабинету, получила от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе налоговое уведомление № 31214290 от 21.08.2019 и требование № 33944 от 16.12.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения заявления извещалась в порядке, установленном гл. 9 КАС РФ (Судебные извещения и вызовы). Ранее о дате, времени и месте подготовки дела к судебному разбирательству ФИО1 была извещена посредством телефонной связи, знала о том, какое исковое заявление находится на рассмотрении в Ленинском районном суде г. Томска, в дальнейшем как от извещения по телефону, так и от получения почтовой корреспонденции уклонилась, в связи с чем, суд приходит к выводу о злоупотреблении ответчиком своими правами и считает возможным рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствие административного ответчика.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности 70 АА 1206737 от 25.08.2018, сроком действия десять лет, о времени и месте судебного заседания уведомленный надлежащим образом, в суд не явился, ранее в судебном заседании пояснил, что основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют, поскольку налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением за пределами установленного законом срока. Также указал, что личным кабинетом налогоплательщика ФИО1 не пользовалась, доступ к личному кабинету не был активирован, доказательств получения регистрационной карты, а также активации и смены первичного пароля путем внесения электронной почты и иным образом, в течение месяца со дня получения регистрационной карты, не представлено. Доказательств, подтверждающих надлежащее отправление уведомления и требования об уплате налога, не имеется. Кроме того, судебный приказ и определение об отмене судебного приказа не содержат сведения за какой налоговый период производилось взыскание.
На основании ст. 150 КАС РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя административного истца, административного ответчика и её представителя, явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 18.02.2020 мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Томска был вынесен судебный приказ № 2а-455/20(5) о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени в общей сумме 272171,46 рублей, а также государственной пошлины в размере 4182,57 рублей. В связи с поступившими возражениями ФИО1 судебный приказ 16 марта 2020 года отменен.
Налоговая инспекция в установленный п. 3 ст. 48 НК РФ срок после отмены судебного приказа (03 августа 2020 года) обратилась в суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней в порядке искового производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность государства носит публично-правовой характер.
В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги.
В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по начислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с ч. 4 ст. 391 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п.п. 1, 2, 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>, являющегося объектом налогообложения.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, а также подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Как видно из материалов дела, ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска у ФИО1 выявлена сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц, на которую начислены пени.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц», действовавшего на момент возникновения налоговых правоотношений, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения, согласно ст. 2 указанного закона, являются, в том числе: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Аналогичные нормы права содержатся в главе 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ и вступившей в силу 01.01.2015 г.
Обязанность уплатить указанные налоги установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 45 НК РФ, ст. 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
Исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами; налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникших правоотношений).
Ответчику, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, направлялось налоговое уведомление № 31214290 от 21.08.2019 и требование № 33944 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 16.12.2019, в котором был установлен срок для уплаты до 09.01.2020 г., что подтверждается сведениями из информационной базы АИС Налог-3 ПРОМ, а также распечатками из личного кабинета налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 11.2 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Из искового заявления ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска следует, что указанное законное требование налогового органа ответчиком в установленный срок не исполнено.
Таким образом, ответчик ФИО1, являясь налогоплательщиком, не уплатила своевременно налог на имущество физических лиц, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Следовательно, требование истца о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 271407,00 рублей подлежит удовлетворению. При этом правильность расчета налога суд признает верным.
В силу ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. При этом, пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В связи с неуплатой ФИО1 налога на имущество физических лиц, ИФНС в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ произвела начисление пени на сумму долга по налогу за период с 03 по 15 декабря 2019 года в размере 764,46 рублей.
Учитывая вышеприведенное, а также то обстоятельство, что до настоящего времени задолженность по уплате налога на имущество физических лиц и пени на имущество физических лиц в бюджет не погашена, ответчиком наличие задолженности не оспорено, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Довод представителя административного ответчика о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением является несостоятельным, основанным на неверном толковании вышеуказанных норм права и противоречащим материалам дела.
Так, в требовании об уплате налогов и пени № 33944 по состоянию на 19.12.2019 г., установлен срок для его исполнения до 09.01.2020, таким образом, с заявлением о взыскании налоговой задолженности в порядке приказного производства ИФНС по Центральному району г. Новосибирска могла обратиться в срок до 09.07.2020 включительно. Согласно материалам дела с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился своевременно, поскольку уже 18.02.2020 уже был вынесен судебный приказ. В связи с поступившими возражениями ФИО1 судебный приказ 16 марта 2020 года был отменен. Следовательно, срок подачи административного искового заявления исчисляется по 16 сентября 2020 года. Административное исковое заявление подано в суд 03 августа 2020 года, т.е. в пределах вышеуказанного срока.
Доводы представителя ответчика о том, что личным кабинетом налогоплательщика ФИО1 не пользовалась, доступ к личному кабинету не был активирован, доказательств получения регистрационной карты, а также активации и смены первичного пароля путем внесения электронной почты и иным образом, в течение месяца со дня получения регистрационной карты, не представлено, а также, что доказательств, подтверждающих надлежащее отправление уведомления и требования об уплате налога, не имеется, также является несостоятельным, поскольку ФИО1 с 04.04.2019 по 03.09.2020 была зарегистрирована в личном кабинете налогоплательщика, имела в этот период доступ к личному кабинету, получила от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе налоговое уведомление № 31214290 от 21.08.2019 и требование № 33944 по состоянию на 16.12.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, а в силу п. 2 ст. 11.2 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физических лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.
Довод представителя ответчика о том, что судебный приказ и определение об отмене судебного приказа не содержат сведения за какой налоговый период производилось взыскание, является несостоятельным, поскольку судебный приказ, и, соответственно, определение об отмене судебного приказа, были вынесены мировым судьей на основании налогового уведомления № 31214290 от 21.08.2019 и требования № 33944 от 16.12.2019, которые содержат расчет налога, в них указан период, за который взыскивается налог, и сумма исчисленного налога.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, ст. 104 КАС РФ в случае, если административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с удовлетворением исковых требований с административного ответчика ФИО1 в доход муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден в размере 5921,72 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц, пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 272171,46 рублей, из которой: 271407,00 рублей - налог на имущество физических лиц за 2018 год, 764,46 рублей - пени по налогу на имущество физических лиц за период с 03 по 15 декабря 2019 года.
Взысканную сумму перечислить по следующим реквизитам: получатель: УФК по Новосибирской области (ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска); ИНН <***>; КПП 540601001; банк получателя платежа: Сибирское ГУ Банка России по Новосибирской области; расчетный счет <***>; БИК 045004001; код ОКАТО (ОКТМО) 50701000; КБК 18210601020041000110 – уплата налога на имущество физических лиц, КБК – 18210601020042100110 – уплата пени по налогу на имущество физических лиц.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 5921,72 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.П. Юровский
Мотивированный текст решения изготовлен 06 ноября 2020 года.
УИД 70RS0002-01-2020-004648-77